Тема: «Зима» с элементами ТРИЗ для старшего дошкольного возраста (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Залесская Оксана Викторовна

 

Тема: «Зима» с элементами ТРИЗ для старшего дошкольного возраста

(старший дошкольный возраст)

Цель: создать условия для детей в познавательном развитии,  активизация мыслительной деятельности дошкольника.

Задачи:

Образовательные: - систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях; сформировать представления о свойствах твёрдых и жидких веществ, переходе твёрдого вещества в жидкое (лёд-вода).

Развивающие: - развивать качества мышления: анализ, синтез (хорошо-плохо, сравнение, обобщение; развивать умение давать аргументированные ответы используя в речи разные типы предложений, развивать творческое воображение.

Воспитательные: - формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе разнообразной деятельности.

 

Методы и приёмы: наглядные - презентация к занятию, картинки с изображением «МЧ» в твёрдом и жидком состоянии, вопросники, признаки.

словесные - диалогическая беседа, поощрения.

практические - игра: «Хорошо-плохо», физкульминутка «Снеговик».

 

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация к занятию, картинки с изображением «МЧ» в твёрдом и жидком состоянии, замороженные льдинки с кристаллами разноцветными на каждого ребёнка (камушки для аквариума, 2 контейнеры с тёплой водой и холодной, бумажные салфетки на каждого ребёнка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Игра «Мы ладошку к ладошке сложили».

 Подойдите ко мне, встаньте в круг и поиграем

«Мы ладошку к ладошке сложили».

Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили.

Будем слушать, отвечать и играть,

Чтобы умными, добрыми стать.

 

- Проходите, присаживайтесь на стульчики, садитесь поудобней. Ребята, посмотрите на экран и скажите, СЛАЙД 2  как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на занятии? (О зиме.)

- Правильно. Зима, это волшебное время года, которое дарит нам много красок, морозных и весёлых деньков, семейных праздников. И сегодня мы поговорим о красавице зиме, её особенностях. Вы готовы?

 

- Во всем, что нас окружает, есть хорошее и плохое.

Сейчас мы поиграем в игру«Хорошо-плохо»

- Как вы думаете зимой хорошо или плохо? (ответы детей)

- Почему зимой хорошо? (ответы детей). Верно, зимой хорошо, потому что выйдя на улицу, можно вдохнуть зимний морозный воздух, пройтись по хрустящему снегу.

- Но, зимой, бывает и плохо! Когда мы говорим, что зимой плохо?

-  Что может случиться на льду? (ответы детей)

- Конечно, зимой можно простудиться, поскользнуться, получить травму; но если вы будите осторожными, то с вами ничего не случится.

- В зиме есть что-то хорошее, что-то плохое. Но несмотря ни на что, зима прекрасное время года!

 

- А сейчас отгадайте загадку:

 «С метлой в руке, с ведром на голове.

Стою зимой я на дворе»

                                                                      Снеговик.

 СЛАЙД 3

 

-  Верно. Вот и наш друг снеговик – почтовик. Давайте на снеговика посмотрим через «Волшебный экран».

- Ребята, вспомните, а чем снеговик был раньше? (до того, как его слепили)- ответы детей (снегом).

-  А как вы думаете, чем снеговик станет в будущем, например весной? – ответы детей (водой)

- Ребята, из каких частей состоит снеговик? – ответы детей.

- А где вы видели снеговика? – ответы детей.

- Снеговик является частью зимы, об этом нам говорит «Волшебный экран».

 

Составление загадки о зиме с опорой на графическую модель ТРИЗ.

СЛАЙД  4

- А снеговик принес нам вот такие картинки ( Мороженное, вода, лед, снег, ветер, белый заяц, мелок, белая машина)  и просит сочинить загадку.

- Ребята, а хотите я вас научу составлять загадки. (ответ детей)

- Скажите, какая зима?

- Холодная.

- А что еще бывает холодное?

- Мороженое, вода, лед, ветер, снег.

- А еще какая зима?

- Белая.

- А что еще бывает белое?

- Заяц, мел, потолок, краска, машина.

