Конспект занятия-развлечения "Вот как осенью прекрасно!"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Юдина Ирина Алексеевна

Знакомство с фольклорными произведениями. Обучение рассказыванию стихотворного текста по рисунку, иллюстрации. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия-развлечения для детей

 старшей комбинированной группы

«Вот как осенью прекрасно!»

Учитель-логопед Юдина Ирина Алексеевна

2023 год

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- знакомить с фольклорными произведениями;

- обучать рассказыванию стихотворения (потешки) по рисунку, иллюстрации;

- формировать умение согласовывать прилагательные с существительными;

- закреплять знания об осенних явлениях в природе;

- формировать интерес к изменениям в природе;

- учить отвечать на вопросы распространенными предложениями;

- формировать умение слушать сказку вместе с группой сверстников;

коррекционно-развивающие:

- активизировать речевую деятельность;

- развивать фонематический слух;

- развивать тонкую и общую моторику;

- совершенствовать дикцию и артикуляцию;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать воображение, подражательность,  память, речь, артистизм;

- развивать умения согласовывать движения со словами;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к родному языку;

- воспитывать познавательный интерес к художественному слову;

- воспитывать желание говорить правильно и красиво;

- развивать навыки взаимопомощи, контроля и самоконтроля.

Материал:

театральная ширма, мягкие игрушки лиса, собака, воробей, пластмассовые игрушки паук, муха; плоскостные изображения потешек, солнышко на тросточке, ёжик; рисунок паутины, осенние листья.

Предварительная работа:

-воспитатель разучивает с детьми песенки, заклички, потешки, прибаутки; логопед автоматизирует поставленные звуки.

Ход занятия:

Дети в группе рассматривают осенние декорации. Садятся на стульчики. Взрослый загадывает загадку.

Листья жёлтые летают,

Дождик землю поливает.

Когда это бывает?   (ответы детей)

Взрослый: Конечно, осенью. Поиграем в рифмовки.

Взрослый начинает читать стихотворные строчки, дети добавляют словечко.

Туча, как птица

По небу…(мчится)

Лужи на дороге

Берегите…(ноги)

2

Ветер дует, задувает

Туча солнце…(закрывает)

Осень, осень – листопад

Листья жёлтые…(летят)

Взрослый: Осень бывает такой разной: то тёплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима стоит уж на пороге. И всё же осень – такая прекрасная пора! Правда, ребята?  (Ответы детей).  Все скорее в круг вставайте и за мною повторяйте.

Выполняется упражнение по показу взрослого «Осень наступила» (речь с движением)

Раз, два, три, четыре, пять,

Это каждый должен знать

Дети шагают на месте

Лето, осень и зима,

А потом придёт весна

Хлопают в ладоши

Мы теперь друг друга спросим

- Что настало нынче?

- Осень!

Разводят руки в стороны и смотрят друг на друга

От времени года зависит погода

Поднимают вверх указательный палец, произносят слова с назидательной интонацией

Взрослый:

Когда бывает это

Коротенькое лето?

Его мы ожидаем,

И бабьим называем!

Самое начало осени называют бабьим летом. На улице стоят тёплые деньки, ещё греет ласковое солнышко. Давайте мы его позовём. Все вместе проговорим закличку.

 Дети хором за взрослым повторяют каждую строчку стиха.

Солнышко, вёдрышко,

Выйди из-за облышка,

Сядь на пенёк,

Посиди весь денёк.

Из-за театральной ширмы выглядывает солнышко на тросточке.

Взрослый: Здравствуй солнышко, золотое яблочко! По небу ты катаешься, людям улыбаешься. Повесели, да порадуй наших детушек.

Ребёнок читает потешку «Вот и солнышко встаёт».

3

Вот и солнышко встаёт.

Вот и лодочка плывёт.

Егор на лошадке

Мчит без оглядки!

Взрослый: А это ещё что за сеть? И, кажется, ребята, в эту сеть кто-то попал…

Из-за ширмы появляются театральные  атрибуты: паутина, муха  и паук.

Муха ахнула сперва:

 - Ах, какие кружева! –

Но, бедняжка, словно в тине,

Увязла в липкой…(паутине)        ответы детей

Да, ребята, это паутина, которую плетёт паук для ловли добычи. У всех пауков восемь лап. Давайте мы сейчас с вами станем маленькими паучками и будем выполнять разные движения.  Выполняется упражнение по показу взрослого «Паучок-ткач» (речь с движением)

Сетку паучок плетёт, 

Пальцами изображать решётку

Словно ткач проворный.

Изображения движения ткацкого станка

Нитку липкую по кругу

Намотал задорно.

В воздухе рисовать круг

А потом её спустил,

Движение рук сверху, вниз

Чтоб круги связались.

Руки скрестить на груди

И в красивой паутине

Мухи все остались.

Раздвинуть пальцы обеих рук, соединив большие пальцы

Вывел нитку, натянул

Руки в стороны

И засел в засаде.

Присесть, руку козырьком приставить ко лбу

Только мухи не летят.

Соединять большие пальцы, остальными пальцами изображать полёт мухи, качать отрицательно головой

Паучку досадно!

