Статья "Метод активного развития речи одаренных детей в дошкольной организации
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Людмила Штефан

В статье рассматриваются методы активного развития речи одарённых детей в дошкольной организации. Системное использование  наиболее эффективных методов активизации мышления в работе ДОУ позволит достичь успешного речевого творчества детей, а так же даст возможность овладеть разнообразными средствами выразительности языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shtefan_l.v.-_statya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372

ББК 74.1

МЕТОДЫ АКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Л.В. Штефан, 

  воспитатель, г. Пятигорск, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 41«Планета детства»

Аннотация: В статье рассматриваются методы активного развития речи одарённых детей в дошкольной организации. Системное использование  наиболее эффективных методов активизации мышления в работе ДОУ позволит достичь успешного речевого творчества детей, а так же даст возможность овладеть разнообразными средствами выразительности языка.

Ключевые слова: Активное развитие речи, эффективные методы, системный характер обучения, речевое творчество, словотворчество.

Кто такие одарённые дети? Как увидеть в ребятах эту яркую искорку? Как не ошибиться? Как грамотно построить сопровождение таких детей? И можно ли ребёнку «прикрепить ярлык» «одарённого» или «неодарённого» ребёнка? Несомненно, эти вопросы задают многие воспитатели дошкольных учреждений.

        Одарённые дети «имеют очевидные и выдающиеся  достижения или имеют внутренние предпосылки для таких достижений». И если некоторые ребята уже ярко проявили свои способности классифицировать информацию и опыт, а так же они имеют огромный словарный запас и  используют накопленные знания, то, как быть с теми детьми, которые «имеют внутренние предпосылки для таких достижений»?

        Я предлагаю подборку наиболее эффективных методов активного развития речи, направленных на создание развивающей среды, что позволит обеспечить успешное речевое творчество детей.

Развитие речи, как и сама система образования, имеет системный и непрерывный характер. Овладение речью на протяжении детства и всей жизни совершенствуется от навыков владения ребенка своим голосом, дыханием, интонациями,  через обогащение словаря и грамотного выбора точного слова до обучения письменным речевым высказываниям, умению писать сочинения, свободно выражая собственные мысли, чувства, позиции. 

В старшем дошкольном возрасте усложняются связи памяти, мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывает в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач (Н.И. Ленская, М.И. Лисина, Е.Н. Медынский, Ф.А. Сохин, О. Ушакова и другие). Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5-7 лет  речь становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждения, составления рассказов и сказок. Они имеют свои мотивы и цели и развиваются только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и пр.) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.

Подобная динамика развития речи в дошкольном возрасте определяет соответствующие требования к методике ее целенаправленного формирования, к психолого-педагогическим условиям игровой и познавательной деятельности детей в ДОУ в процессе организации образовательного процесса. Современная методика развития речи формировалась как наука на протяжении длительного исторического периода, но и сегодня нельзя считать эту методику полностью сложившейся, - она продолжает обогащаться и совершенствоваться. Научное исследование в современной методике развития речи детей – это, прежде всего,  путь внесения нового в теорию и практику работы в этой области. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях развития речи - при помощи словарной работы, речевой разминки, пересказа текста, описания картин, предметов, сочинения сказок, загадок и т.п. Развитие речи в процессе обучения приводит к обогащению словарного запаса детей, овладению нормами русского литературного языка. Своевременное и полноценное формирование речи детей в дошкольном возрасте – одно из основных условий их успешного развития. Необходимо учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. При этом процесс такого обучения должен быть развивающим, занимательным и интересным для них.

Практика моей работы продемонстрировала, что задачи развития речи детей решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе.

Наиболее эффективными показали себя такие методы активного развития речи как: метод проблемного обучения. Это  творческие задания и упражнения, дидактические игры на различные аналогии и ассоциации. Например: дидактическая игра на аналогию по цвету «Что бывает жёлтым?» Детям демонстрируется игрушка или цветная картинка «Цыплёнок». Воспитатель спрашивает у детей: «Кто это?»

- Цыплёнок.

- Какого он цвета?

- Жёлтого.

- Что ещё бывает жёлтым?

- Солнышко, одуванчик, листья и т.п.

Аналогично проводятся игры на аналогии по форме: «Что бывает круглым (квадратным, треугольным, прямоугольным, овальным)?», а так же можно использовать любые другие аналогии: «Кто или что делает так же?», «Узнай по описанию» и т.п.

