Общение с дошкольником, как средство речевого развития ребенка
статья по развитию речи
Чтобы формировать и поддерживать интерес детей к монологу и диалогу, педагог должен моделировать и сравнивать ситуации по тематике беседы. Когда педагог беседует с детьми, он целенаправленно активизирует их речь, побуждает высказываться, учит грамматически правильно говорить, расширяет словарный запас и кругозор. При этом важно поощрять правильные ответы и вопросы воспитанников.Чтобы формировать и поддерживать интерес детей к монологу и диалогу, педагог должен моделировать и сравнивать ситуации по тематике беседы. Когда педагог беседует с детьми, он целенаправленно активизирует их речь, побуждает высказываться, учит грамматически правильно говорить, расширяет словарный запас и кругозор. При этом важно поощрять правильные ответы и вопросы воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение с дошкольником, как средство речевого развития ребенка
Общение взрослого с дошкольниками имеет основополагающее значение для их социально-личностного и познавательно-речевого развития. Потребность в общении — одна из ключевых потребностей ребёнка.
Чтобы формировать и поддерживать интерес детей к монологу и диалогу, педагог должен моделировать и сравнивать ситуации по тематике беседы. Когда педагог беседует с детьми, он целенаправленно активизирует их речь, побуждает высказываться, учит грамматически правильно говорить, расширяет словарный запас и кругозор. При этом важно поощрять правильные ответы и вопросы воспитанников.
С возрастом меняется инициатор начала разговоров. В младшей группе разговоры всегда начинает воспитатель, он же чаще всего является и самым активным участником общения. В средней и старшей группах педагог создаёт условия для перехода инициативы к детям, а именно: поддерживает стремление детей-почемучек задавать вопросы, обращает внимание других дошкольников на то, что вопрос одного такого ребёнка стал началом обсуждения интересной темы, помог всем узнать много нового, предлагает подумать над вопросом сверстника, придумать, о чём ещё любопытно было бы узнать. Увеличивается и время вербального общения в ходе разговоров с детьми разного возраста.
Во-первых, расширяется круг речевого общения ребенка. Он много говорит уже не только с близкими взрослыми, но и с малознакомыми людьми; с помощью речи он начинает обращаться и к сверстникам.
Во-вторых, резко во время игр и самостоятельной деятельности повышается речевая активность ребенка. Начиная с 2-3 лет малыш ничего не может делать молча. Собственная речь теперь часто сопровождает предметные действия. Например, ребенок констатирует падение или перемещение игрушек ("мишка упал", "мячик укатился"), комментирует свои действия с кубиками ("домик большой не сломается"), подгоняет лошадку ("скорей поехали") и т. п. Он что-то бормочет, когда играет, и постоянно разговаривает сам с собой. Такая речь для себя сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста - до 5-6 лет. На первый взгляд она бессмысленна и ничего не значит, а просто констатирует действия ребенка. Однако подобная речевая фиксация имеет огромное значение для становления мышления маленького ребенка. Она свидетельствует о том, что малыш уже думает с помощью слов и что речь становится средством мышления.
В-третьих, значительно возрастает интерес ребенка к речи взрослых. Дети уже могут слушать и понимать не только обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые непосредственно к ним не обращены. На третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых сказок и стихов и любит слушать их в исполнении взрослых. Дети этого возраста легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка и что с ним уже можно разговаривать. А вот как и о чем - зависит от возраста и интересов дошкольника.
В первые годы жизни общение непосредственно связано с практической деятельностью детей в наглядной ситуации. Это придает речи форму диалога, т. е. прямых ответов на вопросы взрослых или вопросов и обращений к ним. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка со взрослым, которая еще не отделена от конкретной ситуации взаимодействия. Малыш говорит о том, что можно увидеть, потрогать, рассмотреть, что находится рядом с ним, перед его глазами. Дети сообщают о том, что видят, что делают, что хотят.
Все эти высказывания детей 2-4 лет отражают тот мир, в котором живет и действует маленький ребенок. Они адресуются взрослым и, естественно, вызывают их ответ. Но взрослый не только отвечает на вопросы и предложения малыша. Взрослый открывает перед ребенком мир.
