Конспект занятия по развитию речи для детей с ЗПР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Новоженова Марина Сергеевна

КОНСПЕКТ НОД по развитию связной речи для детей с ЗПР "Подарок для Маши"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podarok_dlya_mashi.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать у детей связную речь посредством описания одной игрушки.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить детей самостоятельно составлять небольшие описательные рассказы по наглядному плану (мнемотаблицы); 

-развивать зрительное внимание;

-совершенствовать грамматический строй речи,

- развивая умение употреблять существительные в родительном падеже;

-обогащать словарный запас детей за счет названий деталей грузовой машины: кабина, кузов, колеса, руль, фары, груз, грузовая, самосвал.

Коррекционные :

-продолжать развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- продолжать развивать зрительное восприятие и внимание;

-продолжать развивать умение соотносить  реальную игрушку с ее изображением;

-продолжать развивать сенсорные способности (определять и называть цвет, форму, величину, материал, из которого сделана игрушка).

Необходимые материалы и оборудование:

магнитная доска,  5 мнемотаблиц,  указка, магниты,  игрушка: самосвал; ткань или большой платок, рисунки грузовика с недостающими деталями (у каждого ребенка - индивидуальный  картинка), большой конверт с письмом.

Ход занятия

Вводная часть.

Дети садятся на стулья, поставленные в ряд. Перед детьми — стол, на котором стоит игрушка-грузовик, накрытый тканью. Рядом со столом — мольберт с магнитной доской.

Воспитатель: посмотрите, ребята, что же это? Наверно, кто-то нам хотел сделать сюрприз? Давайте посмотрим? (Открывает ткань). Да это же…

Дети: Машина!

Педагог: Правильно, это машина. А кто, интересно, нам ее прислал и что нам с ней делать?

Вдруг рядом с машиной педагога находит конверт.

воспитатель: наверное в этом конверте - ответ на наш вопрос. Сейчас откроем его. 

«Здравствуйте, дети!  Я Маша — подруга  Медведя, который часто бывал у вас на занятиях. Он мне рассказал, что вы очень умные дети. Миша сообщил, что сделал мне подарок — машину, но увидеть ее я смогу только тогда, когда приду к вам в детский сад. Ах, как мне интересно, какая она! Дети, я приду в детский сад еще не скоро, поэтому хочу попросить вас рассказать о моей машине, а кого-нибудь из взрослых записать все ваши рассказы и отправить мне по адресу:  Тюменская область, в лес рядом с селом Чикча.

С нетерпением жду от вас письма. До свидания!

Педагог: ребята, будем придумывать рассказы про машину, чтобы  Маша смогла ее представить?

Дети: Да!

Обучающая часть.

Воспитатель: ребята, у меня есть волшебные картинки, которые помогут вам составить рассказ о машине.

 Выставляю первую схему (мнемотаблицу№ 1) – части и детали машины. Дети совместно с педагогом выделяют их, проговаривая название каждой детали и части машины хором и индивидуально. Таким же образом строится работа и с остальными мнемотаблицами.

Далее воспитатель задает детям вопросы, дети отвечают на них.

Педагог: посмотрите на эту картинку, вы ее уже знаете. Что она обозначает?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте посмотрим, какие части мы можем выделить у машины? Ответы детей.

Педагог: Зачем нужна кабина? Ответы воспитанников.

Педагог: что есть в кабине? Ответы детей.

Педагог: для чего машине нужны фары? Ответы детей.

Педагог: для чего машине нужны колеса? Ответы воспитанников.

Педагог: сколько колес у машины? Ответы детей.

Воспитатель: как вы думаете, какая у нас машина — грузовая или легковая?

Ответы воспитанников.

Педагог: почему вы так думаете? Ответы детей.

Воспитатель: зачем грузовику нужен кузов? Ответы детей.

Педагог: какие грузы может перевозить грузовик? Ответы детей.

Педагог: осмотрите, кузов у грузовика откидывается. Кто знает, как называется такой грузовик? Ответы воспитанников.

