Конспект ООД "Улетают журавли"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лохова Наталья Ивановна

Конспект ООД  для детей подготовительной группы по теме "Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_uleteli_zhuravli.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Улетают журавли»

Образовательная область: речевое развитие.

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Тема: Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли».

Форма организации: групповая.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Технологии: игровая, здоровьесберегающие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная.

Цель: Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»  после его прослушивания и выполнения дидактических упражнений.

Задачи:

Образовательные: уточнить, расширить, активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»; формировать умение связно, последовательно, выразительно пересказать текст рассказа с помощью опорных  сигналов.

Развивающие: закрепить употребление в речи слов «перелётные», «зимующие»; упражнять в образовании сложных прилагательных.  

Воспитательные: не отвлекаться в процессе слушания рассказа и не отвлекать других детей, слушать говорящего и не перебивать, воспитывать уважительное  отношения друг к другу; осознать важность сбережения окружающей природы и её обитания.

Оздоровительные: обеспечить  двигательную активность.

Словарная работа: «косяк», «брезжит»

Подготовительная работа: Игра «Узнай по описанию», пальчиковая гимнастика «Журавлики- журавли», чтение художественной  литературы Д.М. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница».

       Оборудование/ материалы/ инвентарь: демонстрационный материал: картинки с иллюстрациями из рассказа, иллюстрации – опорные сигналы, текст рассказа И.С.Соколова-Микитова «Улетают журавли».

Предполагаемый результат: пополнение словарного запаса детей; закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах; умение связно, последовательно, выразительно пересказать текст рассказа с помощью опорных  сигналов.

Ход занятия:

  1. Организационный этап.

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия:

Я твой друг и ты мой друг!

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Носиком вдохните в себя бодрость и хорошее настроение.

А через рот выдохните  все обиды и огорчения.

Ну что, создали себе хорошее настроение?

Будем с вами с удовольствием заниматься.

  1. Основной этап.

Воспитатель:  Сегодня утром мне на электронную почту пришло необычное письмо. А прислал его Почемучек. Этот мальчик узнал о том, что в нашей группе любознательные дети, и захотел получить от вас помощь. Вам интересно узнать, какую? Давайте прочитаем полученное письмо.  

«Я – весёлый Почемучек,

Бабушкин любимый внучек.

Очень много знаю я.

Но ещё хочу узнать,

Почему в лесу так тихо?

Птичьих песен не слыхать?

Вы, ребята, не молчите,

О птичьей жизни всё мне сообщите.

Жду письма с ответом я.

Помогите мне, друзья!»

-Поможем?

(согласие детей помочь Почемучику)

Воспитатель: А как же мы ему об этом сообщим? (Напишем электронное письмо) А как вы думаете, о чём можно написать в этом письме? Где можно получить информацию, что именно хочет узнать Почемучек? (В полученном электронном письме).

- Любознательный мальчик прислал для вас задания и попросил выполнить. Как только справитесь с ними,  все ответы  мы с вами отправим Почемучику.

Итак, первое задание. Читает педагог или читающий  ребенок.

Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост, значит утка короткохвостая.

У грача острый клюв, значит грач остроклювый.

У гуся красные лапы, значит гусь краснолапый.

У цапли длинные лапы — ...

У грача черные крылья — ...

У аиста тонкая шея — ...

Как называются птицы, которые осенью улетают

в теплые края?

А как называются птицы, которые остаются на зиму?

- В следующем задании Почемучек интересуется,  знаете ли вы перелётных птиц.

Игра «Птицы»

- Правила игры: если я называю перелётную птицу, то вы поднимаете руку, а если зимующую, то руки сложены на коленях  (ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль).

- Кто из вас запомнил, какая птица была названа последней?

- Сегодня мы с вами будем следить за полётом журавлей, который описал И.С. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

Чтение рассказа «Улетают журавли» с последующим обсуждением.

Словарная работа.

Косяк — стая птиц.

Брезжит — светает.

Беседа.Ответы на вопросы по тексту.

Кто главные герои рассказа?

О чем данный рассказ?

Куда собрались улететь журавли?

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Как собираются журавли для полёта?(прочитать отрывок со словом косяк) .

Как сказать по-другому «косяк»? (журавлиный клин)

Когда можно ждать журавлей обратно?

Развитие координации движения в сочетании с текстом. («Журавли») в кругу.

Речевая динамическая пуза. «Журавлик»

Спит Журавлик под окном (сложили руки)

Там его уютный дом( показали дом)

Мы смеялись и шумели, разбудить его хотели(прыжки на двух ногах)

Но Журавлик стоя спал (стоим на одной ноге)

Видно сильно он устал.

Присели. Воспитатель: А теперь я еще раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

 Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Во время чтения педагог выставляет опорные сигналы, соответствующие данному рассказу.

5. И последнее задание, предложенное Почемучеком. Он просит вас пересказать рассказ «Улетают журавли». В этом вам помогут опорные сигналы.

(Пересказ по цепочке; двух детей)

- Вот вы и рассказали, как птицы улетают в тёплые края.

  1. Заключительный этап

(Подведение итогов деятельности, рефлексия)

Воспитатель: Ребята, как назывался   рассказ, который  мы с вами сегодня прочитали? (улетают Журавли)

- Полёт каких птиц был описан в рассказе? (Журавли)

-Как выстраивались журавли для полета?

-Кто просил нас сегодня о помощи?

-Как мы ему помогли?

Как вы считаете, справились ли мы со всеми заданиями от Почемучки?

-А что было самым трудным для вас?

-А что было самым легким для вас?

Воспитатель: Ребята, у нас остается еще одно задание, мы сейчас   немножко отдохнем и вы нарисуете красивые картинки по рассказу «Улетают Журавли», а я помогу вам составить и написать рассказ,  и отправить письмо - ответ Почемучке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.  Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе....

Конспект НОД по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» на тему: встреча со сказкой «Лиса и журавль»

Программное содержание: - Продолжать знакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из ...

Презентация для детей дошкольного возраста: "ТАНЦУЮЩИЕ ЖУРАВЛИ" /посвящено всемирному дню журавля/

Приглядись-ка: там вдалиВ пляс пустились журавли!Стали рядышком в кружок,Прыг да скок, да прыг да скок!Ножками потопают,Крыльями похлопают!Каждый танец их хорош -Очень уж на наш похож…...

Мастер-класс образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию «Белые журавли» (приурочено к 70 - летию Победы и ко Дню белых журавлей – 22 октября)

Мастер-классобразовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию«Белые журавли» (приурочено к 70 - летию Победы и ко Дню белых журавлей – 22 октября)...

Конспект занятия «Журавли летят»

Формирование навыков у детей работать в коллективе...

Конспект Организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Журавли – птицы. Журавли – павшие солдаты»

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Журавли – птицы. Журавли – павшие солдаты»Цель: вызвать у детей интерес и эмоц...