РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по развитию речи (старшая группа)

Ивлева В.И.

 

Аннотация: В статье раскрывается понятие, значимость процесса развития речевой культуры у детей старшего дошкольного возраста, основная характеристика детей данной возрастной периодизации, ключевые аспекты влияющие на формирование данного качества, а так же вид деятельности, которая успешно содействует восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.21

ГРНТИ 14.23.09

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
DEVELOPMENT OF SPEECH CULTURE IN SENIOR PRESCHOOL AGE THROUGH THEATRALIZED ACTIVITIES

В. И. Ивлева.  

МДОУ «Детский сад №125» г. Саранск, Россия

__________________________________________________

Ключевые слова: дошкольник, речевая культура, речевое развитие, театрализованная деятельность, сенситивный период, театр, коммуникативная  деятельность.

Key words: preschooler, speech culture, speech development, theatrical activity, sensitive period, theater, communicative activity

Аннотация: В статье раскрывается понятие, значимость процесса развития речевой культуры у детей старшего дошкольного возраста, основная характеристика детей данной возрастной периодизации, ключевые аспекты влияющие на формирование данного качества, а так же вид деятельности, которая успешно содействует восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений.

Современное развитое общество отличается своими ценностными ориентирами. По истине, их субъективности они находят действительное  отражение в своем практическом применении. Чаще всего они проявляются в характере выстроенного взаимоотношения путем вербальных средств общения. Эти ярко выраженные признаки выбранных приоритетов закладывают основу  жизненных ценностей действующих в рамках определенной возрастной группы. Уровень овладения богатством языка  и по сей день является отличительной  частью культуры  взаимодействия человека в современном обществе.

 Стоить отметить, что в настоящее время в учреждениях дошкольного воспитания значительное внимание оказывается развитию у детей культуры речи. Она является визитной карточкой и создает внешний облик современного человека. По развитой культуре речи можно судить об уровне воспитания, образе мысли, способности влиять на окружающую обстановку. Явной задачей во всем образовательном процессе,  которую ставит педагог при развитии речевой культуры личности – овладение речью как средством общения, обогащение словаря и развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической  речи.

Из определений разных авторов можно выделить общее понятие того, что понимается под термином «Культура речи».

Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения с целями и содержанием речи [1, с. 156].

Существенной основой при совершенствовании культуры речи является осмысление норм литературного языка.

Многие психологи и ученые считают, что самым благоприятным периодом для начала формирования ключевых умений и навыков, в том числе коммуникативных, является дошкольный возраст. Это во многом объясняется протекающим на этапе активного развития ребенка сензитивным периодом, который проявляется в сочетании оптимальных условий для развития психических процессов, а также когнитивных и творческих способностей. Знание детской психологии дает педагогу огромные  возможности для усовершенствования в ребенке восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений.

Глубокое изучение сензитивных периодов в развитии ребенка помогло определить, что наиболее сильное и эффективное влияние на процесс развития культуры речи  педагог способен оказать при достижении ребенком старшего дошкольного возраста.

В ходе становления культуры речи воспитателю стоит обращать исключительное внимание активизации навыка подбора и использования лингвистических средств выразительности языка (фонетических, лексических и синтаксических) в процессе выстраивания диалога.

Значимой особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что на пути своего саморазвития и вхождения в социум у них осуществляется механизм беспрестанного пополнения и абстрагирования собственного эмоционального опыта, который отталкивается от наглядных пониманий через реализацию внутренних устремлений, решительности и беспрестанной тяги в общении. Исходя из этого, важность формирования основ речевой  культуры становится ключевой во всем педагогическом процессе.

Дети возраста шести лет уже начинают активно использовать и пополнять  свой словарь. Вырастают потребности  рассказать и воздействовать на себя и оппонента. Увеличение основных видов деятельности, появление нового круга сверстников и отношений влекут за собой планомерное совершенствование всех сторон речи.

Одной из основных функций преобладающей в данном возрасте является коммуникативная.  Поэтому воспитателю необходимо создавать такие ситуации которые  подводили бы ребенка к  речевому взаимодействию с окружающими.

 Существует много практических методов и приемов, которыми пользуются педагоги для формирования этого психического процесса у детей. Все они направлены на развитие органов восприятия. Примерами таких приемов могут послужить:

– дидактическая игра. Является наиболее  результативным методом для активного пополнения словаря, практических отработок звукопроизношения, развития связной речи.