 

По ходу обсуждения педагог заполняет таблицу:

 

СЛАЙД 5

Холодная

КАК

Мороженое, вода, лед, ветер, снег

Белая

НО НЕ

Заяц, потолок, краска, машина, мел

 

- Давайте, вместе проговорим еще раз. Педагог и дети проговаривают текст

«Холодная, как мороженое,

Белая, но не заяц».

СЛАЙД 6

 

- Про, что мы сочинили с вами загадку? (ЗИМА)

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

-  Молодцы, ребята! Всё верно сказали, ничего не забыли. Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Снеговик», поскорее вкруг вставайте и за мною повторяйте (движения по тексту):

«Раз рука-два рука, лепим мы снеговика,

Мы большой скатаем ком – вооот такой,

А потом поменьше ком – вот такой,

А затем скатаем мы маленький комок,

Получился снеговик – очень милый почтовик».

- Ой, какие весёлые снеговики получились!

 

 

 

 

 

-  Ребята, смотрите, что это? (воспитатель замечает в углу посылку) – ответы детей.

-  Как вы думаете, от кого она? (ОТВЕТЫ – от снеговика)

-  Действительно от снеговика. Интересно, что же нам прислал снеговик! Что это? (внутри посылки  контейнер со льдом и замороженными внутри кристаллами) – воспитатель  даёт детям потрогать содержимое посылки, рассмотреть.

- Что же там как вы думаете?

- А тут ребята, еще карточки, посмотрите на них внимательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

   ЛЕД        ,                           ЛЕД     

 

- Какой лёд  по температуре ? (ответы детей - холодный,).

- Какой лёд  по рельефу? (ответы детей - гладкий).

- А еще какой?

(ответы детей - прозрачный, холодный, твёрдый).

 

- Лёд – это твёрдое вещество. Всё, что нас окружает: вода, лужи, камни, деревья, игрушки и даже мы с вами, состоит из мельчайших частиц – молекул. Молекулы – это «маленькие человечки» (мч). Во льду и во всех твёрдых веществах «маленькие человечки» крепко держаться за руки. (показ картинок «мч» твёрдого вещества)

- Что получается, когда лёд тает? (ответы детей – вода).

-  Верно, а в воде и во всех жидкостях, «маленькие человечки» ведут себя по другому, они стоят рядом, опустив руки.

 

- Это волшебные кристаллы, но они во льду.

 Ребята, а как вы думаете, вода растопит лёд? (ответы детей)

- У нас есть вода, давайте проверим (на столах стоят заранее подготовленные ёмкости с тёплой водой).

-  Откроем контейнеры и положим льдинку  в воду (дети кладут в воду льдинки с кристаллами и наблюдают).

- Что происходит со льдом? Он тает? Быстро или медленно? (если медленно –почему,  вспомните, как живут человечки в твёрдых и жидких веществах).

 - Лёд растаял? Возьмите, ребята себе каждый по одному кристаллу, осушите их салфеткой.

- Покажите кристаллы, какие они красивые, яркие, сияют, переливаются – действительно волшебные! А сейчас спрячьте кристаллы в ладошку, опустите руки.

 

Рефлексия:

- Ребята, вспомните, из чего состоят все вещества? (из «Маленьких Человечек»).

Верно, а как «Маленькие Человечки» живут в твёрдых веществах, а в жидких? (ответы детей).

- Правильно, молодцы! Запомнили!

- Ребята, Вам понравилось сегодня заниматься, а что для вас было самым интересным? (ответы)

Сочиняли загадку, узнали о маленьких человечках,

Конечно, всем понравилось доставать кристаллы!

- Эти волшебные кристаллы исполняют желания, вы можете загадать любое желание и оно обязательно сбудется!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_konspekt_nod_starshaya_gruppa_snegovik.docx68.73 КБ
Файл snegovik.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект от 14.12.2020

Тема: «Зима» с элементами ТРИЗ для старшего дошкольного возраста

(старший дошкольный возраст)

Цель: создать условия для детей в познавательном развитии,  активизация мыслительной деятельности дошкольника.

