Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи детей»
учебно-методический материал по развитию речи

Евдокимова Марина Сергеевна

Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность. Занятия рисованием способствуют развитию речи, расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_netrad.risovaniyu.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи детей»

Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно составить творческие рассказы. Монологическая речь для них практически не возможна. У таких детей бедный пассивный и активный словарь.

Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность. Занятия рисованием способствуют развитию речи, расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук.

Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, прилагательными, обозначающими цвет, величину, форму предметов, действиями, которые он производит с предметами, учиться различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при их осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности.

Для рисования рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы. При их использовании работают обе руки, что позволяет отлично развивать координацию. За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша или кисти), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Нетрадиционные техники рисования с точки зрения психологии нужны для развития фантазии и творческих способностей, раскрытия индивидуальности. Это один из самых интересных способов самовыражения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + гуашь
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки;
  • монотипия предметная.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование солью, песком, манкой;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография;
  • граттаж.
  • Детям можно предложить рисовать с помощью трафаретов: обводить рисунки – трафареты по лексическим темам, штриховать трафаретные рисунки, заполнять картинки – трафареты той буквой, обозначающей звук, на который начинается название картинки. Первоначальное использование трафаретов, а не собственно самостоятельных рисунков, помогает детям научиться рисовать, видеть и не выходить за границы предмета.
  • На этапе автоматизации звуков при заучивании стихотворений используется приём иллюстрирования. Для лучшего запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения. Данный приём оказывает влияние на закрепление правильного произношения звуков, развитие творческих способностей и образного строя речи, а также способствует развитию познавательных процессов.
  • Картины, нарисованные детьми, применяются для составления описательных рассказов, пересказа историй, рассказывания сказок.

Сегодня я предлагаю вам посмотреть, что можно делать с мятой бумагой.

Нам понадобится: несколько листов бумаги, гуашь, кисточка и вода.

Берем один лист, располагаем его вертикально и визуально делим на две части. Верхнюю часть мы будем тонировать синим цветом, имитируя небо.

Для этого берем гуашь и кисточкой ставим жирные точки на верхней половине листа. Далее сминаем второй лист бумаги и начинаем уже мятой бумагой делать отпечатки, размазывая точки гуаши. Таким же образом пропечатываем облака.

На нижней границе верхней части листа мятой бумагой мы пропечатываем кромку леса.

Переходим к работе на нижней части листа. Посередине кистью рисуем реку.

Один берег мы тонируем уже знакомым способом (отпечатки мятой бумагой).

Другой берег мы декорируем следующим образом: берем лист бумаги, отрываем часть, сминаем ее и при помощи клея приклеиваем, придавая форму берега.

Далее с кусочков бумаги скручиваем несколько трубочек – стволов деревьев. Приклеиваем их на наших берегах. Осталось сделать кроны деревьев.

На одной стороне мы будем пропечатывать крону мятой бумагой, а на другой приклеивать мятую бумагу, придавая ей форму кроны деревьев.

Осталось раскрасить наши «мятые» берег и кроны.

При раскрашивании рекомендуется использовать несколько цветов красок, тогда рисунок получается более объемным и выразительным.

Наша работа закончена, предлагаю посмотреть, что у нас получилось. Обратите внимание, что хоть мы и делали все одно и тоже, но у каждого работа получилась индивидуальной.

Спасибо за работу и за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования с участием родителей и детей раннего возраста «Забавные отпечатки»

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятел...

"Нетрадиционная техника рисования как средство развития речи и творческого воображения у дошкольников"

       Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только ...

Выступление на МОО Тема «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речи в дошкольном возрасте»

Выступление с презентацией: 1 слайд.2 слайд:Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.Р...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи у дошкольников

Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте ребенок овладевает речью как средством общения. С помощью речи ребенок учится выражать свои мысли, рассказывая о каких-либо соб...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи».

Сегодня все больше детей приходят в детский сад с плохо развитой речью. Зачастую это от того, что родителям проще включить телевизор, компьютер, дать в руки телефон или планшет. Ребенок развивается в ...

Родительское собрание. Мастер – класс. Тема. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей

Родительское собрание. Мастер – класс. Тема. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей » Подготовил воспитатель: Бойчук Татьяна Алекс...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи»

Мастер – класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи»...