Комплекс игр, направленных на формирование текстовых умений (навыков текстообразования) у детей среднего дошкольного возраста при обучении пересказу
картотека по развитию речи (средняя группа)

Комплекс игр, направленных на формирование текстовых умений (навыков текстообразования)  у детей среднего дошкольного возраста

при обучении пересказу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс игр, направленных на формирование текстовых умений (навыков текстообразования)  у детей среднего дошкольного возраста

при обучении пересказу

Целенаправленное формирование текстовых умений имеет главное значение в общей системе педагогической работы с дошкольниками. Это определяется, прежде всего, основной ролью связной речи в обучении дошкольников как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста. Развитие текстовых умений у детей в ДОУ осуществляется как в процессе всевозможной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающими и др., так и на занятиях.

Порядок формирования умений:

  • рассказ по демонстрируемому действию;
  • формирование        описательного        рассказа        по        демонстрируемому действию;
  • формирование рассказа по картине;
  • пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
  • формирование рассказа по серии сюжетных картинок.

  1. Пересказ по демонстрируемому действию.

 «Отгадай-ка»

С помощью этой игры ребёнку необходимо описать любой предмет в группе, который ему больше всего понравится. То есть каждый ребёнок мысленно должен превратится в какой-либо предмет, стать им, и рассказать о себе.

Цель игры: учить детей характеризовать предмет, не смотря на него, определять у предмета основные качества и свойства; по описанию распознавать предмет.

Оборудование: мяч, обруч, скакалка, кисточка, книга, расчёска, кукла, машинка.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям: «Давайте поиграем в интересную игру. Пусть предметы, которые есть у нас в группе, расскажут о себе, а мы с вами постараемся угадать, какой предмет «заговорил». Уже после незначительной паузы (ребёнку необходимо отыскать предмет для описания и приготовиться рассказать) педагог предлагает детям превратиться каждому в какой-нибудь предмет, который находится в группе, и рассказать о себе.

«Исправь ошибку»

Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть картинку-нелепицу. Найти ошибку и объяснить, почему это именно она. Например, картинка животных в лесу, где заяц сидит на дереве и собирает орехи, а белка на земле ест морковку. В итоге получается полное описание картинки и даже с элементами рассуждения.

Цель: научить находить и обсуждать ошибки при рассматривании картинки-нелепицы.

Оборудование: картина «Животные в лесу».

Ход игры:

Перед ребёнком воспитатель раскладывает картинку-нелепицу. Рассмотрев картинку-нелепицу, воспитатель просит, ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Нарисуй картину словами»

Даная игра помогает развить у ребёнка воображение. Педагог читает детям небольшое стихотворение и предлагает им представить его с закрытыми глазами. А после этого рассказать то, что он представил. В конце игры можно предложить детям нарисовать свою фантазию.

Цель:        развивать        воображение,        умение        использовать        образные выражения.

Оборудование: стихотворение С. Маршак о весне:

«Рыхлый снег темнеет в марте, тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте и по карте на стене».

Ход игры:

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте, глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину». Затем дети могут нарисовать красками, иллюстрацию к своим рассказам.

  1. Составление        описательного        рассказа        по        демонстрируемому действию.

 «Пойми меня»

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру и показывает волшебную коробочку, в которой находится подарок для каждого. Затем каждый ребёнок с закрытыми глазами достаёт свой подарок, но никому его не показывает. Педагог просит детей рассказать о своём подарке так, чтобы все ребята могли догадаться, о чём идёт речь.

Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Оборудование:        коробка        с        картинками        «Игрушки»,        «Животные», «Транспорт».

Ход игры:

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить, подарок, может только тот, кто умеет, хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. Воспитатель объясняет правило игры.

Потом рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого, дети рассказывают, про свои подарки по очереди и, когда подарок, угадан, открывают свою картинку.

«Продолжи предложение»

Воспитатель даёт детям задание продолжить определённое предложение, используя при этом наводящие вопросы. Например, «Машина едет….(куда? зачем?)». Или предлагает вариант посложнее: «Учитель учит детей для того, чтобы…..».

Цель: развитие у детей умения строить, предложения со словами- предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Оборудование: карточки с предложениями: «Лене купили куклу…..»,

«Продавец работает…», «Купаться можно…», «Учитель учит….», цветной камешек.

Ход игры:

Педагог детям даёт задание продолжить и завершить начатое взрослым предложение, основываясь, на наводящие вопросы. Допустим, педагог ставит предложение таким образом, чтобы дети ответили: «Машина едет...» (Куда? Зачем?).

Или предложить наиболее сложный вариант: «Учитель учит детей для того, чтобы»; Данный вариант, кроме обогащения грамматического опыта, может служить тестом, позволяющим, раскрыть, беспокойство ребёнка по отношению, к различным ситуациям.

«А я бы…»

Детям читается небольшая сказка определённого характера. Такая как «Воробьишко» М. Горького. Затем предлагается рассказать как бы сам ребёнок поступил, попав в данную ситуацию, как герой сказки.

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: сказка М. Горький «Воробьишко». Ход игры:

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если попал, в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

  1. Составление рассказа по картине.

«Где начало рассказа?»

Эта игра помогает детям научиться правильно, передавать последовательность рассказа. При помощи серийных разрезных картинок, ребёнок составляет к каждой из них определённое предложение, а затем соединяет их в общий рассказ. Игра может проводиться как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Оборудование: серийные разрезные картинки «Мой друг щенок».