Сделать глубокий вход

Дети садятся на стульчики. Ребёнок читает потешку «Рыжая лисица».

4

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

И в ямку – бух!

Взрослый: Слушайте сказку «Лиса и собаки»  Показ кукольного спектакля «Лиса и собаки»

Лиса: Бежала лиса по полю. Откуда ни возьмись, выскочили собаки и погнались за ней. Лиса ну и бежать. Бежала, бежала, да под пенёк в нору и ушла. Сидит в норе и говорит сама себе:

  - Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы смотрели да смотрели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты хвост, что делал?

- По пням, по кустам, по колодам зацеплялся.

- А ты вот какой! Так нате же, собаки, ешьте мой хвост.

Собаки ухватились за хвост и вытащили лису. Еле жива ушла от них.  

Взрослый читает потешку «Воробья не слыхать», сопровождает текст игрушкой

Вот сказали: «Воробья не слыхать».

Вот сказали: «Воробья не видать.

Не видать его, не видывать,

Его голосу не слыхивать».

А воробушек по улице идёт,

 В левом крылышке скрипочку несёт,

Правым крылышком наигрывает,

С ноги на ногу попрыгивает.

Взрослый: Вам понравилась потешка про воробья? (ответы детей). Мы с вами тоже умеем читать потешки. Скорее рисунки свои вы  берите, чтоб слышно всем было, громко говорите.

Дети читают потешки, сопровождая иллюстрацией («Ваня, Ванечка», «Козушка-белоногушка», «Барашек по лугу гулял», «Чики-чики-чикалочки», «Сел комарик по кусточек», «Бабка Ёжка», «На горе горка», «Вей, вей ветерок», Зайчик, зайчик, где ты был», «Пчёлы гудят», «Дятел на дубу сидит», «Пришёл медведь к броду»).

Взрослый: Ой, какой поднялся ветер…. «Дует, дует ветер, дует, задувает, жёлтые листочки с дерева срывает…»Логоритмическое стихотворение «Ветер». Выполняется упражнение по показу взрослого (речь с движением)

5

Ветерок листвой шуршит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Ритмично потирают ладонь о ладонь.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у.

Делают ритмичные хлопки ладошками над головой.

Поднимает пыль столбом:

Бом-бом-бом.

Ритмично топают ногами.

Дует он везду, кругом:

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Ритмично попеременно похлопывать впереди и сзади себя.

Может вызвать бурю он:

Страх-страх-страх.

Руки в стороны, делать ритмичные вращательные движения.

Не удержится и слон:

Ах-ах-ах-ах.

Приставляют ладони к голове (делают  «уши»).

Взрослый: Слышите, кто-то фыркает и шуршит.  Кто же это, ребята? (Ответы детей)

Выставляется плоскостная игрушка Ёжик

Осенью остроносый топотун ищет убежище под пнем или корнями дерева. Натаскивает туда сухих листьев, травы, мха и зарывается в них. Зимой нору заносит снегом. В тепле и безопасности ёж спит всю зиму, расходуя накопленный к осени жирок.

А давайте мы сейчас, дружно споём песенку про ёжика. Дети исполняют песню «Маленький ёжик».

Взрослый читает прибаутку «Ясно солнышко» и постепенно убирает за ширму солнышко.

Ясно солнышко

Закатилося,

Светла месяца

Не видать нигде,

Часты звёздочки

В тучи спрятались,

И темным-темна

Ночь осенняя.

Взрослый: Вот и солнышко закатилось за тучку. Спать ушло.  И нам пора отдыхать. Ужинать и домой собираться. А дома, маме с папой расскажите, что вам понравилось, что вы узнали интересного. До новой встречи!

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осень-прекрасная пора для творчества!

Поистине, искусство заключено в природе, кто умеет обнаружить, его тот владеет им.Альбрехт Дюрер.Осень замечательная пора, что бы творить и фантазировать.Предлагаю вашему вниманию работы наших детей, ...

Конспект НОД по развитию речи «Прекрасная пора - Осень»

Цель: закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе.Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. Продолжать знакомить детей с русской народной кул...

Конспект НОД по теме: "Осень - прекрасная" для детей старшей группы

Конспект разработан для закрепления знаний детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменинеях, происходящих в природе осенью. Закреплять знания детей о деревьях, листьях. плодах...

Конспект занятия по развитию речи "Осень-прекрасная пора"

Ознакомление детей с приметами осени, загадки, игры....

Конспект познавательного занятия «Путешествие в прекрасное: Оренбург богатый и прекрасный – наш Край» Старший дошкольный возраст

Знакомство с Родным Краем начинается едва ли не с самого рождения. Однако, как помочь ребёнку увидеть самое прекрасное и жизнеутвреждающее в коуржающей действительности. Как ввести маленького человека...

Конспект интегрированного занятия на тему «Прекрасная пора – Осень» в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия на тему «Прекрасная пора – Осень» в подготовительной группеЦель: Закрепление знаний у детей об осенних явлениях в природе.Задачи:Образовательны...

Конспект интегрированного занятия на тему:«Прекрасный дом для Феи осени в нашем городе».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему : «Прекрасный  дом  для  Феи осени в нашем городе».  ...