Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему: «Мы дружим с книгой» ( по произведениям К.И.Чуковского)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Наталья Викторовна Ярига

 Цель:

Формирование различных сторон речи и нравственно-этического словаря детей на основе изучения сказок К.И.Чуковского.

Задачи:

     Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского;

     Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, определять название сказки по  прочитанному отрывку;

      Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в    предложениях, образовывать уменьшительно-ласкательные слова;

     Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;

     Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

на тему: «Мы дружим с книгой» ( по произведениям К.И.Чуковского)

1. Цель:

Формирование различных сторон речи и нравственно-этического словаря детей на основе изучения сказок К.И.Чуковского.

2. Задачи:

     Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского;

     Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, определять название сказки по        

      прочитанному отрывку;

      Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в    предложениях, образовывать уменьшительно-ласкательные слова;

     Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;

     Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.

3. Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):

для воспитателя - ноутбук, экран, проектор, колонки, мольберт

для детей – презентация, Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; ромашки с заданиями, чудо-дерево с картинками, волшебный сундучок с предметами; медали для награждения.

4. Предварительная работа:

Чтение сказок К.И.Чуковского, рассматривание иллюстраций, выставка произведений К.И.Чуковского, подборка художественных иллюстраций к ним, просмотр презентации: «Откуда пришла книга», дидактические игры «Узнай сказку», «Найди героя», «Из какой сказки предмет? Кому он принадлежит?».

 Ход занятия:

1.Психологический настрой:

Придумано кем – то. Просто и мудро

При встрече здороваться! Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

- Доброе утро! Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

2.Воспитатель (загадывает детям загадку про книгу):

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Дети (отгадывают загадку).

Вос-ль: Правильно, дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги - наши друзья». Почему книгу считают другом?   (отвёты детёй)

Вос-ль: Кроме загадок, есть пословицы и поговорки о книгах. Какие может быть вспомните и вы?  (Дети перечисляют).

1. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

. Книги для ума, что теплый дождик для всходов.

3. Кто много читает, тот много знает.

4. Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.

Воспитатель рассматривает с детьми книги, которые живут в книжном уголке. 

Вос-ль: Посмотрите, ребята, сколько у нас здесь разных книг с известными рассказами, стихами, загадками и с нашими любимыми сказками. Среди них есть и произведения известного детского писателя К.И.Чуковского, со дня рождения которого прошло уже 136 лет.

Вос-ль: Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир- рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний!». Давайте скажем, как нужно обращаться с книгами.

(дети перечисляют известные им правила обращения с книгами):

1. Не рвать, не мять.

2. Не есть за столом.

3. Не читать лежа.

4. Ничего не ставить на книги

5. Вовремя их «лечить»

Воспи-ль: Ребята, а вы знаете стихи про книги. Дети рассказывают:

Приходит книга в дом любой. 
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот 

Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна 
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.

3. Сюрпризный момент. Смотрите, ребята, а на книжной полке что-то лежит. Это письмо. Как вы думаете кто его написал? Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – доктор Айболит! Я торопился в страну Лимпомпо, там заболели звери, но кажется, заблудился. По дороге я встретил сказочника. Онсказал, что попасть обратно в сказку мне помогут ребята, с помощью волшебного сундучка. В нем задания и сюрпризы для вас. Ну что поможем доктору Айболиту?- Да. Открыть сундук поможет, дети, Великий сказочник К.И. Чуковский. Кто сказки его отгадает, тот подарок получает!

Вос-ль: Ребята, ну что, вы хотите получить подарки, которые приготовил для нас Айболит? Тогда вперёд в путешествие по сказкам К.И. Чуковского.

4. О писателе.

К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка Чуковского «Крокодил». Кстати этот персонаж будет присутствовать почти во всех других сказках писателя.

5. «Узнай сказку»

Вос-ль: Смотрите, ребята перед вами ромашковая поляна, но цветы здесь непростые, а сказочные. На обороте каждой ромашки написан отрывок из сказок К.И.Чуковского. Угадайте, из какой сказки этот отрывок».

Каждый ребенок по очереди берет цветок и передает его воспитателю, взрослый читает текст, а ребенок сам или с помощью своих товарищей отгадывает название сказки).

1. Вдруг из маминой, из спальни

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой. (Мойдодыр)

2. Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники. (Айболит)
3
. Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно. (Краденое солнце)
4.Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,

И в руке его горит маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку, саблю вынимает

И ему на всём скаку голову срубает! (Муха – Цокотуха)

5. А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитесь домой!» (Федорино горе)

6. .... А лисички взяли спички,

К морю синему пошли

Море синее зажгли. (Путаница).

7. ...Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Звери задрожали, в обморок упали.  (Тараканище).

8. Таня, Ваня задрожали -

Бармалея увидали.

Он по Африке идет,

На всю Африку поет.  (Бармалей).

6. Игра «Собери героев в одну сказку».

