Реализация проекта по развитию речи с применением ИКТ технологий "Здравствуй, осень золотая!"
проект по развитию речи (старшая группа)

Осень - красивое время года! А самая прекрасная пора - это период "золотой осени". Не случайно педагоги и воспитанники группы компенсирующей направленности №16 выбрали название для своего проекта: "Здравствуй, осень золотая!" В течение двух недель продолжалась реализация данного проекта. Участие детей в этом проекте позволило ознакомить их с представлением об осени, как времени года, её признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. С детьми проводились тематические беседы и занятия, много читали художественной литературы об осени. Ребята играли в дидактические игры, а также совместно с педагогами приняли участие в онлайн-викторине "Путешествие в осенний лес", где заняли призовые места, а еще поучаствовали в интерактивной игре от образовательного портала "Мерсибо" - "Собери урожай".
Во время реализации проекта дети рисовали, лепили из пластилина, делали аппликации. Ребята с большим интересом смотрели познавательный видеоролик "Признаки осени" с последующим обсуждением просмотренного.
Завершился наш проект экскурсией в лес и к фонтану Центра культуры и искусства. Восторгу детей не было предела: ребята собирали разноцветные листья, подбрасывали их вверх и весело кружились. Эту осень ребята запомнят надолго и будут вспоминать об этом с теплотой и нежностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdravstvuy_osen_zolotaya.docx515.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Радуга»
Проект по развитию речи к применением ИКТ технологий

Тема: «Здравствуй, осень золотая!»

(старший дошкольный возраст)

C:\Users\User\Desktop\Документы для конкурса\1694505949786.jpg

Составили: Воспитатель: Шалимова Н.А.

Логопед: Белоногова Л.С.

Рефтинский, 2023

Вид проекта: исследовательско-творческий, речевой.

 Продолжительность: 2 недели

Сроки проведения: 04.09.2023г.  по 15.09.2023 г.

Участники проекта: Воспитатель: Шалимова Наталья Александровна, учитель-логопед: Белоногова Любовь Сергеевна, родители и дети группы компенсирующей направленности №16

Возраст детей: 5 — 6 лет.

Цель проекта:

  • Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, осень золотая!».
  • Расширение представлений детей об осени, как времени года.

Задачи:

  1. Формировать у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
  2. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
  3. Систематизировать знания детей по теме «Осень».
  4. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
  5. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
  6. Развивать связную речь.
  7. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
  8. Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.

Актуальность проекта:

В образовательном процессе старшей группы частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.

А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы  или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы  все виды восприятия.

Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.

Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз  при  подготовки материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

В условиях образовательного процесса в детском саду расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.

Образовательная область:

  • Коммуникация
  • Познание
  • Социализация
  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество
  • Труд
  • Музыка
  • Здоровье

Обеспечение:

  • Подбор иллюстраций и картин.
  • Детская литература.
  • Настольно-печатные игры.
  • Папки-передвижки для родителей

Продукт проекта:

  • Выставка рисунков «Осень».
  • Систематизированный материал по теме «Осень» — (папка).
  • Экскурсия к кленовым деревьям и к фонтану ЦКиИ.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).

  • Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
  • Подбор материалов для реализации проекта.
  •  Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  •  Изготовление наглядных пособий.
  •  Беседы с родителями.

2 этап. Основной (практический).

  • Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
  • Обогащение и активизация словаря по темам «осень», «овощи», «фрукты», «птицы», «деревья».
  • Самостоятельное составление рассказа детьми об осени:

- По опорной схеме;

- С использованием мнемотаблицы

3 этап. Заключительный.

  • Выставка рисунков «Осень».
  • Аппликация «Осенняя березка»
  • Аппликация «Ветка рябины»
  • Лепка из пластилина «Сказочная Белочка с грибочком»
  • Экскурсия в поселок к кленовым деревьям и к ЦКиИ
  • Просмотр обучающего видеоролика «Признаки осени»; мультфильма: «Смешарики. Осень»
  • Интерактивная онлайн – игра на дифференциацию овощей и фруктов «Собираем урожай»
  • Онлайн – викторина «Путешествие в осенний лес»
  • Обсуждение итогов и анализ работы.

Реализация проекта:

 Образовательная область: «Социализация».

  • Сюжетно-ролевые игры:
  • «Овощной магазин»

Цель: Закрепление  знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.

  • Подвижные игры:
  • Цель: совершенствовать  двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с  речью.
  • «Листопад»,
  • «Огородник»,
  • «Пугало»,
  • «Репка».
  • Дидактические игры:
  • Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
  • «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
  • «Что растет на грядке? », «Что растет на дереве? »
  • «Собираем урожай»
  • «С чьей ветки детки?»
  • «С какого дерева листок»
  • «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты).

 Образовательная область: «Чтение художественной литературы».

  • Пословицы, поговорки и загадки об осени.
  • Чтение рассказов и заучивание стихотворений об осени и её дарах.

Образовательная область: «Коммуникация».

  • Подборка иллюстраций о золотой осени рассматривание и обсуждение их.
  • Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».
  • Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».
  • Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.

Образовательная область: «Познание».

Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:

  •  Наблюдения за сезонными  изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом,   ветром, осенним  дождём, листопадом,  клумбой, деревьями и т.д.)

Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.

  •  Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени)

Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.

  •  Наблюдения за овощами и фруктами

Цель: Расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь.

  • Наблюдение за перелетными птицами

Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.

Образовательная область: «Художественное творчество».

Рисование на осеннюю тематику.

Образовательная область: «Музыка».

