Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
материал по развитию речи (старшая группа)

Ячменева Ольга Минуловна

Роль сказки в жизни дошкольника

«Сказка - ложь, да в ней намёк...»

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Неделя по сказкам.25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

«Путешествие в страну сказок»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция областей:

«Познавательное развитие» закреплять умение детей анализировать, ориентироваться в пространстве (ТРИЗ, развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, память, внимание).

«Социально-коммуникативное развитие» (способствовать развитию диалогической речи; умение договариваться, задавать вопросы; совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам; Формировать эмоциональную отзывчивость, воспитывать умение работать в коллективе и команде, продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, вызвать желание сопереживать)

Цель: Создание эмоционально-положительной обстановки и формирование доброжелательных взаимоотношений во время коллективной игры.

.
Задачи:
Обучающие:

совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;
- Формировать эмоциональную отзывчивость.

- способствовать развитию связной речи;
- активизировать в речи детей: названия сказок, имена сказочных героев, названия сказочных предметов;
-
Развивающие:
- способствовать развитию мыслительной и речевой активности детей;
- развивать мышление, воображение, внимание, инициативу…
Воспитательные:
- вызвать желание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок;
- воспитывать уважение к книге, любовь и интерес к сказкам;
- воспитывать уважение друг другу.
Планируемые результаты: Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладает развитым воображением. +Владеет своей речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, чтение сказов

«Принцесса на горошине», «Лисичка со скалочкой», «Дюймовочка», работа с иллюстрациями по сказкам, загадывание загадок о сказочных персонажах и сказочных предметах, игры-пантомимы, театрализованные игры

«Золушка», «Дюймовочка», «Белоснежка и семь гномов», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Доктор Айболит», «Золотой ключик, или приключения Буратино»,.
Материалы и оборудование: клубок, презентация, цветочки, поляна, игрушки сказочных героев, декоративное дерево.
Аппаратное обеспечение: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр.
Содержание НОД: Традиционным подходом в проведении НОД заключалось в ходе занятия – организационный момент, основная часть, заключительная часть.
В проведении НОД прослеживается инновационный характер – применение ИКТ; привлечение к участию в НОД родителя.
Весь ход НОД логично связан единым игровым сюжетом. Продолжительность НОД 25 минут.

 В.: - Здравствуйте, ребята. Вы любите читать сказки? Сегодня я принесла вам

новую книгу сказок, давайте ее почитаем (открывает книгу, а она без страниц).

В.: - Ребята, посмотрите в книге нет ни одной страницы. Не понимаю, что могло случиться. А это, что за фотография? (в книге лежит фото Бабы- яги). Кто это, ребята?

Д.: - Баба-яга.

В.: - Тут еще и конверт с письмом лежит. Давайте почитаем от кого оно (открывает конверт, а в нем лежит чистый лист бумаги). Ничего не понимаю, бумага пустая, на ней ничего не написано. Ну и что это может быть?

В.: - Я думаю, что это не простое письмо, а волшебное. Точно, ребята, это письмо написала Баба-яга, значит оно волшебное. Она его засекретила: писала его секретными, невидимыми чернилами- лимонным соком. И чтобы узнать, что в нем написано, нужно закрасить это письмо красками (дети выполняют задание).

Письмо:

«Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, положила их в сундук волшебный и закрыла его на замок надежный! А искать его нужно в далекой стране сказок. Если выполните все мои задания, то так уж и быть отдам я вам вашу книгу сказок! Ну, а если не выполните, то никогда больше не увидите ее. Баба Яга».

В.: - Ну что, ребята, отправимся в страну сказок? Будем искать книгу? Будем выполнять задания Бабы Яги?

Д.: - Да.

В.: - Тогда закроем глаза, повернемся вокруг себя, раз, два, три (дети под музыку вместе с воспитателем выполняют движения). Вот мы и оказались в далекой стране сказок. А куда же нам теперь идти? А путь- дорогу нам укажет клубок волшебный (показывает), бросим его (выполняют). И привел он нас на берег моря. А вот и первое задание, давайте прочитаем (достают из конверта письмо с заданием и читают его).

1 задание.

В.: - Посмотрите, ребята, на столе лежат пазлы. Нам нужно их собрать и назвать сказку (дети собирают пазлы и говорят название сказки).

В.: - Правильно, ребята, это «Сказка о рыбаке и рыбке». А кто ее написал? Да, Александр Сергеевич Пушкин. А о ком она?

Д.: - О старике, старухе и рыбке.

В.: - Правильно, молодцы, ребята. Ой, ребята посмотрите, кто это приплыл? (выставляет на стол аквариум с рыбкой).

Д.: - Золотая рыбка.

В.: - Давайте с ней поздороваемся. Рыбка-золотая, а почему ты грустишь? Она говорит, что ей одной грустно, потому что у нее нет друзей. Давайте сделаем ей друзей (выполняют по показу воспитателя и приклеивают на пластилин готовых рыбок к аквариуму). Вы справились с заданием и получаете первую страницу из книги. Давайте бросим клубок и посмотрим куда нам дальше нужно идти. Но не забывайте, что Баба яга, она хитрая и задания вам будет задавать все сложнее.

2 задание 

В.: - И привел нас клубок в сказочный лес. Здесь повсюду чьи-то следы, а вот и задание (открывает конверт, читает загадку)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

В.: - Догадались, что это за сказка?

Д.: -«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

В.: - Правильно, это сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

- А что произошло с Иванушкой?

- Как вы думаете, почему Иванушка превратился в козлёночка?

