«Развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»
материал по развитию речи

Терзинова Инна Борисовна

«Развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»

Цель. Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики  в развитии речи детей.

Задачи:

-  Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.

-  Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.

- Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в режимных моментах группы.

-  Вовлечь родителей в педагогический процесс жизни группы.

Материалы.

- Плакаты с высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский) «Рука – это своего рода внешний мозг» (И. Кант).

- Различные пособия для развития мелкой моторики.

- Природный материал.

Участники.  Воспитатель,  родители.

Форма проведения: собрание - практикум

Предварительная работа.

Консультации для родителей:

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

«Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Образовательный центр «СОЗВЕЗДИЕ»»

143403, Россия, Московская область, городской округ Красногорск, г. Красногорск,

улица Большая Комсомольская, д.13Б

e-mail: mbdou-ds@mail.ru

МАСТЕР-КЛАСС

«Развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»

Выполнила Терзинова Инна Борисовна

Красногорск 2023 год

Цель. Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.

Задачи:

- Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.

- Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.

- Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в режимных моментах группы.

- Вовлечь родителей в педагогический процесс жизни группы.

Материалы.

- Плакаты с высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский) «Рука – это своего рода внешний мозг» (И. Кант).

- Различные пособия для развития мелкой моторики.

- Природный материал.

Участники: Воспитатель, родители.

Форма проведения: собрание - практикум

Предварительная работа.

Консультации для родителей:

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

«Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»

Ход собрания

Организационная часть.

Воспитатель приглашает родителей в группу.

Тихо звучит классическая музыка. Педагог обращает внимание родителей на дидактический стол с различными видами игр для развития общей и мелкой моторики рук.

Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки. (Педагог выразительно читает загадку.)

Пять да пять – родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку, Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют, Вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие «пять» да «пять», Угадайте, как их звать?

Ответы родителей: «Пальцы». Действительно, это пальцы.

Основная часть.

Тема нашего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук и как это связанно с развитием речи ребенка раннего возраста.

Выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Иммануил Кант (немецкий философ и ученый).

Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Известно, что в последние 20 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Оказывается, у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

Уважаемые родители, как вы думаете, почему?

Предположения и высказывания родителей.

Действительно. Еще совсем недавно взрослым, а вместе с ними детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и другое. Сейчас многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Ко всему прочему, родители мало общаются с детьми, так как многие из них очень заняты на работе, а иногда берут ее на дом. А в выходные дни родители заняты домашними хлопотами и малыши предоставлены сами себе: смотрят телевизор, играют на планшете, «сидят» в телефоне, или находятся под присмотром бабушек, старших сестер, братьев. В свою очередь, дети редко делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторикиОдежда и обувь с липучками, вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания; пластилин и карандаши на много мягче, чтобы не делать больших усилий в работе с ними и т.д.

Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. А если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии речи ребенка. И наоборот, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.

Так, что же нам – воспитателям, и вам - родителям может помочь? В настоящее время нам предлагают разнообразные книги, пособия и игры, способствующие развитию мелкой моторики. В пособиях и книгах представлены пальчиковые игры и упражнения.

Цели и задачи пальчиковых игр состоят в том, чтобы укреплять руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук, развивать внимание, развивать умение понимать речь.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи детей. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка.

Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, какие потешки, стишки, пестушки вы используете для сопровождения пальчиковых игр со своими детьми? И используете ли вы их?

Многие родители с удовольствием делятся своими знаниями и опытом.

Разучивание текстов малых форм фольклора и использование их при пальчиковой гимнастике стимулирует развитие мышления, внимания, воображения.

Суть фольклорных текстов – действие (действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов). Вы, уважаемые родители, можете выбирать фольклор (потешки или песенки, пестушки или стишки) по своему желанию для каждой конкретной ситуации.