Ход игры:

Воспитаннику предоставляется возможность придумать рассказ лично, основываясь на иллюстрации. Иллюстрации служат своеобразным планом рассказа, дает возможность правильно, передать сюжет, от начала до конца. По каждой иллюстрации ребёнок составляет одно предложение и совместно они объединяются в связный рассказ.

«Фотограф»

Педагог предлагает детям рассмотреть общую большую картину Е. Чарушина «На нашем дворе», а также небольшие картинки – это фрагменты данной иллюстрации. После этого ребёнок должен найти место для каждого фрагмента. Как бы собрать фотографию по частям в одно целое. А в конце обязательно рассказать, о чём данная картина. И конечно не забыть про отдельные фрагменты, почему их выделил фотограф.

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Оборудование: большая картина Е. Чарушина «На нашем дворе», фрагменты этой картины.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал, много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Как ты узнал?»

Перед детьми раскладываются картинки животных, каждый из них выбирает себе картинку. После этого воспитатель просит детей назвать, что изображено на картинке. Дальше задаёт вопрос «Как ты узнал, что это белка?». Каждый ребёнок отвечает, называя только основные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак дети получают фишки. Выигрывает тот, у кого больше всего фишек.

Цель: учить, подбирать доказательства при, составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Оборудование: картинки «Животные», фишки. Ход игры:

Перед детьми раскладываются картинки, которые они должны описывать. Ребёнок, выбирает любую картинку и называет, её. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это заяц»? Играющий должен описать предмет, выбирая, только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названый признак ребёнок получает, фишку. Выиграет тот, кто наберет больше всех фишек.

  1. Пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок.

«Поиск пропавших деталей»

Перед ребёнком испорченная фотография, некоторые части которой потерялись. Детям предлагается найти недостающие части и поставить в нужное место. А затем описать получившуюся картину.

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Оборудование: картина «Мой двор», фрагменты этой картины. Ход игры:

«Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись, с большой картины. Хорошо, что сохранились, маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«Найди картинке место»

Воспитатель раскладывает перед ребёнком ряд последовательных картинок, но одну из них даёт ему в руки и просит найти её место. А после этого составить рассказ по собранной серии картинок.

Цель: учить детей соблюдать последовательность хода действия. Оборудование: серийные разрезные картинки «Мышка и шарик». Ход игры:

Педагог раскладывает ряд картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл для нее нужное место. После этого, просят, ребёнка, составить рассказ, по восстановленной серии картинок.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

«Нарисуй сказку»

После прочтения небольшой сказки с детьми, например «Три поросёнка». Педагог предлагает детям нарисовать картинки к данной сказке. При этом ребёнку можно помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик и т.д. Затем он составляет рассказ по нарисованным картинкам.

Цель: научить составлять рисуночный план к сказке, использовать при рассказывании.

Предварительная работа: прочтение сказки «Три поросёнка». Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход игры:

 Ребёнку читают текст, сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает, серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Составь два рассказа»

Воспитатель предлагает ребёнку навести порядок в картинках и разложить их на две серии. А после этого составить рассказ по каждой серии.

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов. Оборудование: два набора серийных картинок

Ход игры:

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Какая картинка не нужна?»

Ребёнку предлагают серию картинок, где одна взята из другого набора, и просят найти лишнюю и убрать её. А затем составить описательный рассказ по данной серии.

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Оборудование: серийные картинки «Я проснулся», «Мамины помощники».

Ход игры:

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

А также необходимо проводить работу с родителями по формированию текстовых умений у детей среднего дошкольного возраста.

Это могут быть определённые консультации и советы:

  • вовлекать детей в разговор, побуждать их выражать свои мысли;
  • рассматривать различные картинки и обязательно комментировать всё увиденное;
  • когда ребёнок рисует, пускай рассказывает о том, что он делает;
  • когда ребёнок играет, задавайте незначительные вопросы, но не принуждайте его отвечать, если он не хочет;
  • рассматривайте сюжетные картинки. Сначала пусть ребёнок назовёт все изображённые предметы, а затем составит описательный рассказ про каждый из них;
  • заучивайте небольшие стихотворения, а затем пересказывайте их в прозе;
  • играйте в игру, «Какой предмет ты задумал?». Пускай ребенок, мысленно загадывает предмет и описывает его. А вы должны отгадать этот предмет. Для каждого дошкольника такая игра очень увлекательна и интересна.

Ну и, конечно же, помните, чем больше времени вы уделяете малышу, чем больше с ним играете, тем больший вклад вы вносите в его общее развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в системе педагогического взаимодействия, направленного на формирование интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста.

Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста на год по экспериментированию в неживой природе...

Формирование коммуникативных умений и способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема общения (коммуникации) у детей дошкольного возраста в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов....

Педагогические условия формирования технических умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования технических умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста...

Обобщение опыта работы по теме - Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Идея опыта: создание условий по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях....

Статья "Формирование культурно - гигиенических навыков (КГН) у детей младшего дошкольного возраста".

Статья является сообщение на педагогическом совете , посвящённом здоровому образу жизни. Выступление  сопровождалось презентацией по теме педсовета....

Формирование и коррекция навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами дидактических игр для развития зрительного восприятия

   В основе причин отставания детей с ЗПР от сверстников (неустойчивое внимание, трудности восприятия, замедленность мыслительных операций, снижение работоспособности и пр.) лежит нес...

"Комплекс мероприятий направленных на формирование учебных умений у детей с особыми образовательными потребностями в условиях надомного обучения"

В настоящее время в образовательных учереждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно - развивающего обучение детей,испытывающих трудности в освоении учебных программ, в а...