Конспект Организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Журавли – птицы. Журавли – павшие солдаты»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Миронова Ольга Вячеславовна

Конспект

Организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

«Журавли – птицы. Журавли – павшие солдаты»

Цель: вызвать у детей интерес и эмоционально - положительное отношение к погибшим воинам через привлечение к диалогу и совместной творческой деятельности на военную тематику; формировать экологическое сознание - воспитать чувство ответственности за экологическое состояние планеты и желание мирно и созидательно взаимодействовать с природой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhuravli_pavshie_soldaty.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ибресинский детский сад «Радуга» Ибресинского района Чувашской Республики

Воспитатель Миронова Ольга Вячеславовна

Конспект

Организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

«Журавли – птицы. Журавли – павшие солдаты»

Цель: вызвать у детей интерес и эмоционально - положительное отношение к погибшим воинам через привлечение к диалогу и совместной творческой деятельности на военную тематику; формировать экологическое сознание - воспитать чувство ответственности за экологическое состояние планеты и желание мирно и созидательно взаимодействовать с природой. 

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей о редких исчезающих видах журавлей; рассмотреть тот факт, что люди ассоциируют журавлей с погибшими солдатами – подвести к пониманию того, что в сохранение журавлей люди вкладывают самое дорогое, память о погибших воинах.

Развивающие: развивать представление об политических и экологических праздниках; стимулирование развития памяти; формировать умение чётко и последовательно отвечать на поставленные вопросы; обогащение словарного запаса.

Воспитательные: воспитание интереса к объектам природы, к объектам культурного наследия страны символизирующее память ушедших солдат; формирование экологической культуры.

Словарная работа: - активизировать в речи детей следующие слова: перелет стаей, вереницей, по одиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий, воплотились, волонтер.                                       Предварительная работа: чтение художественной литературы, «Журавль и цапля», «Куда летят птицы», «Журавли», «Гусь и журавль»; рассматривание иллюстраций, наглядного методического материала; просмотр презентаций «Красивые птицы – журавли», «Журавли – памятники погибшим воинам».                                                             Методы и приёмы: фронтально, в малых группах; беседа, диалог; создание проблемной ситуации; использование художественной литературы, слушание музыки, дидактическая игра, игровой и наглядный методы, вопросы к детям.                                                                 Материалы и оборудование: CD проигрыватель, экран, презентация «Красивые птицы – журавли», «Журавли – памятники погибшим воинам», иллюстрации журавлей, памятников.                                                                                                                             1.Вступительная часть. Приход волонтера - создание проблемной ситуации.                           2.Основная часть. Введение в тему занятия. Дидактическая игра «Сделаем выставку о журавлях». Интересные факты о журавлях. Рассказы детей. Подвижная игра «Журавли-журавли». Слушание: Бернес Марк – «Журавли» Автор текста (слов): Гамзатов Р. Композитор (музыка): Френкель Я. Рассказ воспитателя. Минута молчания                 3.Заключительная часть. Рефлексия ООД

Ход занятия

1.Вступительная часть

Стук в дверь. – Входит волонтер.

Волонтер: - Здравствуйте ребята! Я волонтер.

Кто такой волонтер и чем он занимается?

Дети: - Волонтер это человек с добрым сердцем. Он всегда приходит на помощь людям, природе, животным.

 Волонтер: - Ребята наступила весна. Весна дарит нам много тепла, позитивного настроения. К нам возвращаются перелетные птицы. Этой весной мы будем праздновать 75 летие Победы.

2.Основная часть

Я нес для вас несколько наборов с иллюстрациями и так получилось, что у меня все перепуталось, помогите мне разобрать все иллюстрации и сделать выставку вот с этой птицей, отгадайте загадку и назовите эту птицу.

Волонтер: - Ребята, отгадайте загадку.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом белый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

комаров и мушек.

Дети: - Журавль.

Волонтер : - Правильно, журавль. А кто такие журавли?

Дети: - Перелётные птицы которые живут обычно на болотах, прудах, озерах, в за болотистых местах поросшие камышом, тросником, кустарником.

 Волонтер: - Верно, журавли, это перелётные птицы. Почему журавли живут в таких местах?

Дети: - Потому что, они питаются: лягушками, жуками, головастиками которых находят в болотной воде, а ещё устраивают гнёзда в высокой траве или над водой чтобы хищники не смогли подобраться к их яйцам.

Волонтер : - А знаете ли вы, ребята, что на свете существуют много журавлей. Они разные и называются по разному.

Дети: - Мы знаем и сможем найти картинки с журавлями и рассказать о многих журавлях (находят, выставляют).

Волонтер: - Смотрите какая выставка журавлей у нас получилась….

