Консультация для воспитателей по мнемотехнике.
консультация по развитию речи

Шаповалова Ольга Сергеевна

Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности, дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К . Д. Ушинский.

Слайд 3

Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности, дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Слайд 4

1 этап: Работа с мнемоквадратами (символами).

Слайд 6

2 этап : Работа с мнемодорожками . Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Слайд 8

3 этап: Работа с мнемотаблицами .

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

                                                                                             К. Д. Ушинский.

Работая по образовательной программе, педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И все мы знаем, что мало кто из детей умеет связно и правильно излагать свои мысли. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быструю  утомляемость и отрицательные эмоции. Мы часто  сталкиваемся с такими проблемами как - короткие высказывания, односложные предложения, логически не связанных между собой, отличающиеся непоследовательностью. Дети не владеют приемами и методами запоминания. Поэтому перед нами, педагогами, встаёт задача: найти такие методы и приемы, которые бы помогали детям легко и просто заучивать стихи. В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому в своей практике в работе с детьми я решила использовать приемы мнемотехники.                                    

 Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Приемы мнемотехники помогают детям пройти процесс  обучения в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Мнемотехника - это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Используя приемы мнемотехники, мы развиваем у детей зрительную и слуховую память, внимание, воображение, восприятие, кругозор.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. И её можно разделить на следующие этапы:

1 этап: Работа с мнемоквадратами (1 предмет в квадрате. Н-р: мяч, кукла, солнце).

2 этап: Работа с мнемодорожками. Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

3 этап: Работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это квадрат (лист бумаги, на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак). Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. Это схема, в которую занесена определенная информация, с помощью которой дети учатся составлять истории, рассказывать сказки, заучивать стихотворения. Мнемодорожки помогают детям понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти.

Мнемотаблицы – это схема,  которая объединяет в себе и мнемоквадрат и мнемотаблицу.

На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, где весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное, чтобы рисунок в квадрате был понятен детям.

Работу с мнемоквадратами и мнемодорожками можно начинать уже с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, постепенно усложняя текст, переходя в мнемотаблицу. На этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются яркие образы: лиса- рыжая, морковь - оранжевая, елочка- зеленая, а для старших дошкольников можно использовать чёрно-белые. Схемы для составления описательных рассказов о разных предметах (игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и т. д) обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихов увлекает детей, превращает занятие в игру.

Для заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы:

  1. Прочитать выразительно.
  2.  Проговорить его с опорой на мнемотаблицу.
  3. Объяснить значение непонятных слов (если они есть).
  4. Проговорить вместе с детьми каждую строчку стихотворения.
  5. Дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотехника широко используется при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. При этом необходимо использовать речевые игры, а так же использовать настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Работая не первый год по мнемотехнике, сделала для себя вывод-что с помощью мнемотаблиц у детей появляется желание пересказывать тексты, рассказывать сказки, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень, увеличиваются знания об окружающем мире. Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей и готовности к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 91»...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Консультация для воспитателей«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений»

laquo;Использование мнемотехники при заучивании стихотворений»...

Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники в развитии речи детей"

Консультация для воспитателей«Использование мнемотехникив развитии речи детей» (из опыта работы)На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей д...