РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ТЕМУ «КАК ВЫРАЩИВАЮТ ХЛЕБ?»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Предлагаю вам небольшую статью по стимуляции и совершенствованию речевого развития дошкольников. Для достижения этих целей выработано огромное количество эффективных методов, вот некоторые из них.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ТЕМУ «КАК ВЫРАЩИВАЮТ ХЛЕБ?»
Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Предлагаю вам небольшую статью по стимуляции и совершенствованию речевого развития дошкольников. Для достижения этих целей выработано огромное количество эффективных методов, вот некоторые из них.
2. ОПИСАНИЕ РЕЧЕВЫХ ИГР
Игра 1. Грамматическая игра: «Отгадай, что это?»
Задача игры – учимся согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье.
Ход игры
Попросите ребенка отгадать: «Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб?». Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка».
Постепенно в подобных играх малыш приучается вслушиваться в слова и их окончания и начнет отвечать точнее, поймет алгоритм выполнения задания.
Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:
- Ржаное — это поле или хлеб?
- Пшеничный – это колосок или поле?
- Пшеничная – это мука или пирожок?
- Пшеничное – это мука или тесто?
- Ржаные – это колоски или колосок?
- Пшеничные — это пироги или мука?
- Хлебные – это крошки или посуда?
- Хлебный – это квас или крошки?
Игра 2. Грамматическая речевая игра «Придумай слово». Развиваем словотворчество.
Варианты заданий для детей дошкольного возраста:
Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Образование слова ребенком по аналогии – хлебница).
Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Образование слова по аналогии – «хлеборезка»).
Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как? (Могут быть разные варианты ответа ребенка, пусть малыш придумает свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты)
После этого подскажите малышу: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».
Если ребенок не догадался, то скажите: «Да, такие слова, которые ты придумал, действительно могли бы быть в русском языке. Ты придумал замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на… ? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на…? (хлебозаводе)».
Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.
Задание 4. Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют «хлебороб». А как можно назвать человека, который печет хлеб? Правильный ответ: хлебопек.
Задание 5. Отгадай профессию.
- На тракторе работает – кто? (тракторист),
- На комбайне работает – кто? (комбайнер)
- Землю пашет – кто? (землепашец).
- Разводит овощи – кто? (овощевод).
- Разводит свеклу – кто? (свекловод).
- За семенами следит – кто? (семеновод).
- На поле работает – кто? (полевод).
- Выращивает лён кто? (льновод).
- Сады выращивает – кто? (садовод).
Игра 3. Подбери слова
Задача игры. Это лексическая игра, в которой мы обогащаем и активизируем словарный запас ребенка. И выполняем одновременно еще одну задачу – учим малышей вслушиваться в речь, обращать внимание на выразительные слова.
Ход игры
Я обычно такие игры с детьми до 6 лет провожу в форме игры — паззла. Игровая форма упражнения заинтересовывает и увлекает малышей, ведь у многих современных детей интерес к речи сильно снижен, а речевые упражнения даются им с большим трудом.
Если Вы занимаетесь с детьми увлеченно, творчески, играя, то к 6 годам дети настолько влюблены в игры в слова, что никакая игровая «внешная» опора становится не нужна. С этого возраста дети готовы делать речевые упражнения и без игры, просто в словесной форме. Они начинают играть в речевые игры не ради игрового результата, а ради того, чтобы узнать, научиться. Тогда наша «внешняя опора» — паззл – становится просто не нужна.
Но на первых этапах без игры не обойтись. Ребенку – дошкольнику очень нужно видеть, что он подбирает слова не просто так (по принципу «мне сказали, и я делаю»). Малышу нужно видеть, что у его действий есть результат, которые можно пощупать и увидеть. Как же этого добиться? Нам поможет придуманный мной прием «наглядной игровой оценки речи детей». Поэтому предлагаю провести это упражнение как игру. Начинаем играть :). Присоединяйтесь!
Шаг 1. Готовим материал для игры.
