Образовательная деятельность "Зимующие птицы" 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ильяш Елена Николаевна

Программное содержание:

  • совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительного падежа, изменение существительных и прилагательных при помощи суффиксов, согласование их в роде и числе);
  • расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • закрепить умение отвечать на вопросы
  • закреплять согласование числительных и существительных;
  • продолжать развивать интонационную выразительность речи;
  • упражнять в подборе родственных слов;
  • Составление предложений с предлогами  НА  и  ПОД
  • развивать логическое мышление, память, воображение
  • развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление.
  • продолжать знакомить детей со словообразованием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия по развитию речи

по теме:

«Зимующие птицы»

в группе дошкольного возраста (5-7 лет)

                                 Воспитатель: Ильяш Е.Н.

Д. Новощапово,

2021 г.

Программное содержание:

  • совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительного падежа, изменение существительных и прилагательных при помощи суффиксов, согласование их в роде и числе);
  • расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • закрепить умение отвечать на вопросы
  • закреплять согласование числительных и существительных;
  • продолжать развивать интонационную выразительность речи;
  • упражнять в подборе родственных слов;
  • Составление предложений с предлогами  НА  и  ПОД
  • развивать логическое мышление, память, воображение 
  • развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление.
  • продолжать знакомить детей со словообразованием.

Предварительная работа:

1. Беседа о птицах.

2. Чтение энциклопедий о птицах, как выглядят, чем питаются.

3. Рассматривание альбомов о птицах.

4. Разучивание физминутки «Снегири»

5. Разучивание психогимнастики.

В НОД использованы: (методы и приёмы)

  • Метод демонстрации (приёмы: показ действий, демонстрация иллюстраций)
  • Метод разговора (беседы), рассказ воспитателя
  • Метод игры (приёмы: постановка задания, анализ результатов)

Материал: конверт с загадками, картинки с зимующими птицами – синица, воробей, дятел, снегирь, ворона, сорока и т. д., игрушка снеговичок, мяч, магнитная доска

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель. 

-Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения . И давайте пожелаем, друг другу доброго утра и нашим гостям тоже (дети встают в круг и читают стихотворение).

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем.

С добрым утром, с новым днем!

Вот как весело живем.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: (ребята послушайте стихотворение и скажите о каком времени года здесь рассказывается)

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

 И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

-Какие признаки зимы вы знаете? (люди носят теплую одежду; выпадает снег; покрываются льдом реки, озера; солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее)

-Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Воспитатель:

-Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и передала

конверт и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в

лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов, грачей. Неужели пришла беда?

- Ребята, поможем сороке понять в чем же дело?

Воспитатель:

-Ребята, чтобы ответить на вопрос сороки нам надо отправиться в зимний лес…

Ритмическая разминка

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом,

Мы в сугробах утопаем,

Ноги выше поднимаем.          (ходьба с высоким подниманием коленей)

Осторожней все шагайте,

Только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас,

Просят: «Берегите нас!»

Вот и первый вопрос сороки

- Ребята, сорока сказала, что птицы из леса пропали, и она осталась совсем одна. Куда же делись скворцы, ласточки, грачи? А все ли птицы улетели из леса? Может быть  она ошибается?( ответы детей)

- Почему улетают птицы в теплые края? (ответы детей)

- Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края? (ответы детей)

(стол с картинками «Перелетные птицы»)

Воспитатель: пойдёмте дальше.

Ритмическая разминка

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом,

Мы в сугробах утопаем,

Ноги выше поднимаем.          (ходьба с высоким подниманием коленей)

Осторожней все шагайте,

(садятся на стулья)

-Послушайте стихотворение.

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу....

-О чем это стихотворение?

-Что вы представляете, услышав это слово? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга)

Чтение стихотворения воспитателем еще раз.

Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с) Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с

-Придумайте слова связанные с зимой, которые начинаются со звука «С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька, снежок....)

- Сейчас вы по очереди будете называть признаки зимы и передавать снежок соседу.

3има какая,

*если снег - снежная

*если мороз - морозная

*если ветер - ветреная

*если вьюга- вьюжная

*если лёд- ледяная

*если стужа- студёная

*если как сказка – сказочная

*если холод- холодная

Воспитатель:  

Мы совсем забыли про конверт. Что же в нём?