Так что же может сделать взрослый для развития мелкой моторики рук своих детей? А ведь многие пальчиковые игры можно включать в режимные моменты дня. И сегодня я предлагаю «прожить» один день с нами. И вы, уважаемые родители, поймете, что можно сделать обыкновенный день интересным, занимательным и одновременно развивающим!

И так, давайте вспомним, как начинается выходное утро ваших детей.

Родители делятся своим опытом. Воспитатель дает возможность высказаться всем родителям.

Хорошо! Теперь представим, как будет приятно малышу, когда с утра мама или папа потихоньку присядут на край кроватки, нежно погладят по головке, ручкам, ножкам, спинке. А если взрослый свои действия будет сопровождать словами из знакомых стихотворений, потешек, песенок, то у ребенка весь день будет преобладать эмоционально хорошее настроение. И, так!

Воспитатель предлагает родителям выполнять действия по показу.

Гимнастика пробуждения

Это кто же тут проснулся (поглаживание рук, ног, туловища ребенка)

С боку на бок повернулся (поворачивать ребенка с боку на бок)

Потягушечки – потянушечки (руки вверх)

От носочков до макушечки! (ребенок, сидя гладит свои ножки)

Мы тянемся, потянемся, (ручки вверх поднимаем)

Маленькими - не останемся! (указательным пальчиком влево, вправо)

Вот уже растем, растем, растем! (медленно встают с кроваток, выпрямляются)

И с кроваток все встаем. (пружинка около кроватки.)

Процесс умывания всегда у детей вызывает восторг!

Умывание

В ванной комнате поиграйте с водой, проговаривая слова стихотворения. Некоторое время спустя малыш сам будет рассказывать стишок и выполнять действия по тексту.

«Водица»

Знаем, знаем, да-да-да! (хлопки ладошками)

В кране прячется вода (хлопки в ладоши).

Выходи, водица, мы пришли умыться! (ладошки закрывать, открывать)

Лейся понемножку,

Прямо на ладошку (протягиваем ручки вперед, ладошками вверх)

Будет мыло пениться (дети трут ладошки друг о друга)

И, грязь куда-то денется! (дети удивленно разводят руками, улыбаются)

Вот, ваш малыш взбодрился и отправляется завтракать.

Завтрак

Перед завтраком, особенно в период адаптации можно провести пальчиковую игру «Сорока – белобока». Взрослый водит указательным пальцем по ладошке, приговаривая слова. По истечению некоторого времени малыши сами выполняют движения по своей ручке, по тексту или самостоятельно проговаривая текст.

«Сорока»

Сорока - сорока, Сорока – белобока (дети круговыми движениями водят

Кашу варила, деток кормила. указательным пальчиком по ладони)

Этому дала, (поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! (взять большой пальчик и поглаживать по нему

Дрова не колол, воду не носил, под слова текста)

печку не топил, кашу не варил!

Ничего не получил!

Занятия

Упражнения и игры на развитие моторики рук мы включаем и в занятия. Например, в музыкальное занятие. Музыкальный специалист превратил стихотворение в песенку и дети, с пребольшим удовольствием выполняют все действия, стараясь выполнять их с максимальной амплитудой.

«Ладушки, ладошки»

Мыли мылом ушки, (дети трут ладошками ушки)

Мыли мылом ножки, (дети трут ладошками ножки)

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки. (повороты ладошек)

Наварили кашки, (указательным пальцем, круговыми движениями

Помешали ложкой, водят по ладошке)

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки. (повороты ладошек)

Курочке – пеструшке покрошили крошки, (пальцами обеих рук «крошим»)

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки. (повороты ладошек)

Пожалели птичку, погрозили кошке, (ладошкой одной руки гладим кулачок

другой руки)

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки. (повороты ладошек)

Строили ладошки домик для Матрешки, (стучат кулачками друг о друга)

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки. (повороты ладошек)

Прилегли ладошки отдохнуть немножко, (сложенные ладошки под щекой)

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки. (медленное покачивание.)