А) Распечатайте картинку хлеба (ниже в статье Вы найдете ссылку на скачивание картинок для занятий и игр) и разрежьте ее на несколько квадратиков. Количество квадратиков зависит от возраста ребенка. Для маленьких детей 3-4 лет достаточно 5-10 частей, для детей 5 лет и старше – 10 и более частей.
Б) Приготовьте дополнительные маленькие картиночки или другие сюрпризики – это «бонус», вдруг Ваш малыш подберет больше слов, чем мы ожидали!
Мне встречались дети, которые могли подобрать до 25 — 30 (!!!) слов в этой игре. В дальнейшем они очень легко усваивали языки в школе. Для игры с такими детишками нужно разрезать картинку на большее количество кусочков в соответствии с их высоким уровнем развития речи.
Шаг 2. Задача игры – «испечь хлеб», т.е. собрать все кусочки картинки. Каждое слово дает возможность получить одну часть картинки. Нужно подобрать как можно больше слов и получить в игре все кусочки картинки.
Можно не говорить малышу. что получится в результате игры. Пусть это будет для него сюрпризом — загадкой!
КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВОДИТЬ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ?
Совет 1. Все речевые игры нужно объединять вокруг одной выбранной темы (хлеб, одежда, посуда, мебель или любой другой). И посвятить этой теме несколько дней или неделю. Такое объединение игр в тематические комплексы намного более эффективно, чем разрозненное выполнение речевых упражнений по разным темам.
Совет 2. Не нужно перегружать малыша. Достаточно 1 речевой игры на 5 минут. Заканчивать игру нужно тогда, когда ребенок еще хочет продолжить в нее играть.
Совет 3. Не бойтесь ошибок! Скорее всего, в первый раз у малыша будут ошибки в речевых играх. Но ведь игры для того и нужны, чтобы малыш шел вперед! А значит, ошибался, пробовал, искал новые способы, учился, развивался, решал новые задачи. Решая старые знакомые задачи без ошибок, мы не идем вперед, а стоим на месте. Поэтому не бойтесь ошибок детей и поощряйте словотворчество малышей. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает!
Совет 4. Стимулируйте словотворчество малыша (придумывание им слов типа «хлебник», «намакаронился» и т.п.) Словотворчество очень полезно и нужно для развития детей. В словотворчестве (придумывании новых слов) малыш играет с языковыми конструкциями – и это настоящая школа развития интеллекта и речи, формирования у малыша языкового чутья, очень нужного в жизни для освоения не только родного, но и иностранных языков!
Совет 5. Если ребенок ошибся, исправьте его, но никогда не подражайте малышу и даже в шутку не повторяйте за ним его грамматические ошибки. Ребенку нужно слышать грамотную речь взрослых – это та питательная развивающая среда, в которой он идет вперед и осваивает новые ступеньки речевых умений, развивает языковые способности.
Совет 6. Речевая игра – это не проверка речевых умений и не диагностика развития ребенка, а занимательное развивающее занятие взрослого и ребенка. Проводите игры с радостью, с творчеством, с задором – и ребенок сторицей отдаст Вам всё вложенное в игру. Придумывайте свои варианты, интересные ребенку, творите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры с дошкольниками.
Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра ...

Речевые игры с дошкольниками на тему «Зима».
Подборка простых речевых игр с дошкольниками на тему "Зима"....

Конспект образовательной ситуации по познавательно-речевому развитию старших дошкольников на тему: "Играем, мечтаем - профессию выбираем"
Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми 6-7 лет. Цель-ранняя профориентация дошкольников. Форма проведения - игра-экскурсия в "мир профессий" с выполнением заданий в м...

Консультация для родителей на тему: «Речевые игры для дошкольников».
Консультация для родителейна тему: «Речевые игры для дошкольников»....

Речевые игры для дошкольников младшей речевой группы, в помощь родителям
Иногда родителям тяжело подобрать игры для своего ребёнка, что бы помочь ему освоить произносительную и грамматическую части речи. Материал поможет родителям в форме игры решить эти проблемы....

Речевые игры и упражнения на тему "Весна" для дошкольников
Речевые игры и упражнения на тему "Весна" для дошкольников...
Речевые игры с дошкольниками на тему: « Как выращивают хлеб?»
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ТЕМУ «КАК ВЫРАЩИВАЮТХЛЕБ?»Значение речевого развития детей трудно переоценить. Значение речевого развития для детей Речь - основное средствокоммуникац...
