"Сказка - ложь, да в ней намёк..."
статья по развитию речи (старшая группа)

Сергеева Людмила Павловна

Статья о том, как мы с детьми сочиняем сказки, и какое значение сказка имеет в жизни ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_-_lozh_da_v_ney_namyok.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка – ложь, да в ней намёк…»

«Сказки живут среди нас,

 надо только разглядеть,

где и когда они начинаются».

 

   Сказка – это волшебство, завораживающее действие. Ребёнку всегда хочется разгадать, что же будет дальше и чем закончится вся история? Сказка воспитывает детей и даёт ответ на любой вопрос. Проживая сюжет сказки, ребёнок учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, погружаясь в мир удивительных персонажей – яркий, живой, наполненный звуками и красками. Ни одна деталь не укроется от внимания ребёнка! Для него каждое слово наполнено смыслом. Сказка становится первой простейшей моделью мира, формирует умение фантазировать, будь это авторская сказка или сказка, придуманная самими детьми.

    Сочиняя с детьми сказки разными способами, не перестаю удивляться, как быстро дети придумывают сказочную ситуацию, помещают в неё героя  и фантазируют, что будет дальше.

    Однажды, сочиняя сказку про глупую ворону, дети быстро сообразили, в чём же может проявляться глупость? Оказывается,  глупая ворона в нашей сказке отдала свою банковскую карту подруге-вороне и сказала ей пин-код. Шустрая подруга истратила все деньги, что были на счёте, купив себе множество всяких украшений: бусы, браслеты, серёжки. Когда хозяйка банковской карты опомнилась (а точнее, ей умный дятел подсказал), было уже поздно. Но поскольку в наших с детьми сказках добро всегда побеждает зло, трусливому помогают стать смелым, а глупый умнеет, то и наша героиня ворона, конечно же, поняла свою ошибку. Хорошо, что подруга тоже признала своё неправильное поведение. Они поровну поделили все украшения и остались довольны тем, что их дружба не разрушилась. Сказка? Сказка. Нет в жизни банковских карт у ворон! А какой глубокий жизненный смысл вложили дети, озвучив данную проблему в сказочном варианте! Сказка – ложь, да в ней намёк…

      Как часто, имея какие-либо страхи, боясь чего-нибудь, дети наделяют этими качествами своего сказочного героя.

   Однажды, сочиняя сказку способом «Сказки на палочках», дети вытянули две палочки, на которых были написаны слова  мышь и дождь. Сказка получилась про трусливого мышонка (так решили дети), который боялся всего: дуновения лёгкого ветерка, шуршания опавших листьев и даже капельки росы, упавшей ему на носик. И вот как-то раз пошёл дождь. Мышонок забился от страха в угол, а дождик ему и говорит: «Не бойся, мышонок! Давай вместе танцевать, я по лужам, а ты рядом со мной. Будет весело!» И мышонок вдруг согласился.

Сказка – ложь, да в ней намёк… Ведь быть смелым, весёлым и с друзьями интереснее, чем пугливым, грустным и одиноким – такой вывод сделали ребята.

    А капризная ёлочка, которой вдруг надоело быть зелёной!? Сказка про ёлочку получилась у нас с ребятами, благодаря способу «Сказки на цветных кружочках». Сначала достали зелёный кружочек. Решили, что главной героиней в сказке будет ёлочка. Была эта ёлочка очень капризной (так решили дети) и захотела она однажды стать красной. Попросила у осени красной краски и перекрасила все иголочки в красный цвет. Много необычного стало происходить в её жизни после этого: лесные жители перестали её узнавать, а люди стали обходить её стороной и не стали приглашать на новогодний праздник. Загрустила ёлочка, не понравилась ей такая жизнь. Кое-как перезимовав, решила она попросить у весны зелёной краски, чтобы вернуть себе прежний цвет и снова стать зелёной, как её подружки.

Сказка – ложь, да в ней намёк… Не стоит порой показывать свои капризы, не приведёт это к хорошему!

   Сочиняют  дети, слушают, что получилось, рассуждают, выводы делают, а я смотрю на них и думаю, а вдруг  поможет им в жизни та или иная сочинённая нами сказка. Одни, может быть, задумаются над своим поведением, другие, возможно, захотят стать внимательнее и добрее к людям, которые их окружают. Хочется в это верить. Может, тогда и счастья в жизни у людей будет больше?..

Верьте, взрослые и дети,

Верьте в сказки волшебство.

И тогда на всей планете

Счастье будет и добро!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

проект по сказкам"сказка ложь да в ней намёк"

проект долгосрочный по русским народным сказкам, для младшей группы....

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок. По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок.По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»Литературное  мероприятие   для детей 5-7 лет: Сказка  П.П. Ершова «Конек-Горбунок»....

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок"

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок" (консультация для родителей)

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...