Вос-ль: Молодцы, все справились с заданием. А здесь, посмотрите-ка, беда, герои сказок потерялись и не могут найти свою сказку. Поможем им найти друг друга? (ответы детей)

Дети получают карточки с изображением героев сказок Чуковского. Педагог дает им время, для того, чтобы дети объединились в одну сказку (правильно нашли героев и назвали книжку)

Звучит музыка. Дети выполняют задание.

Вос-ль: Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

7.Вос-ль: А теперь посмотрите на мольберт. Как вы думаете, что на нём изображено?

Правильно! Но это дерево непростое, а волшебное «ни листочка на нём, ни цветочка на нём, а чулки и башмаки, словно ягоды». Ребята, из какой сказки это дерево?(«Чудо-дерево»)

Сейчас я вам раздам картинки. Вы должны будете назвать ласково предмет, нарисованный на картинке, а затем прикрепить картинку на дерево.

Игра «Ласковые слова».

Туфли – туфельки;

Кофта – кофточка;

Сапоги – сапожки;

Тапки – тапочки;

Шапка – шапочка;

Майка – маечка,

Брюки-брючки;

Колготки - колготочки;

Шорты – шортики;

Носки – носочки;

Юбка – юбочка.

Вос-ль: Молодцы ребята! А теперь немного разомнёмся.

8. Физминутка

К сказке в гости мы пришли (шаг на месте)

Сундучок с замком нашли (руки разведены в стороны)

Справа заглянули, (наклон вправо)

Слева заглянули, (наклон влево)

И присели, и привстали, (сели, встали)

И зайчонком поскакали.

Ручки наши разомнем, («замочек» раскрываем)

И замочки отопрем! («замочек» раскрываем)

- Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.

9. Воспитатель: Молодцы! Следующее задание, которое подготовил для вас сказочник, называется«Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко».

Вос-ль: А потом позвонили цапли:

- Пришлите, пожалуйста, (капли)

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы (разболелись!)

«Телефон».

Вос-ль: "Я кровожадный,

Я беспощадный,

Я злой разбойник (Бармалей!)

И мне не надо

Ни (мармелада,)

Ни (шоколада,)

А только маленьких

Да, очень маленьких! (Детей!")

«Бармалей»

Вос-ль: Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый (Та-ра-кан!)

Таракан, таракан,

(Тараканище!)

«Тараканище»

Вос-ль: Свинки замяукали:

(Мяу, мяу!)

Кошечки захрюкали:

(Хрю, хрю, хрю!)

Уточки заквакали:

(Ква, ква, ква!)

Курочки закрякали:

(Кря, кря, кря!)

«Путаница»

Вос-ль: «Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало как (оса)». (Мойдодыр)

10. Осталось последнее задание. Ребята, здесь, в волшебном сундучке находятся разные вещи. Как вы думаете, что это за вещи? Что нам нужно сделать, чтобы справиться с заданием?

Игра «Угадай, из какой сказки предмет?»

-Воздушный шарик (- «Тараканище». Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике.)

-Мыло. («Мойдодыр».Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое).

-Монета. («Муха - цокотуха». Муха по полю пошла, муха денежку нашла.)

-Блюдце. («Федорино горе» А за ними блюдца, блюдца, дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля,вдоль по улице несутся.»).

-Мочалка (и мочалку, словно галку, словно галку проглотил) («Мойдодыр»).

-Волшебная палочка («Золушка») (лишнее)

-Градусник (и ставит, и ставит им градусники) («Айболит»).

-Ключик ( «Приключения Буратино») (лишнее)

-Спички (а лисички взяли спички, к морю синему пошли) («Путаница»)

Перчатки- (а потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») «Телефон».

11. Подведение итогов

Воспитатель: Молодцы, ребята, все предметы отгадали.

Хорошие сказки писал дед КОРНЕЙ-

Воспитывал взрослых и детей.

Будут и внуки наши и дети.

Сказки читать весёлые эти.

Посмотрите, доктор Айболит благодарит нас за помощь. Теперь он попадет в страну Лимпомпо к больным зверятам. Давайте попрощаемся с ним и пожелаем доброго пути. 

А теперь ответим на вопросы: Что мы делали сегодня на занятии? Зачем вы все это сделали? Где вы будете применять полученные знания?

Воспитатель: Ой, посмотрите, а в сундуке сказочника что-то есть еще (открывает сундук, достает медальки), «Медаль знатоку сказок К.И. Чуковского». Это сказочник вас наградил за пройденные испытания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»

Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему "Зима"

Данное занятие является завершающим в разделе лексической темы "Зима". Предполагает обощение всего изученного и выясняет, насколько воспитанниками усвоен програмный материал....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в гости к нам приходит»  Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Сад, Фрукты"

Цели: Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Сад. Фрукты”. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, воспитание ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Волшебный самолёт».

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Занятие-путешествие по контитнентам нашей планеты....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая шкатулка».

Конспект открытого занятия по развитию речи "Звуковая шкатулка". Занятие направлено на формирование слухового восприятия звуков окружающего мира....