Мир взрослого человека всегда несравненно богаче, шире, разнообразнее, чем мир маленького ребенка. Для взрослого существует не только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент времени, но и необъятное множество других явлений, предметов и вопросов: его работа, знакомые люди, прочитанные книги, его прошлый опыт, планы на будущее, его знания и умения и многое, многое другое. И вот хочет того взрослый или нет, специально или случайно, но он постоянно открывает ребенку свой сложный, огромный и пока еще невидимый малышу мир - с прошлым и будущим, с причинами и следствиями, с добром и злом. А происходит это только через речевое общение с ребенком. Другого пути познания мира у маленького человека нет.
В самом деле, ни один телевизор, ни одна картинка не может показать ребенку, что такое время, что такое вчера или завтра. А мы постоянно об этом говорим даже самым маленьким детям.
Вот типичный пример такой ситуации. Гуляя с бабушкой в песочнице, трехлетняя Варя построила большую башню из песка, а потом прибежала собачка и раскопала ее. Девочка удивилась, расстроилась, но быстро забыла этот случай и занялась чем-то другим. Так, наверное, эта собачка и не вспомнилась бы Варе, если бы на другой день за обедом бабушка вдруг не сказала: "А помнишь, какую мы вчера башню построили, а потом собачка прибежала и ее развалила..." И сразу перед глазами девочки возникла вчерашняя история. Варя как бы еще раз прожила ее, представила то, чего не видит сейчас, а что было раньше, в прошлом.
Гораздо чаще мы открываем перед ребенком будущее время. "Вот сейчас покушаем, оденемся и гулять на площадку пойдем", - говорит мама, и малыш уже весь устремляется в будущее, пусть даже очень простое и близкое.
Напоминая детям события их недавнего прошлого и приоткрывая перед ними их близкое будущее, мы как бы растягиваем их жизнь во времени, выводя ее за пределы настоящего момента. Правда, ребенок еще долго путает значение самих слов "вчера" и "завтра" и строит смешные фразы типа: "Завтра я был у бабушки" или: "Вчера пойду к врачу", но все-таки именно так он начинает постигать течение своего личного времени...
Точно так же малыш осваивает отдаленное пространство. Не только через перемещение в нем и не через свое реальное присутствие в разных точках планеты, но через рассказы взрослых и их, пусть даже частичное, понимание.
Постепенно через речевое общение со взрослыми расширяется и углубляется мир маленького ребенка. Однако первоначально ни долго слушать, ни тем более сообщать малыш еще не может. Такое общение представляет собой диалог, в котором инициатива принадлежит старшему: он что-то рассказывает, а ребенок слушает, причем зачастую не слишком внимательно и, кажется, мало что понимая. Но это только кажется, потому что вдруг тот же ребенок начинает задавать необыкновенно умные и глубоко содержательные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-356099-1385570211.jpg)
Театрализованная деятельность – как средство речевого развития ребенка.
Консультация для родителей....
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-1193792-1584475670.jpg)
Общение со взрослыми как условие речевого развития ребенка раннего
Разговор с первых дней жизни ребенка. Это превое и очень важное условие развития речи малыша. Большое значение в этот период имеет речь мамы, которая воспринимается как особенно действенная.Ребенку ,д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-1226004-1606359986.jpg)
Доклад "Общение со взрослыми как условие речевого развития ребенка раннего возраста"
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает у ребенка, и благодаря которому он получает необходимую для его индивидуального...
Мастер-класс «Интеллект – карта, как средство речевого развития ребенка»
Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/09/picture-572363-1641676735.jpg)
«Игровой самомассаж как нетрадиционное оздоровительное средство речевого развития ребенка сОВЗ»
Самомассаж- как один из видов пассивной гимнастики, оказывающий тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/08/picture-678472-1549617945.jpg)
Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста."
Одна из важнейших задач стоящих перед ребенком дошкольного возраста – это овладение полноценной речью. Мы хотим, чтобы дети умели связно рассказывать, правильно пользоваться лексико-грамматическ...