Роль художественной литературы в процессе работы над интонационной выразительностью вопросительного предложения
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Тукиш Татьяна Федоровна

В работе над интонационной выразительностью вопросительного предложения  особенно трудно дается детям умение задавать вопросы, используя вопросительную интонацию. Опыт подсказывает, что в данном направлении большая роль отводится выбору литературного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в процессе работы над интонационной выразительностью вопросительного предложения

В работе над интонационной выразительностью вопросительного предложения я очень часто отмечала, что особенно трудно дается детям умение задавать вопросы, используя вопросительную интонацию. Считаю, что в данном направлении большая роль отводится выбору литературного материала. Детям должны быть интересны произведения, используемые при обучении. Тогда процесс восприятия и усвоения информации будет более качественным. Каждый педагог должен иметь большой запас литературных произведений (тщательно отобранных) по изучаемой теме. Предлагаю вам некоторые из обширной картотеки.

Белый пудель,

 Людин пудель

 Нес на блюде

 Сладкий пудинг

 Белый пудель,

 Людин пес

 Целый пудинг

 Люде нес.

 Белый пудель,

 Людин пудель

 Съел украдкой

 Сладкий Пудинг!

 Белый пудель,

 Верный пес,

 Что ж ты пудинг

 Не донес?

(Л. Мезинов)

Волнуются волнушки:

 - Как быть нам без кадушки?

 Все грибы в кадушках!

 Забыли о волнушках!

 Поищи волнушки - ты!

 Очень вкусные грибы!

(Ю. Капотов)

В зоопарке
Полярный медведь, что дремал под скалой, 
Увидел вдруг бурого братца…
– Откуда, – он рявкнул, – грязнуля такой? 
И надо же так ИЗВАЛЯТЬСЯ! 
Но где отыскал ты, приятель, ответь, 
Такое количество сажи?.. –
…Проснулся сосед его, бурый медведь, 
И сел от волнения даже. 
– Ой, белый медведь… Да не снится ль он мне? 
Я в жизни с таким не встречался! 
Эй, коли уж ты прислонился к стене, 
Пошел бы, чудак, искупался! (Мезинов Леонид - Эдуард Авакян)
 
 Бегемот на улице
Кричал и толпился у сквера народ: 
– Живой бегемот? Но откуда? 
– Откуда он взялся? Куда он идет? 
– Вот чудо, великое чудо! 
А он не спеша продвигался вперед, 
То медленно рот разевая, 
То прыгать пускаясь… Казалось, бредёт
Куда-то гора небольшая. 
Сбавляли трамваи стремительный ход, 
В домах дребезжала посуда. 
И плыл, как корабль по волнам, бегемот
Средь грохота, звона и гула, 
И криков прохожих, и лая собак…
И молча из шумных окошек
Смотрели, как шёл бегемот в зоопарк, 
Сто мрачных, взъерошенных кошек.
Мезинов Леонид - Эдуард Авакян

 Ива
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам её спросить? Ирина Токмакова

Куда в машинах снег везут?..
Куда в машинах снег везут?
Наверно, в странах жарких
Его ребятам раздают
На Новый год в подарках.
Получат полные кульки —
И все бегом играть в снежки!
Снежки не долетают,
На жарком солнце тают,
И только лужи там и тут… Ирина Токмакова

А. Пенопластов

Почему у кошки хвост?
Почему над речкой мост?
Почему идем гулять?
Почему мне нужно спать?
Почему вода из крана?
Почему соседка Жанна?
Почему зажегся свет?
Мне ответят или нет?
Почему скрипят качели?
Почему в метро мы с ели?
Где кончается дорога?
И что такое недотрога?
Я хочу узнать все это,
И когда наступит лето?
И когда я буду взрослой,
Стану выше мамы ростом?

С. Зайчик

Почему бывает дождик?
Почему течёт вода?
Почему краснеет борщик?
Почему горит звезда?
Почему кот лижет лапу?
Почему нет ночью дня?
Почему зовёт мой папа
Почемучкою меня?

Л. Заикина

Почему кричат коты?
Для чего растут хвосты?
Где ночуют в речке раки?
Сколько лет живут собаки?
Разводя в сторонки ручки,
Вновь с вопросом Почемучка
Папа снова в интернете,
Ищет все ответы детям.
Чтобы умным рос малыш
Точный дать ответ спешишь

Т. Ефимова

Почему на небе тучки?
Почему замёрзли ручки?
Почему на речке мост?
Почему у кошки хвост?
Почему бежать быстрее?
Почему мы не успеем?
Почему я – тихоход?
Почему трамвай не тот?
Почему заплакал мальчик?
Почему вдруг лопнул мячик?
Почему фонарь горит?
Почему подъезд закрыт?
Почему от чая лужа?
Почему закончен ужин?
Почему пора в кровать?
Почему с утра вставать?
Почему ты гасишь свет?
От кого покоя нет?!

Т. Лаврова

Почему сегодня солнце
Ярко светит к нам в оконце,
А у неба синий цвет?
Потому что тучек нет.
Почему в весенний день
Ходит Таня словно тень,
Не танцует, не поёт?
Потому что дождь идёт.
Почему, проснувшись рано,
Кот не стал просить сметану,
Лишь воды попить хотел?
Потому что рыбу съел.
Почему звучит у нас
Каждый день и каждый час
Сто вопросов ни о чём?
Потому что мы – растём!

