Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Осень золотая"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Филяева Екатерина Александровна

Цели занятия:

1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями

4. Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику.

5. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

6. Воспитывать любовь и умение видеть красоту осеннего леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_osen_zolotaya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 329

Структурное подразделение «детский сад» № 5

__________________________________________________________

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Тема: «Осень золотая»

Подготовила и провела:

Воспитатель старшей группы №3 «Радуга»

Филяева Е.А.

Москва 2014г.


Конспект занятия по развитию речи для старшей группы

«Осень золотая»

Цели занятия:

1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями

4. Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику.

5. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

6. Воспитывать любовь и умение видеть красоту осеннего леса.

Методические приемы:

1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, отгадывание загадок, составление предложений, составление рассказов.

2. Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ.

3. Практические – дидактические игры и упражнения.

Словарная работа:

Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь детей.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений об осени А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, П.М. Плещеева. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах

Материалы:

Сюжетные картинки для составления рассказов, мяч, осенние листья.

Организация детей:

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.


Ход занятия

Введение.

Ребята, посмотрите, как много пришло к нам гостей! А как обычно встречают гостей? (Дети здороваются).

Ребята, послушайте рассказ-загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по кленам и березам, и там где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».

(Отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи»)

Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени).

А как вы догадались? (Трава пожелтела, птицы стали улетать.)

Кто еще знает признаки наступления осени? (Ответы детей).

А еще, ребята, осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч.

Игра «Осенний мячик».

«Мяч осенний и волшебный будет в ручки к нам скакать и вопросы задавать!»

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильные ответы я буду дарить вам осенние листики.

 Листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют и опадают.

 Дождь осенью (что делает?) – Дождь осенью моросит, идет.

 Урожай осенью (что делают?) – Урожай осенью убирают, собирают.

 Деревья осенью (что делаю?) – Деревья осенью теряют, роняют листья.

 Звери осенью (что делают?) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

 Птицы осенью (что делают?) – Птицы осенью улетают в теплые края.

Молодцы, ребята! Посмотрите, из листиков, которые я вам подарила можно собрать настоящий осенний букет!

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»:

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (Загибать поочередно пальцы).

Мы соберем, (Пальцы в замочек).

В вазу осенний

Букет отнесем. (Размахивать руками из стороны в сторону).

Составление рассказа с опорой на сюжетные картинки.

Какой замечательный букет у нас получился, ребята! Это осенний ветер принес нам такие красивые листья!

Но листья эти не простые! На них нарисованы осенние картинки! (На листьях приклеены сюжетные картинки на осеннюю тему.) Давайте возьмем каждый по одному листочку. Придумайте к своей картинке короткий рассказ, а потом мы все листики соединим и у нас получится настоящая осенняя книга!

Пример:

«Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети пошли в школу. В лес выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.»

2-3 Ребенка составляют рассказ об осени с опорой на сюжетные картинки.

Посмотрите, ребята, какая большая и красивая книга у нас получилась! Мы положим ее в уголок природы, а потом сделаем такие же книги о зиме, весне и лете!

Игра «Да или Нет».

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать – 

Куртки-шапки одевать???

Ребята, вы не только хорошо потрудились сегодня, но, наверное, и устали!? Давайте немного отдохнем, послушаем музыку, но сначала поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними.

(Дети говорят «до свидания» и «до новых встреч»). Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»

Список использованной литературы.

1. Владимирская Л.А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. - Волгоград: Учитель, 2006.

2. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа). – М.: ВАКО, 2005 – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...