Воспитатель читает письмо: «Ребята, отгадайте загадки в игре «Угадай-ка» и подскажите мне, какие птицы зимуют в лесу»

Дети садятся за столы, воспитатель читает загадки, показывает слайды с отгаданными птицами

Воспитатель

Сорока предлагает вам поиграть в игру «Угадай-ка»

1) Она маленькая птичка,

      И зовут ее........( синичка)

2) Красногрудый, чернокрылый

    Любит зёрнышки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять.(снегирь)

3)  Носит серенький жилет,

    Но у крыльев- черный цвет.

    Видишь- кружат двадцать пар

    И кричат: кар-кар   (ворона)

4) Я по дереву стучу,

     Червячка добыть хочу,

     Хоть и скрылся под корой,

     Всё равно ты будешь мой. (дятел)

 

5)  Непоседа пёстрая,

     Птица длиннохвостая,

     Птица говорливая,

     Самая болтливая.

    Вещунья белобока,

     А зовут её ... (сорока)

6) Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ...   (Воробей)

Воспитатель:

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей)

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (снегири). Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.

Воспитатель: почему их так называют? 

Дети: Потому, что они прилетают к нам зимой или остаются на зиму.
Воспитатель: ребята, а чем птицы похожи?

Дети: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.

Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

Дети: Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.

(рассматривание птиц)

•    Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).

•    Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).

•    Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

•    Как определили, что это синица? (Желтая грудка).

-Ребята, а вы умеете составлять слова? А я вам сейчас покажу, как это сделать. (на примере снегиря)

• Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

А как мы скажем про птицу, если у неё черная голова? Она какая? (ЧЁРНОГОЛОВАЯ.)

-Если у птицы жёлтая грудка, она какая? (желтогрудая)

• Если у птицы белый бок? (белобокая)

• Если у птицы длинный клюв? (длинноклювый)

Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.

Воробей маленький, а ворона ...

У синицы хвост короткий, а у сороки ...

Голубь тяжелый, а воробей ...

У синицы клюв тонкий, а у вороны ...

Игра с мячом "Один-много". (приглашаю детей на ковер).

- Давайте поиграем в игру с мячом "Один-много". Я буду бросать "звучащий" мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.

- снегирь-снегирей

- голубь - голубей

- синица-синиц

 -сорока-сорок

 -ворона- ворон

-воробей-воробьёв

-галка-галок

-дятел-дятлов

-Поиграем в игру «2 и 5» . Будьте внимательны

1 воробей, 2 воробья, 5 воробьев

1голубь…

снегирь…

синица…

ворона…

Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,   (опущенными руками показывают грудку)

В красных майках снегири

Распустили пёрышки          (хлопают себя по бокам)

Греются на солнышке

Головой вертят,

Улететь хотят

Улетели! Улетели!               (бегут по кругу взмахивая руками)

За метелью, за метелью.

Затем дети садятся на места.

Игра «Скажи правильно»

Воспитатель. А сейчас с вами поиграем в игру «Составь предложение»

Голубь (что сделал?) –сел

Голубь сел – на   пенёк.

Какое «маленькое слово» помогло нам ? – «на».

Аналогично составлять с предложения и отвечать на вопросы:

Воробей прилетел и  сел …… Под лавку?

Сорока над поляной …Над чем пролетела сорока?

Голубь на крышу… Куда прилетел голубь?

Воробей под ветки …  Куда подлетел воробей?

Ворона за куст …Куда залетела ворона?   

Ворона из-за куста… Откуда вылетела ворона?

Воспитатель

Разучивание стихотворения

Воспитатель. 

-Ой, ребята, сорока говорит вам « Большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в лесу. Ведь лес зимой спит, и перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие постоянно ищут корм.»

-Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)

- У нас тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц 

Воспитатель.

-Молодцы, вам понравилось, наше занятие?

-О каких птицах мы с вами разговаривали? (о зимующих)

Воспитатель. 

-Вы сегодня просто молодцы: угадали загадки о птицах, поиграли, выполнили очень много сложных заданий и рассказали о том, что о зимующих птицах надо заботиться.

- Сорока просила передать вам в знак благодарности за помощь вот такие медальки. (Воспитатель вручает медали с изображением снегиря и надписью «Знаток зимующих птиц»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...