Самостоятельность

В свободное от занятий время, детям для развития мелкой моторики рук, в группе есть много игр: шнуровки, бусы, мозаика (крупная – в начале года, мелкая – со второй половины полугодия), пособие с застежками, наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия. Думаю, что и у вас дома найдутся такие. Но надо помнить, что в целях безопасности все игры с мелким материалом проводятся под пристальным наблюдением взрослого!

Прогулка

На прогулках можно предложить детям не только выносной материал (лопатки, совочки, ведерки), но и природный (желуди, шишки, камешки, палочки). А придумать игру можно по ходу событий или ситуации, проявляя всю свою родительскую фантазию.

Возвращение с прогулки

После возвращения с прогулки, в умывальной комнате, предложите ребенку вымыть руки с мылом, с этим «озорным, волшебным» кусочком! Мыльный кусочек все время выскальзывает из ладошек, его трудно удержать. Поверьте, ребенок от этой забавы получает большую «порцию» позитива! С каждым разом ладошки и ручки ребенка станут увереннее и сильнее. И не торопите его! Пусть он намылит ручки так, чтобы получились «белые перчаточки» - это восхищает детей!

Перед обедом, на ковре, мы с ребятишками проводим пальчиковые упражнения, например:

«Пальчик – мальчик»

Дети поочередно соединяют большой пальчик с другими, договаривая слова стихотворения.

Пальчик – мальчик, где ты был? (дети показывают большой палец)

С этим братцем в лес ходил, (большой и указательный)

С этим братцем щи варил, (большой и средний)

С этим братцем кашу ел, (большой и безымянный)

С этим братцем песни пел! (большой и мизинец)

Ля, ля, ля! (пальчики «танцуют»)

То же самое проделать с пальчиками другой руки, а по истечении времени выполнять действия обеими руками одновременно.

Проведите с ребенком беседу: «А что делали твои пальчики сегодня на прогулке?» И у вас с малышом получится интересный диалог.

После обеденного сна повторите гимнастику пробуждения. Ребенок запомнит ее и будет выполнять движения самостоятельно, под ваши слова. Не забывайте проделывать водные процедуры после сна. И не торопите малыша, пусть он в очередной раз поиграет с водицей!

Для самостоятельной деятельности предложите детям настольное лото, пазлы-вкладыши, пластилин и т.п. А вечером приготовьте с ребенком ужин. Доверьте ему нарезать огурчик безопасным ножом, или разложить по тарелочкам смешанные зерна фасоли красной и белой и гороха, побуждая приговаривать уже знакомые слова: «этому дала, этому дала…»

Проведите беседу «Кто придет к нам на ужин?», покажите и смотивируйте ребенка на пальчиковую игру «Моя семья».

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. То же самое повторите с пальчиками другой руки.

Пальчиковые игры и упражнения хорошо развивают движения пальцев. Они очень эмоциональные и простые. Их можно проводить, как в детском саду, так и семье, и только в игровой форме.

И не забывайте хвалить ребенка, создавая ситуацию успеха!

Заключительная часть.

Уважаемые родители, теперь вы знаете, что занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. И вы, наверняка убедились, как это просто делать дома, включая пальчиковые игры в режим дня ребенка.

У кого есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

Спасибо Вам, что нашли время посетить родительское собрание. Думаю, что Вы провели это время с пользой для себя. Хочется пожелать, Вам, успехов в воспитании детей!

Воспитатель предлагает родителям памятку на тему «Необходимые правила, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития...

«Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»

Цель: Сформировать у детей основы  речевого развития с применением  пальчиковых игр....

"Влияние пальчиковых игр на развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Мелкую моторику рук развивают:пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;народные игры с ладошками;игры с п...

Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?       Чтобы ответить на эт...

"Пальчиковые игры- основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Программа по самообразованию 2022-2023 учебный год. Группа детей ранего возраста....

статья "Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста."

В статье освящены вопросы развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены некоторые комплексные методы развития мелкой моторики и речи....