«Использование чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте».
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Черникова Любовь Петровна

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью.
 Само слово “чистоговорка” принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: “потешки”, “прибаутки”, “скороговорки”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistogovorki.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте ». Воспитатель : Черникова Любовь Петровна МКДОУ ЦРР - д етский сад № 10 г. Россоши 2023г .

Слайд 2

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью . Само слово “ чистоговорка ” принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: “ потешки ”, “прибаутки”, “скороговорки”.

Слайд 3

Виды заданий для работы с чистоговорками : 1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией. Одновременно можно использовать упражнения: «Проговори и прохлопай»; «Подбрось мяч вверх»; «Переложи мяч из одной руки в другую ». - произносим с различной интонацией ; -произносим голосом разным по тембру (как мишка , как мышка ); -произносим тихо или громко ; -произносим в разном темпе (медленно или быстро ); - произносим, меняя место логического ударения. Например, чистоговорку «Дарья дарит Дине дыни» дети произносят так, чтобы было ясно, что дарят дыню именно Дине, а не кому-то другому. Усложняя задание, можно предлагать детям последовательно выделять голосом одно слово за другим. Например, чистоговорка «Сынишка сочинил смешной стишок» произносят так: « Сынишка сочинил смешной стишок», «Сынишка сочинил смешной стишок», «Сынишка сочинил смешной стишок », « Сынишка сочинил смешной стишок ».

Слайд 4

2 . Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза . - добавляем слог с определённым звуком: Сы -со- са – на бумаге поло… ( са ). Су- са - сы – у девчушки две ко… ( сы ) и т.д. - прошагаем по слогам: Ла-ла-ла – ост- ра -я пи-ла. Ча-ча-ча – на- ша ка- ша го-ря-ча . -закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом): Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса. Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро. - повторяем без ошибок: Су-шу, су-шу – я письмо пишу. За- жа , за- жа – есть иголки у ежа. -поменяем звуки: «л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар. «ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

Слайд 5

3 . Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи. На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы. - изменяем форму слова: Са-са-са – вот опять идёт … (лиса). Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы). Су-су-су – дети видели … (лису). Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой). Се-се-се – много сказок о … (лисе). Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д. -отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия): Ра- ра - ра – какая детвора? Ра- ра - ра – весёлая, шумная, дружная детвора Ра- ра - ра – что делает детвора? Ра- ра - ра – играет, напевает, танцует детвора - подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки): Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

Слайд 6

- отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки): Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла -называем слова, противоположные по значению: Ра- ра - ра – высокая гора. Ра- ра - ра – низкая гора. Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д . -называем слова «ласково»: Лу- лу - лу – стул в углу. Лу- лу - лу – стульчик в углу. Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д. - говорим «Один-много» по картинкам ( са - са -лиса, сы - сы -лисы, ис - ис -много лис). - считаем «1-2-5 » ( аш - аш - аш -один карандаш, ша - ша - ша -два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей, ал-ал-ал один пенал, ла-ла-ла два пенала, лов-лов-лов – пять пеналов). - скажем «Чего не стало ?» ( са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола)

Слайд 7

- - согласование прилагательных с существительными Например: ор-ор-ор красный помидор, ор-ор-ор –оранжевый помидор, ор-ор-ор – черный помидор, ор-ор-ор – розовый помидор. - из чего состоит? Например : Ла-ла-ла - это что у стола? Ла-ла-ла — это ножки у стола. - скажи чьи? Например : - Это чьи уши? - Это заячьи уши. - Назови еще раз эту часть тела. Произнеси последний слог в слове -названии. - Ши. - Повтори его. - Ши-ши-ши. - Теперь добавь про ответ на мой вопрос. Чьи уши? - Ши-ши-ши – заячьи уши. - образуй слово-действие (с приставкой) Взрослый проговаривает чистоговорку , во второй части которой находится словосочетание типа «глагол + существительное». Затем задает ребенку наводящие вопросы, а ребенок составляет чистоговорки с приставочными глаголами. Например: - Ры-ры - несли шары. Несли шары, потом ушли и шары с собой... (что сделали ?) - Унесли . Ры-ры -унесли шары . - Потом вернулись и шары.- (что сделали ?)- Принесли. Ры-ры - принесли шары.

Слайд 8

-заучивание чистоговорок по лексической теме

Слайд 9

- Придумай рассказ по картинке или вопросам Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса. Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса. Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса. Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.

Слайд 10

-Придумай чистоговорку В них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессмысленные строки или стихотворения. Их основная цель - выработка звука . Вот инструкция, как сочинить собственную чистоговорку : Давайте, например, придумаем собственную чистоговорку для ребёнка 5 лет на звук «р». Берём слог « ро » Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро - ро Добавляем любую строчку, так, чтобы последний слог последнего слова тоже был « ро ». Прокатились мы в метро. Вот и получили мы готовую чистоговорку : Ро-ро-ро , прокатились мы в метро . Придумаем чистоговорку на закрытый слог «ал»: Ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал!

Слайд 11

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Антонова Г.А. «Уроки риторики», Ярославль. 2. Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», Санкт- Петербург. 3. Рождественская В. «Воспитание правильной речи». 4. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду», Москва. 5. Успенская Л.Л. «Учитесь правильно говорить». 6. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». 7. Шашкина Г.Р. «Логопедическая работа с дошкольниками».

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей по теме «Использование элементов фольклора в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте».

Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чистоговорки и скороговорки....

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

laquo;Скороговор­ки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего орга­на, который был бы способ...