Метод фокальных объектов зарекомендовал себя у детей наиболее интересным, так как предоставляет детям поле для фантазий и творчества, где они учатся соединять воедино элементы различных животных и создают новые образы на основе заданных характеристик. Случайным выбором ребёнок берёт две карточки. На одной изображение животного, а на другой изображение любого неодушевленного  предмета. Например: кот и самолёт.

- Какие свойства у самолёта?

- Самолёт летает.

Наделяем кота свойствами самолёта. Получился летающий кот. Этому фантастическому животному придумываем название: «Котолёт». Затем составляем короткий рассказ. Например: Котолёт живёт на деревьях. Питается растениями и насекомыми. Перелетает с дерева на дерево. Может летать на другие планеты. У него хорошее зрение и слух. Он любит летать ночью. Это очень редкий зверь.

 Так же этот метод применим при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета. В этой дидактической игре каждый ребёнок становится изобретателем.

1. Выбираем объект, который хотим усовершенствовать. Например: книга.

2. Затем подбираем «случайное» слово: 1 вариант: выбрать из предметных картинок. 2 вариант: «ткнуть» пальчиком в книгу и выбрать существительное. 3 вариант: выбрать любую букву и назвать три слова на заданную букву (например: «З» Слова на эту букву: зонт, зебра, заяц.

3. Выделяем свойства случайных объектов, используя вопросы – какой, какая, какое? Например: зонт – непромокаемый; зебра  - быстробегающая; заяц – прыгающий.

4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.

5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций. Например: непромокаемая книга, быстробегающая книга, прыгающая книга.

6. Рассматриваем, как можно использовать такие книги и для чего это нужно? Где это можно применить? Кому это пригодиться? Кто это будет покупать?

        Не меньший интерес у детей вызывает такое словотворчество как, составление лимериков, где дети подбирают рифмы по схеме, создавая шуточное и весёлое стихотворение.

        А метод составления загадок показал, что дети в процессе игры составляют словесно-логическую задачу, где задействуются все мыслительные операции. При составлении загадок с детьми целесообразно использовать метод графических символов. Особенность этого метода в том, что изображается не сам предмет, а графический символ, что легко удаётся ребёнку. А это служит эффективным способом переработки зрительной информации, её сохранения и воспроизведения. Даёт возможность зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, активизировать развитие связной речи, облегчить ускорение процесса запоминания и усвоения материала. Данный метод был предложен мною для практического исследования как  собственный вариант мнемотехники. Метод графических символов, как показала исследовательская практика, значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

        Таким образом, методы активного развития речи значительно повышают показатели по всем аспектам развития речи и в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения одарённых детей. 

Полученные положительные результаты позволяют распространять опыт и продолжать практику систематизации наиболее эффективных методов активного развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса ДОУ.

Литература:

  1. Об образовании: федеральный закон в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ//Российская газета. -2012-31 декабря.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.:ТЦ Сфера, 2014. -96с.
  3. Бабаева. Ю. Д Лейтес Н. С, Марюгина Т. М. «Психология одаренности детей и подростков». М., 2000.
  4. Белова Е. С. «Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать», М., 1998.
  5. О. А. Белобрыкина. «Речь и общение». Ярославль. 1998. 
  6. Доровской А. И. «Сто советов по развитию одаренности детей». М. 1997.
  7. Савенков А. И. «Путь к одаренности», ПИТЕР. 2004.
  8. Тюленсв П. В. «Как развивать детей одаренными?», М., 1998.
  9. Ушаков Д. В. «Психология одаренности: от теории к практике», М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста "Школа фантазеров"

Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста  «Школа фантазеров»  направлена на выявление и развитие творчески одаренных детей, реализации их потенциальных в...

Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста (рекомендуется для родителей) Тема: «Овощи»

Вид: познавательно-исследовательскийЦель: обобщить знания детей по теме «Овощи».Задачи:- систематизировать знания об овощах, их названиях, цвете, форме;- закрепить представл...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода синквейна на тему «Россия – Родина моя».

Цель:- развивать связную речь детей  старшего дошкольного возраста с ОНР путем использования метода синквейна.Задачи:Образовательные задачи:способствовать обогащению активного словарного запаса д...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Педагогические условия использования художественного слова в системе развития коммуникативной одаренности детей старшего дошкольного возраста

Знакомство с художественным словом в произведениях детской литературы в системе развития коммуникативной одаренности старших дошкольников осуществляется посредством разного рода традиционных и нетради...