Посмотрите у меня в банке вода. Сейчас я вам расскажу интересную историю о ней. Итак: на улице я набрала в банку снег и принесла в детский сад. Как вы думаете, что произошло со снегом? Как вы считаете, это вода чистая? Хотите это проверить? (дети очищают воду через фильтр- переливают воду из одного стакана в другой, через ватный диск). После обращаем внимание на цвет ватного диска, как он изменился после того, как дети перелили воду. Что осталось на ватном диске? (очень мелкие частички земли, песка, мусора). Какой можно сделать вывод из этого?

Д.: -Вода была не чистая, а грязная. Такую воду пить нельзя. А чтобы вода снова стала чистой ее необходимо пропускать через фильтр.

В.: -Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Вы научили, Иванушку, очищать воду, теперь он будет пить только чистую воду. Получаем страницу из книги. Скажите сколько у нас страниц? (три).

В.: - Дорога наша длинная, извилистая, с разными тайнами и загадками. Я что-то устала. А вы? Давайте немного отдохнем

Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем —и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

—Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево -вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

—Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

—Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

В.: - Отлично, бросаем клубок и отправляемся выполнять следующее задание.

3 задание

В.: - И привел нас клубок в сказочный дом (демонстрационный стол с кухонной утварью и крупами, конверт с загадкой). А кто в нем живет надо угадать (открывает конверт, читает загадку)

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет

К себе на чердак я вернусь.

В.: - Кто это?

Д.: - Золушка.

В.: - Ребята, злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома. А чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задание. Дочери мачехи смешали манную крупу с рисовой, а мачеха заставила Золушку отделить рис от манки. Давайте поможем бедной Золушке. - Как мы можем это сделать?

- А как же это сделать быстрее?

- Посмотрите, у нас на столе стоит разная кухонная посуда, может быть она нам в этом поможет? (дети рассматривают посуду, делают свои предположения). Воспитатель обращает внимание детей на сито. Это что за посуда? Для чего оно необходимо, как им можно пользоваться? Предлагает попробовать просеять крупу через сито.

- Что остается в сите?

- Что сыплется в миску?

- Какой вывод мы можем с вами сделать?

Д.: - У сита мелкие отверстия. Манка мелкая очень, похожа на муку, поэтому она просеивается через сито, а рис крупнее манки, поэтому он не просеялся. Рис остался в сито, а манка вся просеялась и попала в тазик.

Мы справились с заданием и получаем еще одну страницу из книги, продолжаем наше путешествие. Давайте снова бросим клубок, и посмотрим, куда нам дальше идти?

4 задание.

В.: -Ребята, посмотрите, куда это привел нас клубок?

Д.: - На пруд. Чтобы не промочить ножки, давайте пройдем по кочкам (проходят по специальному настилу).

В.: - Здесь опять конверт, давайте откроем его и прочитаем задание.

Черепахе триста лет.

Уж ее и старше нет.

И она-то рассказала

Тайну, о которой знала

И которую хранила,

Буратино ключ вручила:

«Вот он, ключик золотой.

В город счастья дверь открой.

Я ж в пруду останусь тут»

Черепаху как зовут?

Д.: - Тортилла.

В.: - Ребята, вы знаете, у Буратино приключилась беда. Буратино сделал много золотых ключиков и хотел подарить вам, но упал в пруд и потерял ключики. Давайте поможем ему их найти. В пруду вода мутная, грязная. Как вы думаете, как мы можем найти ключик в мутной воде? 

Д.: предлагают варианты.

В.: - Я хочу вам немного подсказать: из чего сделан ключик Буратино? Правильно из металла. При помощи чего мы можем достать железный ключик из воды? Правильно, ребята. Мы можем достать ключик из воды при помощи магнита: магнит имеет свойство притягивать металлические предметы, это явление называется магнетизмом. Дети выполняют задание.

В.: - И с этим сложным заданием вы справились. Вот вам еще одна страница из книги. А теперь давайте соберем все страницы вместе, что получилось? (складывают страницы, как пазлы и получился рисунок из сказки «Теремок»). Из какой сказки Баба яга вырвала страницы?

Д.: - «Теремок».

В.: - А теперь давайте перевернем страницы и посмотрим, что нарисовано на обратной стороне.

Д.: - Сундук.

В.: - Так вот где Баба яга спрятала книгу сказок. Открывают сундук там лежит книга сказок и и письмо от Бабы яги.

Письмо:

Вижу, справились вы с моими заданиями. И за то, что вы выполнили все мои задания, я вам хочу не только вернуть книгу сказок, но и подарить театральные маски. Читайте сказки и показывайте их. Ваша Баба яга.

В.: - Молодцы, ребята. Теперь нам пора возвращаться в детский сад (включает музыку, выполняют движения). Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? Где мы с вами побывали? Какие задания выполняли? Какое задание на ваш взгляд было самым интересным?  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей "Как и что читать детям", "Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок"

Как читать детям сказки?  Казалось бы это совсем просто - бери книжку и читай! Но все же в каждом деле есть свои секреты мастерства. Поэтому воспринимать рассказ надо учить - и тогда способн...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок....

Проект по формированию морально - нравственных качеств у детей младшего возраста: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"

Тематический план мероприятий проводимых в рамках проекта "Сказка - ложь. да в ней намёк - добрым моладцам урок!"...

Кружок "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Тексты сказок  для драматизаций, способствующие воспитанию положительных черт характера....

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок. По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок.По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»Литературное  мероприятие   для детей 5-7 лет: Сказка  П.П. Ершова «Конек-Горбунок»....

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок"

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок" (консультация для родителей)

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...