Л. Нижегородцева

Почему у кошки - лапы,
А у куриц- ноги?
Почему зайчонок в норке,
А медведь в берлоге?
Почему висят сосульки
С крыши вверх тормашками?
Почему у черепахи
Твёрдая рубашка?
Почему у друга Вовы
На носу веснушки?
А у Катиной сестрёнки
В растопырку ушки?
Почему я- надоеда?-
Я не понимаю...
Я ведь спрашиваю взрослых
То, чего не знаю.
Я не знаю про ракеты
И про водороды,
Про подарки Дед-Морозу
Для нового года:
Почему подарки эти
Мама покупает,
А потом в халат и вату
Папу наряжает?
А зачем? А где? А как?
Для чего? А сколько?
Ну и ладно... Сам узнаю.
Подрасти бы только!


Е. Кравченко

Говорят мне папа с мамой,
Что я много говорю...
Ну а я ведь не болтаю,
А вопросы задаю.
Потому что есть на свете
Очень много "почему?",
На которые ответить
Очень трудно самому.
Почему снег идет?
Почему растаял лед?
Как до радуги дойти?
Почему звенят ручьи?
А когда нам светит солнце,
Где же прячется луна?
Почему планет так много,
А Земля всего одна?
Могут взрослые ответить
На любой почти вопрос.
Стану взрослым и не буду
Им устраивать допрос.
А пока от них я слышу
Всё не то, что я хочу:
"Где ты был?", "Ты пообедал?"...
Ну а я узнать хочу:
Почему они забыли,
Что когда им было семь
И они узнать хотели
"Почему?" или "Зачем?"
Все им было интересно.
...Эх, скорей бы я подрос
И тогда б я смог ответить
На любой на их вопрос.

Т. Прокушева

-Почему собака – Шарик,
Ведь она не катится?
Отчего горит фонарик?
Скоро будет пятница?
Ну, когда же Мамин праздник?
Сколько дней ещё в году?
-Помолчи чуть-чуть, проказник:
Я сейчас с ума сойду!
-Помолчу одну минутку…
Всё, она уже прошла!
Я сегодня видел утку!
А у утки - два крыла?
Мама, это что такое?
Кто? Когда? Куда? Кому?
-Дай же мне чуть-чуть покоя!
-Сколько дать?
А почему?

 А. Арешкина

Почему залаял песик
И зачем лошадке хвостик?
Почему жужжит пчела
И куда спешит она?
Почему на небе звезды
И где учат строить гнезда?
Почему на море ветер
И откуда мы на свете?
Почему песок ничей
И куда течет ручей?
И зачем на все вопросы
Есть всегда ответ у взрослых?

В. Ростовский

Почему восходит солнце?
Почему оно сияет?
И откуда льётся дождик?
И куда река впадает?
Как пробраться в телевизор,
Чтобы песенку пропеть?
Кто в компьютере играет?
Отчего мороз бывает?
Как летают самолёты,
И ракета как летает?
Если съесть кило пломбира,
Горло может заболеть?
Я подумал: ну и ну!
Сколько разных "почему"!
Но мне мама обещает:
Подрасту и всё пойму!

Лале

Объясни мне, мама,
Просто и толково
Почему троллейбус
Держится за провод?
Почему тельняшку
Зебра не снимает?
Кто луну, бедняжку,
Сбоку подгрызает?
Стала мама говорить
Мне про электричество -
Иностранных странных слов
Страшное количество...
Про движенье, про вращенье,
Притяженье, превращенье...
Только, честно говоря,
Все старанья были зря.
Если ты не знаешь, мама,
Так скажи об этом прямо!
А. Штро

Почему на небе тучки,
И куда они плывут?
Для чего ошейник Жучке?
А вороны где живут?
Как цветочки расцветают,
И зачем растет трава?
А волшебники бывают?
А летает тут сова?
Сколько ножек у букашки?
Бегемоты что едят?
Мама есть у ЧЕБУРАШКИ?
А деревья тоже спят?
А какого ветер цвета?
Чем его нарисовать?
А когда настанет лето?
А откуда цифра "пять"?
Может слон сидеть на стуле?
Кто царем назначил льва?..
Отчего вдруг у бабули
Разболелась голова?
Оттого, что моя внучка –
Где-куда-как-почемучка!

***
Л. Тильман

– Дедушка, зачем синица
Утром к нам в окно стучится?
Почему горят огни,
Но не греют нас они?
Отчего струна звенит?
Что такое – «знаменит»?
Почему, скажи, у ёлки
Не листочки, а иголки?
Где зимой жуки и осы?...
Улыбнулся хитро дед:
– Загляни-ка в Интернет,
Там на всякие вопросы
Всякий ты найдёшь ответ.

 

Милая, смешная Почемучка! 
Все на свете хочет знать скорее – 
Отчего на небе эта тучка? 
И откуда лужи на аллее? 

— Спи скорей, угомонись, сыночек, 
Закрывай скорей свои реснички. 
Пусть тебе приснится этой ночью 
Солнце, ветерок и песня птички. 

И уткнувшись носиком в подушку, 
Оказавшись вдруг у сна во власти, 
Спит, обняв любимую игрушку, 
Белобрысое моё, родное Счастье.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над интонационной выразительностью речи

Работа над интонационной выразительностью речи...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Работа над интонационной выразительностью речи

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педогоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. В большинстве случае...

Работа над интонационной выразительностью

В статье рассказывается о составляющих интонации, приводятся примеры их использования....

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...

Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....