Задачи:

Образовательные: - систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях; сформировать представления о свойствах твёрдых и жидких веществ, переходе твёрдого вещества в жидкое (лёд-вода).

Развивающие: - развивать качества мышления: анализ, синтез (хорошо-плохо, сравнение, обобщение; развивать умение давать аргументированные ответы используя в речи разные типы предложений, развивать творческое воображение.

Воспитательные: - формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе разнообразной деятельности.

Методы и приёмы: наглядные - презентация к занятию, картинки с изображением «МЧ» в твёрдом и жидком состоянии, вопросники, признаки.

словесные - диалогическая беседа, поощрения.

практические - игра: «Хорошо-плохо», физкульминутка «Снеговик».

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация к занятию, картинки с изображением «МЧ» в твёрдом и жидком состоянии, замороженные льдинки с кристаллами разноцветными на каждого ребёнка (камушки для аквариума, 2 контейнеры с тёплой водой и холодной, бумажные салфетки на каждого ребёнка

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра «Мы ладошку к ладошке сложили».

 Подойдите ко мне, встаньте в круг и поиграем

«Мы ладошку к ладошке сложили».

Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили.

Будем слушать, отвечать и играть,

Чтобы умными, добрыми стать.

- Проходите, присаживайтесь на стульчики, садитесь поудобней. Ребята, посмотрите на экран и скажите, СЛАЙД 2  как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на занятии? (О зиме.)

- Правильно. Зима, это волшебное время года, которое дарит нам много красок, морозных и весёлых деньков, семейных праздников. И сегодня мы поговорим о красавице зиме, её особенностях. Вы готовы?

- Во всем, что нас окружает, есть хорошее и плохое.

Сейчас мы поиграем в игру«Хорошо-плохо»

- Как вы думаете зимой хорошо или плохо? (ответы детей)

- Почему зимой хорошо? (ответы детей). Верно, зимой хорошо, потому что выйдя на улицу, можно вдохнуть зимний морозный воздух, пройтись по хрустящему снегу.

- Но, зимой, бывает и плохо! Когда мы говорим, что зимой плохо?

-  Что может случиться на льду? (ответы детей) 

- Конечно, зимой можно простудиться, поскользнуться, получить травму; но если вы будите осторожными, то с вами ничего не случится.

- В зиме есть что-то хорошее, что-то плохое. Но несмотря ни на что, зима прекрасное время года!

- А сейчас отгадайте загадку:

 «С метлой в руке, с ведром на голове.

Стою зимой я на дворе»

                                                                      Снеговик.

 СЛАЙД 3

-  Верно. Вот и наш друг снеговик – почтовик. Давайте на снеговика посмотрим через «Волшебный экран».

- Ребята, вспомните, а чем снеговик был раньше? (до того, как его слепили)- ответы детей (снегом).

-  А как вы думаете, чем снеговик станет в будущем, например весной? – ответы детей (водой)

- Ребята, из каких частей состоит снеговик? – ответы детей.

- А где вы видели снеговика? – ответы детей.

- Снеговик является частью зимы, об этом нам говорит «Волшебный экран». 

Составление загадки о зиме с опорой на графическую модель ТРИЗ.

СЛАЙД  4

- А снеговик принес нам вот такие картинки ( Мороженное, вода, лед, снег, ветер, белый заяц, мелок, белая машина)  и просит сочинить загадку.

- Ребята, а хотите я вас научу составлять загадки. (ответ детей)

- Скажите, какая зима?

- Холодная.

- А что еще бывает холодное?

- Мороженое, вода, лед, ветер, снег.

- А еще какая зима?

- Белая.

- А что еще бывает белое?

- Заяц, мел, потолок, краска, машина.

По ходу обсуждения педагог заполняет таблицу:

СЛАЙД 5

Холодная

КАК

Мороженое, вода, лед, ветер, снег

Белая

НО НЕ

Заяц, потолок, краска, машина, мел

- Давайте, вместе проговорим еще раз. Педагог и дети проговаривают текст

«Холодная, как мороженое,

Белая, но не заяц».