– художественная литература способствует обогащению художественными литературными средствами выразительности речи.

– предметно-развивающая среда носит функционально- моделирующий  характер для обеспечения образовательной деятельности ребенка.

Подходящей основой для развития и способности вести продуктивную  коммуникативную деятельность является творческий процесс. Основа развития речевой культуры предполагает совершенствование творческих способностей, где усваиваются результаты осмысления, а так же варианты планирования коллективной  активности. Усовершенствованию  навыков коммуникативной стороны речи у детей может послужить театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации в соответствии с федеральным образовательным стандартом (далее ФГОС) направлена именно на развитие правильной артикуляции, речевого дыхания. Дети приобретают четкую дикцию, учатся самостоятельно сочинять небольшие сказки и рассказы, подбирать стихотворные рифмы, проговаривать скороговорки, читать с интонацией стихи [2].

Театрализованная деятельность является увлекательным творческим процессом. При помощи нее происходит интеграция всех образовательных областей. Она создает условия для познавательной, поисковой  и совместной деятельности  не только педагога и ребенка, но и родителей. Посредством реализации такого вида деятельности у детей формируется социальный опыт взаимодействия, а так же необходимые для этого коммуникативные качества.

В практике многих дошкольных учреждений используются разные формы организации театральной деятельности. Ими могут выступать непосредственные просмотры кукольных спектаклей и театра, музыкальные игры, драматизации, пальчиковые игротренинги, упражнения на развитие дикции, пополнения социально-эмоционального опыта разыгрывание сказок, инсценировки и другое.

В МБДОУ Детский сад «Звездочка» посёлка Торбеево Республики Мордовия организованна насыщенная предметно- пространственная среда для  реализации театральной деятельности детей. Театральный центр подобран с учетом всех возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (ролево-половой ориентации, эмоционально личностной стороны ребенка,  психологически индивидуальных особенностей). Данная зона была создана совместно с родителями воспитанников и включает в себя : ширму, настольный театр, фланелеграф, пошивные костюмы,  маски с элементами сказок,  куклы для обыгрывания сказок ( пальчиковые, марионетки, мягкие игрушки). Так же в детском саду имеются разнообразные виды театров – Би-ба-бо, театр теней, марионеток, перчаточный. Но особое предпочтение здесь отдается инсценировкам детей ( игры-драматизации, мини-спектакли, театральные постановки). Воспитатели стараются подобрать сюжеты известных и много ролевых сказок, чтобы каждый ребенок смог проявить  и реализовать свою творческую сторону. Посредством заучивания литературных текстов у детей развивается не только память, но и происходит формирование активного словаря, происходит отработка фонетической стороны речи. Создается ситуация успеха  для вступления детей в диалог, что содействует формированию и развитию коммуникативных навыков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что театрализованная деятельность играет немаловажную роль в развитии культуры речи, что предполагает оптимизацию процесса общения, речевой коммуникации. У детей закладываются основы о существующих нормах языка, знание  его стилеобразующей стороны. У дошкольников происходит развитие не только когнитивной, но и познавательной функции языка. Хорошо сформированная речевая  культура дает ребенку возможность  беспрепятственно познавать окружающий мир и легко строить коммуникативные связи не только со сверстниками, но со взрослыми в своей повседневной деятельности. Это дает большой потенциал для осуществления требований ФГОС по критериям развития необходимых качеств у детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений  3-е изд., стереотип.  М.: Издательский центр «Академия», 2000.   400 с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
  3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. Основные проблемы художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук – М.: Педагогика, 1972.  287 с.
  4. Скоробогатова, А. И. Методика развития речи : учебное пособие / А. И. Скоробогатова ; Институт экономики, управления и права (г. Казань), ф. Психологический, Кафедра педагогической психологии и педагогики. – Казань : Познание (Институт ЭУП), 2014. – 119 с.
  5. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2013. - 72 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...

Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...

Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Старший дошкольный возраст - период интенсивного формирования личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятел...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность является эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста. Играя роль определенного персонажа, ребенок учится передавать характер героя через интонации, дви...

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

план по самообразованию по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста ппосредством театрализованной деятельноти"...