Стерх журавль или Белый журавль; Американский журавль; Индийский журавль; Канадский журавль; Серый журавль ; Японский журавль ; Черный журавль; Черношейный журавль; Австралийский журавль ; Даурский журавль.

Волонтер: - Журавли – одни из самых статных птиц, обитающих на нашей планете. Именно журавлям экологи уделяют большое внимание. Они занесены в Красную книгу.

 Семейство журавлинные включает 4 рода с 15 видами. Из-за угрозы изчезновения 7 из них находятся в Красной книге Всемирного союза охраны природы и природных ресурсов, а ещё 2 находятся в зоне риска.

Все виды журавлей можно разделить на три группы в зависимости от их размеров: роста, веса и размаха крыльев. В первой состоят самые крупные: японский, индийский, австралийский, американский и серёжчатый журавли. Вторая включает пернатых средних размеровстерхов, серых, канадских, черношеих и даурских представителей семейства. Третья состоит из самых мелких птиц: красавки, райского, чёрного, венценосного и восточного венценосного журавлей. (Рассказ сопровождается с показом презентации «Такие разные журавли» и курлыканьем журавлей)

 - Ребята давайте немного поиграем.

Игра «Журавли-журавли»

В игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, поет или говорит речитативом следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой». Дети быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает свои шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь как змея». Вереница ребят начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т. д.

Правила игры. Упражнения выполняются всевозрастающем темпе, переходящем в бег до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

 Волонтер: - Весёлая игра у нас получилась!

Волонтер: - Ребята послушайте вот эту песню.

Слушание: Бернес Марк – «Журавли»

Автор текста (слов): Гамзатов Р. Композитор (музыка): Френкель Я. 

Волонтер: - Какое по характеру это произведение?

Дети: - Грустное. Очень печальное.

Волонтер: - О чем поется в этом произведении?

Дети: - В этом произведении поется о журавлях.

-  Журавли летят и подают голоса.

- А журавли – это солдаты, которые, не пришли с полей, а превратились в белых журавлей.

Волонтер: - Ребята в нашей стране журавли стали символом солдат, которые отдали свою жизнь за родину. Послушайте еще раз как автор слов Гамзатов Р. говорит об этом -

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Волонтер: - У нас в России много памятников, которые, символизируют воплощение в себе народную легенду о том, что «души погибших воинов превращаются в белых журавлей и парят над потомками. Журавли не имеют национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Не случайно в разных уголках России воздвигнуто 24 памятника белым журавлям. Это говорит о том, что всех нас объединяет память, общая история, общее родство. 

14 Выставляются иллюстрации памятников с журавлями.

Волонтер: - Много наших солдат полегло в битвах, сражениях за Родину. Много их воплотись в журавлей. Память о наших воинах будет жить в сердцах.

Волонтер: - Ребята как называется праздник, который ждет каждая семья, все люди нашей страны.

Дети: - День Победы.

Волонтер: - Ребята давайте почтим память наших солдат минутой молчания.

                  МИНУТА МОЛЧАНИЯ!

 Физкультминутка «Вот так»

Звучит аудиозапись музыки с убыстряющимся темпом

Дети выполняют движения с ускорением по показу:

Он летит…(машут руками) Вот так!

Он стоит…(поднимают одну ногу) Вот так!

Он идет…( шагают высоко поднимая ноги) Вот так!

Он клюет…(кивают головой) Вот так!

Будем мы его все вместе охранять…(защита руками) Вот так!

Будем праздник День Победы мы встречать…(машут рукой) Вот так!

Будет мир на всей планете…(руки в стороны) Вот так!

Будут счастлива земля и дети…(хлопают в ладоши) Вот так!

3.Заключительная часть.

Волонтер: - О каком празднике мы сегодня говорили? Что вам запомнилось? Что понравилось? Что нужно делать чтобы журавлей не становилось меньше?

Волонтер: - Ребята вы так много знаете и умеете, вы большие молодцы!

Я хотела бы, чтобы вы тоже стали волонтерами и помогали всем, кому нудна помощь.

Я вам дарю кепки, чтобы они напоминали вам о нашей встрече.

До свидание!

Использованная литература:

- Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» - М., 2010.

- Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М, 2010.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

конспект организованной образовательной деятельности по теме: "Экскурсия в лес" в старшей группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в зоопарк».

Предлагаю конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в зоопарк» для развития познавательного интереса, любознательности, эмоциона...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Лес"

Материал направлен на формирование у детей основ экологического сознания, закрепление правил поведения в природе; способствует развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, делать в...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Космическое открытие»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Космическое открытие»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Народная игрушка"

Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и...