Педагог: верно, это значит, что он сам сваливает груз. Вот какая умная машина! Молодцы, ребята!

Точно так же ведется работа и по другим схемам в следующей последовательности.

Воспитатель : ребята, вы наверно очень устали а давайте мы с вами немного отдохнем.

Физминутка: Маша и Медведь «Большая стирка».

Цвет (каждой части)мнемотаблица №2

Педагог: посмотрите на эту картинку. Что она обозначает?

Дети: Картинка обозначает цвет каждой части игрушки.

Педагог: какого цвета кабина машины? Ответы детей.

Воспитатель: какого цвета кузов машины? Ответы воспитанников.

Педагог: какого цвета фары? Ответы детей.

Педагог: какого цвета колеса грузовика? Ответы детей.

Педагог: если наш грузовик разных цветов, то он какой? Ответы детей.

Педагог: вот какая яркая у нас грузовая машина.

Форма. Мнемотаблица №3

Педагог: посмотрите на эту волшебную картинку. Что она обозначает?

Дети: на какую геометрическую фигуру похожа машина.

Педагог: давайте посмотрим, на какую геометрическую фигуру похожа машина в целом? Ответы детей.

Педагог: на какую геометрическую фигуру похожи колеса машины? Ответы.

Воспитательг: если бы колеса были похожи на квадрат, то смог бы наш грузовик ездить? Ответы воспитанников.

Материал, из которого сделана игрушка. Мнемотаблица №4

Педагог: посмотрите на эту картинку. Что она обозначает? Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, из какого материала сделан наш грузовик? Ответы детей.

Педагог: Молодцы, правильно — вся игрушка пластмассовая.

Как играть/действовать с данной игрушкой. Мнемотаблица № 5

Педагог: посмотрите на эту последнюю картинку. Что она обозначает? Ответы детей.

Педагог: что вы можете об этом рассказать? Ответы детей.

Воспитатель: какие вы молодцы, все знаете! А теперь давайте попробуем придумать рассказы о грузовой машине, чтобы Маша представила ее. Постараемся? Ответы воспитанников.

Далее воспитатель дает свой образец рассказа о грузовике.

Педагог: Это машина-грузовик. У нее есть кабина, чтобы управлять машиной; фары, чтобы освещать дорогу. Есть четы колеса, чтобы машина могла ехать и кузов, чтобы перевозить различные грузы — песок, землю, игрушки. Этот грузовик называется самосвал, потому что у него кузов откидывается сам. Кабина у машины красного цвета, фары — зеленого, кузов — синего, колеса — черного цвета. В целом грузовая машина похожа на прямоугольник, а колеса на круг. Этот грузовик большой. Сделана вся игрушка из пластмассы. Играть с грузовиком можно по-разному: катать его, перевозить и сваливать различные грузы, ставить в гараж, мыть, чинить. Вот какая замечательная грузовая машина!

Индивидуальные рассказы детей.

В ходе рассказов детей педагог оказывает им помощь: помогает наводящими вопросами, ориентирует на нужную мнемотаблицу и т.  д.

Упражнение «Чего не хватает?»

Дети стоят у столов, составленных вместе. На них изображением вниз «ромашкой» выложены листы — по количеству детей. На картинках грузовая машина с какой либо недостающей деталью, которая прорисована легким пунктиром.

Педагог поочередно предлагает детям выбрать и перевернуть одну картинку, показать ее другим и назвать, чего не хватает у машины («У моего грузовика не хватает кабины (груза, фары, колеса/колес, кузова)»).

Заключительная часть.

Молодцы ребята, мы помогли Маше побыстрее узнать какой подарок приготовил ей Миша. Письмо с вашими рассказами будет отправлено ей по адресу.

Рефлексия.

Педагог: ребята наше занятие подошло к кону. Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было для вас трудным?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Солнышко

Конспект НОД  по развитию связной речи для детей с ЗПР «Подарок для Маши»

Выполнила: воспитатель-

                                                                                          Новоженова М.С.

Ковдор 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....

Конспект занятия по развитию речи для детей 5 лет с общим недоразвитием речи

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Правильной речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...