  • Разучивание песен, танцев;
  • Прослушивание «осенних» мелодий;
  • Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.

Образовательная область: «Труд».

Сбор природного материала на прогулке (семена цветов,  листочков для поделок).

Образовательная область: «Здоровье».

Коррекционная логопедическая работа:

1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).

Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.

2.  Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).

Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.

3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).

 Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.

4. Развитие лексики. (Речевые игры).

Цель: Обогащать речь детей  существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.

5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).

Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.

6. Развитие связной речи.

Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление  рассказов.

7. Логоритмические  упражнения. Физминутки.

Цель: Развивать координацию движений с речью.

8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.

    Речевые игры

  • «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)

Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.

  • «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)

Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.

  • «Подбери  признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)

Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

  • «Подбери  родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)

Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.

  • - «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;

Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.

  • «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)

Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.

  • «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)

Цель: Учить образовывать  прилагательные от существительных.

  • «Узнай дерево по листу, плоду»

Цель: Учить подбирать  листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание

  • «Съедобный — несъедобный»;
  • «Соберём грибы в корзину»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

  • «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)

Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

  • «Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши  — в саду)
  • «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)

Цель: Образовывать прилагательные от существительных.

  • «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)

Цель: Образовывать существительные от прилагательных.

ТЕМЫ  НОД

Коммуникация. Чтение художественной литературы

1.Чтение стихотворения «Берёзы желтеют резьбой».

2. Чтение рассказа В. Катаева  «Грибы».

3.Чтение стихотворения А.К.Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад…»

4. Загадки и пословицы об осени.

5. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова « Улетают журавли»

6. Составление описательного рассказа «Птицы»

7. Сопоставление ранней и поздней осени.

 Художественное творчество

Лепка

 «Белочка с грибом»

Рисование

 «Осень»

Аппликация

1. «Осенняя березка»

2. «Ветка рябины»

3. Коллективная аппликация «Лёвушка»

Познание

1. «Грибы бывают разные»

2. «Ранняя осень»

3. «Перелётные птицы»

4. «Такой разный урожай» — (ягоды, овощи, фрукты)

Музыка

Разучиваие песен:

  • «Осень» муз. А Арутюнова, сл. В. Семернина;
  • «Моя Россия» муз. Г Струве, сл. Н. Соловьёвой;

Пальчиковые игры:

«Разбросала осень листья»;

  • «Мелкий дождик моросит».

Русские народные игры:

  • «Огородник»;
  • «Пугало».

Ожидаемые результаты.

Для детей:

Знают и называют:

  • большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
  • осенние месяцы, приметы и явления;
  • пословицы, поговорки об осени.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

В свободной деятельности широко применяют пение песен.

Расширились  представления  об осени, как времени года.

Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.

Для педагогов:

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Для родителей:

Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Пальчиковые игры на тему «Осень»

"Осень".

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

"Собираем листочки"

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

"Осень"

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

"Вышли пальчики гулять"

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик,

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

«Осень»

Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем

ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)

"Ходит осень в нашем парке"

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук разовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)

Листья осенние тихо кружатся

Листья осенние тихо кружатся,

(плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

(плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

(трем ладошки друг о друга)

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

"Грибы"

(ладонь сжата в кулак и по - очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

"Хозяйка"

Хозяйка однажды с базара пришла (шагаем пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла:(хлопаем в ладоши)

Картошку, капусту, морковку, горох, (поочередно загибаем

пальчики на левой руке)

Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем "ковшом", левой накрываем сверху, как крышечкой)

Кипели, кипели в крутом кипятке:(крутим ручками перед собой)

Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальчики на руке)

Петрушка и свекла, ох! (хлопаем в ладоши)

И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец)

«Ежик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки.

Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки.

«Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. (растопыриваем пальцы правой руки-это ежик, левая рука сжата в кулачок)

Зайке беленькому (отгибаем мизинчик,

Волчку серенькому (отгибаем безымянный палец)

Рыжей лисичке (отгибаем средний палец,

Белочке-сестричке (отгибаем указательный палец,

А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец).

Приложение

Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»        

1.Упражнение на дыхание:

«Дождик»--И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.

2. Массаж биологически активных точек  лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

3.Упражнения для язычка:

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка»), отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек»--холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»--широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба. Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал звук мотора.

Упр.«Моторчик»--во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающий  вертолет. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»

Целью занятия является: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях....

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая» Выполнила: Сафина Юлдуз Фаритовна воспитатель

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Выполнила: Сафина Юлдуз ФаритовнавоспитательМамадыш, 2012 год Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательное...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Осень золотая"

Цели занятия: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. 3. Продолжать учить детей...

Конспект игровой - образовательной деятельности с детьми 6 лет по развитию речи (с применением ИКТ). Тема: "Осень в гости просим!"

          Данная образовательная деятельность закрепляет и расширяет знания детей об осени, развивает у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные ра...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Осень, золотая осень!»

Цель: расширить представления детей об осени, о сезонных изменениях в природе. Программные задачи:формировать у детей представление об осени, как времени года;закреплять знания цветов;развивать у...

Проект по развитию речи с применением ИКТ "Здравствуй, осень золотая!" (старший дошкольный возраст

Проект направлен на закрепление представлений о природных изменениях в осенний период у старших дошкольников с ТНР.  Проект направлен на развитие речи детей и был реализован через различные виды ...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Осень, золотая осень!»

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Осень, золотая осень!» Цель: расширить представления детей об осени, о сезонных изменениях в природе. Программные зад...