СЛАЙД 6

- Про, что мы сочинили с вами загадку? (ЗИМА)

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

-  Молодцы, ребята! Всё верно сказали, ничего не забыли. Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Снеговик», поскорее вкруг вставайте и за мною повторяйте (движения по тексту):

«Раз рука-два рука, лепим мы снеговика,

Мы большой скатаем ком – вооот такой,

А потом поменьше ком – вот такой,

А затем скатаем мы маленький комок,

Получился снеговик – очень милый почтовик».

- Ой, какие весёлые снеговики получились!

-  Ребята, смотрите, что это? (воспитатель замечает в углу посылку) – ответы детей.

-  Как вы думаете, от кого она? (ОТВЕТЫ – от снеговика)

-  Действительно от снеговика. Интересно, что же нам прислал снеговик! Что это? (внутри посылки  контейнер со льдом и замороженными внутри кристаллами) – воспитатель  даёт детям потрогать содержимое посылки, рассмотреть.

- Что же там как вы думаете?

- А тут ребята, еще карточки, посмотрите на них внимательно.

   ЛЕД        C:\Users\я\Pictures\3806085.png,                                   ЛЕД      i?id=89704652-64-72

- Какой лёд  по температуре ? (ответы детей - холодный,).

- Какой лёд  по рельефу? (ответы детей - гладкий).

- А еще какой?

(ответы детей - прозрачный, холодный, твёрдый).

- Лёд – это твёрдое вещество. Всё, что нас окружает: вода, лужи, камни, деревья, игрушки и даже мы с вами, состоит из мельчайших частиц – молекул. Молекулы – это «маленькие человечки» (мч). Во льду и во всех твёрдых веществах «маленькие человечки» крепко держаться за руки. (показ картинок «мч» твёрдого вещества)

- Что получается, когда лёд тает? (ответы детей – вода).

-  Верно, а в воде и во всех жидкостях, «маленькие человечки» ведут себя по другому, они стоят рядом, опустив руки.

- Это волшебные кристаллы, но они во льду.

 Ребята, а как вы думаете, вода растопит лёд? (ответы детей)

- У нас есть вода, давайте проверим (на столах стоят заранее подготовленные ёмкости с тёплой водой).

-  Откроем контейнеры и положим льдинку  в воду (дети кладут в воду льдинки с кристаллами и наблюдают).

- Что происходит со льдом? Он тает? Быстро или медленно? (если медленно –почему,  вспомните, как живут человечки в твёрдых и жидких веществах).

 - Лёд растаял? Возьмите, ребята себе каждый по одному кристаллу, осушите их салфеткой.

- Покажите кристаллы, какие они красивые, яркие, сияют, переливаются – действительно волшебные! А сейчас спрячьте кристаллы в ладошку, опустите руки.

Рефлексия:

- Ребята, вспомните, из чего состоят все вещества? (из «Маленьких Человечек»).

Верно, а как «Маленькие Человечки» живут в твёрдых веществах, а в жидких? (ответы детей).

- Правильно, молодцы! Запомнили!

- Ребята, Вам понравилось сегодня заниматься, а что для вас было самым интересным? (ответы)

Сочиняли загадку, узнали о маленьких человечках,

Конечно, всем понравилось доставать кристаллы!

- Эти волшебные кристаллы исполняют желания, вы можете загадать любое желание и оно обязательно сбудется!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Зима» с элементами ТРИЗ для старшего дошкольного возраста ( старший дошкольный возраст )

Слайд 5

НО НЕ КАК?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста.

Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения старших дошкольников....

Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей подготовительного дошкольного возраста.

Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения детей подготовительной группы....

Конспект по теме: «Встреча зимы» с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста

Конспект с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возрастапо теме: «Встреча зимы». Цели: 1. Развивать у детей творческие навыки и умения.2. Активировать лексический материал п...

«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».

Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. Статья о том, как влияет на развитие связной речи дошкольников технология ТРИЗ и как правильно использовать ...

Конспект НОД «Зима» с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Активизация мыслительной деятельности дошкольника.Задачи:1. Развивать у детей творческие навыки и умения.2. Активировать лексический материал по теме «Зима».3. Развивать фразовую реч...