Консультация для педагогов: Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речи
консультация по коррекционной педагогике

Дьякова Ольга Владимировна

Тема: «Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема «Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речи»

Дезадаптация (от лат. Dis – частичное расстройство, adaptatio – приспособление) — частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям среды.

Театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимикой, графикой, речью, пением).

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации (ребенок самостоятельно создает образ с помощью вербальной и невербальной выразительности) и режиссерские (ребенок организует деятельность, управляя «артистами» - игрушками или их заменителями).

Нарушения речи:

ФФНР – нарушается произношение звуков.

ОНР – нарушается понимание речи, нарушается произношение звуков, искажается звукослоговая структура слова («так» вместо «танк», «мако» вместо «молоко»), наблюдаются лексические ошибки («комнаты» вместо «мебель»), нарушается грамматический строй речи («ухи», «много дерев», «собака едит косточку»), отмечается недоразвитие связной речи.

Нарушение темпоритмической стороны речи – заикание, чрезмерно медленная или чрезмерно быстрая речь.

Организуя театрализованную деятельность детей с речевыми нарушениями, необходимо:

  • проводить подготовительную работу, направленную на развитие у детей умений принимать и символически изображать определенный образ;
  • тщательно отбирать речевой материал, используя слова с доступной детям звукослоговой структурой, включающие правильно произносимые детьми звуки;
  • использовать материал, доступный детям в темповом и ритмическом планах;
  • использовать понятия, знакомые ребенку, при необходимости объяснять значение незнакомых слов;
  • использовать игры, способствующие развитию общей, ручной моторики, движений мимической мускулатуры;
  • использовать игры, способствующие развитию интонационной выразительности речи детей;
  • одновременно включать в театрализацию детей с нормальным и нарушенным речевым развитием, с различными уровнями речевого развития.

Рекомендуемая литература:

  1. Акулова О.А. Театрализованные игры //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – с. 24
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1991.
  3. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
  4. Генов Г. В. Теневой театр для самых маленьких. – М.: Учпедгиз, 1961.
  5. Калинина Р. Р. В гостях у Золушки (занятия, игры, упражнения). – Псков: ПОИУУ, 1997.
  6. Карманенко Т. Н. Кукольный театр в детском саду. – М.: 1960.
  7. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996.
  9. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
  10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических  работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ,   1999.
  11. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 6, 10, 12.
  12. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. — СПб.: КАРО, 2009.
  13. Фесюкова Л.Б. Чувства. Эмоции: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков: Ранок, 2007. – 20 л. (Серия  «Беседы по картинкам»).
  14. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: ВЛАДОС, 1999.
  15. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Речевые нарушения являются од­ной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей жизни ребенка. Такие нарушения речево...

Представление педагогического опыта. Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп:«Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимик...

Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи

Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и усп...

Театрализованная деятельность как метод преодоления речевых нарушений

Практический материал к семинару-практикуму для воспитателей в рамках проведения недели "Аукцион педагогических идей"...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями речи

Презентация проекта по развитию коммуникативных способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в театрализованной деятельности....

Театрализованная деятельность как метод дезадаптации у дошкольников с нарушением речи.

Нарушения речевого развития детей   рассматриваются  прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.Совместная ...

Консультация для педагогов ДОУ «Как применять здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Цель: Научить применять методы и приемы здоровьесберегающей технологии в педагогической работе с детьми с нарушениями речиЗадачи: показать педагогам положительное влияние здоровьесберегающих методов н...