Конспект родительского собрания "Речевое дыхание - основа правильной речи"
консультация по логопедии

Мосейкова Наталья Владимировна

Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приемами формирования речевого дыхания ребенка в домашних условиях.

Задачи:

Познакомить родителей с основными комплексами по формированию правильного дыхания с помощью игр. Объяснить необходимость выполнения игр-упражнений; активизировать знания родителей о значимости развития правильного дыхания. Сформировать представление о правильном выполнении упражнений.

Формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям. Дать рекомендации по выполнению упражнений.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, игра «Посади бабочку на цветок, цветные карточки, для оценки полезности полученной информации, буклеты «Речевое дыхание».

Ожидаемые результаты:

  • родители компетентны в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста;
  • у родителей сформированы представления об особенностях развития речевого дыхания у детей, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
  • родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
  • родители получили практический опыт в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития речевого дыхания,
  • родители вовлечены в непосредственно-образовательную деятельность группы, через участие в играх.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

"Речевое дыхание - основа правильной речи"

Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приемами формирования речевого дыхания ребенка в домашних условиях.

Задачи:

Познакомить родителей с основными комплексами по формированию правильного дыхания с помощью игр. Объяснить необходимость выполнения игр-упражнений; активизировать знания родителей о значимости развития правильного дыхания. Сформировать представление о правильном выполнении упражнений.

Формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям. Дать рекомендации по выполнению упражнений.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, игра «Посади бабочку на цветок, цветные карточки, для оценки полезности полученной информации, буклеты «Речевое дыхание».

Ожидаемые результаты:

  • родители компетентны в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста;
  • у родителей сформированы представления об особенностях развития речевого дыхания у детей, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
  • родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
  • родители получили практический опыт в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития речевого дыхания,
  • родители вовлечены в непосредственно-образовательную деятельность группы, через участие в играх.

 Ход собрания: 

1 СЛАЙД.

1.Приветствие родителей.  

Упражнение «Комплименты».

Цель: создание положительного эмоционального настроя у родителей, овладение техникой комплимента.

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

2. Теоретическая часть. Лекция о роли развития речевого дыхания.

2 СЛАЙД.

Что такое речевое дыхание?  Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

3 СЛАЙД

Существует физиологическое и речевое дыхание. Давайте разберемся, в чем же их отличия.

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для   нормального звукообразования, непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз и интонационной выразительности.

4 СЛАЙД.

Нарушения речевого дыхания:

1.Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых, малоподвижных, стеснительных детей.

2.Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "проглатывает” конец слова или фразы.

3.Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с куклой пой -(вдох) – дем гулять).

4.Торопливое произнесение фраз, без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.

5.Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо.

6.Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Все это может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать коррекционную работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются). Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох.  

5 СЛАЙД.

Параметры правильного ротового выдоха:

-выдоху предшествует сильный вдох через нос;

-выдох происходит плавно, а не толчками;

-во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

-во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

-выдыхать следует, пока не закончится воздух;

-во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

6 СЛАЙД.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дети и игра для них на первом месте.

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение.

7 СЛАЙД.

Поэтому стоит придерживаться следующих правил:

  1. игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.
  2. Заниматься нужно в проветренном помещении;
  3. Не заниматься сразу после приема пищи, лучше подождать минут 40.
  4. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания.

8 СЛАЙД.

Для работы над речевым дыханием используют следующие упражнения:

1. «Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

9 СЛАЙД.

2. «Кораблики».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

10 СЛАЙД.

3. «Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

3.Практическая часть. Выполнение родителями упражнений-игр.

Родителям предлагается выполнить упражнение «Посади бабочку на цветок».

4. Подведение итоговДискуссия с родителями «Для чего нужно развивать речевое дыхание? »

Вопросы:

1.Для чего нужно развивать речевое дыхание?

2.Считаете ли вы полезными для ребенка занятия дыхательной гимнастикой?

11 СЛАЙД.

5. Рефлексия «Мое участие в семинаре».

Наша встреча подходит к завершению. Подведём итоги.

Предлагаю вам оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.

Оранжевый цвет – «считаю полученную информацию полезной»;

синий цвет – «считаю информацию недостаточно полезной»;

зеленый цвет – «мне на семинаре-практикуме было не интересно».

12 СЛАЙД.

6. Родителям выдаются буклеты «Дыхательные упражнения»

Список источников

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2005.

Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 2009.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., 2002.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2005.

Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. - М., 2007.

https://mersibo.ru/front1_2_1?ulr=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевое дыхание – основа правильной речи"

Изложены упражнения на развитие речевого дыхания....

Консультация - практикум для родителей "Речевое дыхание - основа правильной речи детей с ОНР."

Приступая к развитию у ребенка речегого дыхания необходимо развить бесшумный, спокойный вдох , не поднимая плеч , а также  сформировать плавный  ротовой выдох. При проведении игр,...

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи» ...

«Речевое дыхание-основа правильной речи»

Консультация для родителей на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»...

Комплекс кинезиологических упражнений на развитие дыхания: «Речевое дыхание — основа правильной речи»

Цель дыхательных упражнений - формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания; развивать силу, продолжительность, постепенность и целенаправленность дыхания, у...

Презентация на родительское собрание "Речевое дыхание-основа правильной речи"

Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приемами формирования речевого дыхания ребенка в домашних условиях.Задачи:Познакомить родителей с основными комплексами по формированию ...

Родительское собрание: «Речевое дыхание — основа правильной речи»

Тренажер для развития речевого дыхания у детей 3- 4 лет....