Конспект НОД по ФГОС ДО. Беседа по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
план-конспект занятия по развитию речи

Федорова Зоя Владимировна

Беседа по Сказка о рыбаке и рыбке. А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_skazka_o_rybake_i_rybke._a.s._pushkina.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДОРОВА ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА,

учитель- дефектолог МДОУ «Детский сад № 41» КГО

КОНСПЕКТ

подгрупповой НОД  в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР  ( 5-6 лет)

Тема:  « Пересказ  сказки А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке»»

Лексическая тема: «В гостях у сказки »

Цель: учить качественному пересказу литературных произведений в соответствии с рекомендациями ФОП ДО ( ФАОП ДО)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. закрепить содержания сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя, слушать и понимать заданный вопрос;
  2. Учить детей анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном произведении.

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать связную речь детей;
  2. развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов сказки;
  3. развивать интонационную выразительность речи; развивать творческую активность;
  4. развивать внимание, память;
  5. Продолжать развивать когнитивные процессы.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Уметь оценивать поступки героев
  2. Воспитывать желание прийти на помощь.
  3. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми;

Оборудование: 

Портрет Пушкина; иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке»;

рисунок с изображением Золотой рыбки; 

Иллюстрации к произведению. Презентация.

Предварительная работа:

Первичное чтение произведения, просмотр мультфильма по произведению. беседа в книжном уголке о сказках, которые написал А. С. Пушкин.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент

Дефектолог: 

Ребята, сегодня мы с вами прочитаем сказку…. Интересную… Волшебную… и очень мудрую. В чём мудрость этой сказки, мы и должны выяснить в конце занятия…

Посмотрите на портрет. Вглядитесь в умные ироничные глаза человека, изображённого на портрете. Кто это?

Да, это Александр Сергеевич Пушкин, самый великий русский поэт. Вам он уже хорошо знаком. Кто знает, чем так знаменит А. С. Пушкин?

  1. Основная  часть

Дефектолог: 

 Молодцы! Правильно, Александр Сергеевич Пушкин писал сказки да не простые, а в стихах. Давайте вспомним героев его сказок и сыграем в игру.

  1. Дидактическая игра «Кто лишний?»

Дефектолог: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок А. С. Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названные герои не относятся к произведениям А. С. Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…

*Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

Молодцы!

Дефектолог:  Сегодня мы с вами перечитаем «Сказку о рыбаке и рыбке» и попытаемся понять, в чём мудрость этой сказки… чем она так притягивает читателей…

  1. Чтение сказки.
  2. Беседа.

Дефектолог:  Ребята, мы сейчас с вами прикоснулись к тайне Пушкина… К его волшебному неповторимому языку сказок. Вы внимательно слушали, а сейчас попытайтесь ответить на мои вопросы.

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

- Кто герои этой сказки? (Старик, старуха, золотая рыбка)

- Где жили старик со старухой? (у самого синего моря)

- Что делал старик? (закидывал невод и поймал золотую рыбку)

- Сколько раз закидывал невод старик? (три раза)

- Что сказала рыбка старику? (отпусти меня, старче)

Что пообещала рыбка старику? (исполнить его желание)

- Что сделал старик с рыбкой? (отпустил)

-Чего пожелала старуха? (новое корыто, новую избу, быть столбовою дворянкой, быть владычицей морскою)

- Какое желание рыбка не исполнила? (последнее)

- Как вы думаете, почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз?

- Чем закончилась сказка? (старуха у разбитого корыта)

- Как вы понимаете выражение «сидеть у разбитого корыта»?

- Каким вы представляете себе старика? Какой он? (добрый, тихий, беспомощный) Как вы это поняли? Докажите….

- Какой вы представляете себе старуху? (сварливая, жадная, неблагодарная) Докажите…

Дефектолог: Молодцы! А теперь давайте немного подвигаемся!

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «Рыбка».

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка быстро уплыла. (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Дефектолог: ребята, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

2.4. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

- Старик добрый, а старуха … злая

- Старуха строптивая, а старик… покорный

- Сначала море спокойное, а потом…бурное

- Землянка была старая, а терем … новый

- Одежда у старика была бедной, а у боярыни … богатой

- Землянка была низкой, а терем… высоким

Дефектолог:  Молодцы, ребята!

  1. Сказочные пазлы

А теперь мы разделимся на 4 команды. Каждая получает пазлы с сюжетом нашей сказки. Пазлы нужно собрать и рассказать, что на нем изображено. Приступаем к заданию.

  1. Речевое упражнение «Подбери слова».

Море …спокойное, синее, тихое и т. д.

Дефектолог:  Верно. Как много слов вы подобрали. Вот такое море было в начале этой сказки.

А теперь посмотрим на вторую картину. Здесь море уже не спокойное, а какое?

Море… бурное, тёмное, бурлящее и т. д.

Дефектолог:  правильно. Такое море уже стало в конце сказки.

(зачитывает отрывок из сказки).

Вот идёт он к синему морю,

Видит на море чё рная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

Дефектолог:  как вы думаете, почему море в сказке такое разное? (варианты детей)

Дефектолог:  вы все правы. С каждым желанием старухи море становилось всё темнее, мрачнее, волны выше поднимались.

А почему рыбка не исполнила последнее желание старухи? (варианты детей)

Дефектолог:  да, ребятки, потому что старуха пожадничала. Ей было всего мало. И она пожелала быть на месте самой золотой рыбки. Жадность, не знающая границ, и неблагодарность – именно за это наказана старуха, снова она «у разбитого корыта».

- Итак, давайте с вами попытаемся ответить на главный вопрос сегодняшнего занятия, в чём же мудрость «Сказки о рыбаке и рыбке»?

- Поэтическая «Сказка о рыбаке и рыбке» заставляет нас понять, что самое страшное – это неблагодарность…

Она заставляет нас задуматься, что значит быть жадным, добрым, малодушным, неблагодарным…

Учит, каким нужно быть, чтобы не остаться «у разбитого корыта».

  1. ИТОГ.

 Сегодня мы только чуть-чуть прикоснулись к великой тайне великого поэта Пушкина. Впереди нас ждут незабываемые встречи с ним и его творчеством. Вы молодцы! 

Дефектолог: оценивает работу детей.

- Золотая рыбка исполняет желания. Вечером вы каждый нарисуете свою золотую рыбку. Это будет ваша личная золотая рыбка. Подумайте, о чём вы могли бы её попросить. Я запишу ваши желания.

А когда придут родители, мы попросим их записать уже их желания вот под этой рыбкой (рисунок, а потом сравним ваши мечты…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по произведениям А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

                       Конспект  совместной  деятельности детей  подготовительной  группы и  воспитател...

Особенности проведения спортивного праздника на воде на основе литературного произведения А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Именно в дошкольн...

Конспект НОД по художественному творчеству по сказкам А.С.Пушкина«Сказка о рыбаке и рыбке» с детьми подготовительной группы

Программное содержание: - совершенствовать изобразительную деятельность детей;-стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, выбирать наибол...

Конспект НОД "Море в произведении А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" и на картинах И.К. Айвазовского

Цель: Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения через изменение образа моря в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина  и  картинах  И.К. А...

Конспект по развитию речи «Путешествие в сказку А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке »

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы. Закрепление знаний детей о творчестве А.С. Пушкина....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по произведению А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Образовательные области: «Коммуникация»,   «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество&ra...

Развивающая игра "Рыбак и рыбка" для дошкольников по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Развивающая игра "Рыбак и рыбка" для дошкольников по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"Правила игры: играют два и более участников; если ответил неправильно – пере...