Конспект занятия по развитию речи "Я и мои желания"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шарафутдинова Наталья Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи "Я и мои желания" . Беседа по сказке В. Катаева "Цветик семицветик" (моделирование ситуации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_razvitie_rechi.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт занятия по развитию речи на тему:

«Я и мои желания» (беседа по сказке «Цветик - семицветик» В. Катаев)

Моделирование ситуации.

                                                                                                                                                                                               

        МАДОУ д/с № 106

Технологическая карта занятия

Воспитатель: Шарафутдинова Наталья Анатольевна

Образовательные области: «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе), «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание)

Тема занятия: «Я и мои желания» (Беседа по сказке «Цветик-семицветик» В. Катаев; моделирование ситуаций)

Возрастная группа: старшая группа

Цель: Формирование связной диалогической речи, духовно-нравственных качеств личности ребёнка через анализ поступков героини сказки «Цветик-семицветик»

Цель для ребенка: Формирование правильного оценивания поступков героини сказки «Цветик-семицветик», представления о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Задачи:

Обучающая: 

- Закрепить знание детей о сказке «Цветик-семицветик»; учить анализировать поступки героини сказки;

- совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность);

- учить правильно формулировать предложения (диалогическая речь).

Развивающая: 

- Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;

- формировать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету;

-  развивать логическое мышление.

Воспитательная: 

- Воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность;

- Воспитывать стремление к добру в различных жизненных ситуациях.

Дополнительные задачи: Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность) навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.

Словарная работа: Расширение словаря ребенка, введение слов, обозначающих отношение, сложные обороты. (мочалка, черепки, вихрь, «земля закружилась под ногами, как волчок», «шестой - рябой», досада, трусость, жадность, доброта, милосердие, жалость).

Планируемый результат занятия: Умеет правильно оценивать поступки героини сказки «Цветик-семицветик», имеют представление о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Подготовительная работа: Чтение и просмотр мультфильма по сказке В.П. Катаева «Цветик-семицветик»; Беседа на тему: «Поговорим о доброте»;Разучивание пословиц и стихотворений о доброте; Разгадывание загадок (на закрепление цвета лепестков).Проведение игр: «Доскажи  доброе слово», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Хорошо – Плохо», «Копилка добрых дел».

Материалы и оборудование: демонстрационный: атрибут «цветик-семицветик»; раздаточный: пазл «Ваза»; муляжи овощей и фруктов, катрюли, половники, доски, костюмы поваров; игрушки, контейнеры; ФГОС; СанПин; Календарно – тематическое планирование; Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1996.; Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.А.Д. Кошелевой. - М., 1985. - С.95.; Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17.; Паршукова Г. В сказочной стране цикл занятий по нравственному развитию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 71-78.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Мотивировать детей на совместную деятельность

(Воспитатель достает цветок с разноцветными лепестками – цветик-семицветик)

Воспитатель: Есть у меня один цветок, не простой, необычный. И лепестки у него какие-то странные – разноцветные. Почему?

Воспитатель: Правильно, ребята. А из какой сказки этот волшебный цветок?

Фронтальная, словесный, демонстрационный, вопрос - ответ, беседа.  

Ответы детей: Потому что он волшебный, из сказки «Цветик семицветик»

Готовность детей к совместной работе.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Постановка проблемного вопроса в доступной для детей форме

Воспитатель: Да, это сказка «Цветик-семицветик», а кто помнит автора сказки?

Воспитатель: Давайте вместе вспомним волшебные слова из сказки для исполнения желаний:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

Фронтальная, словесный.

Дети: Валентин Катаев. Ребята вместе с воспитателем произносят волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

Дети заинтересованы

2.2.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями. Способами решения проблемы

Воспитатель: а какое же было первое желание девочки, кстати, как ее звали?

Воспитатель: Ребята, а могла Женя обойтись без лепестка в этом случае?

Воспитатель: Можно было извиниться перед мамой, и честно объяснить, как это произошло, и больше так не делать.

Воспитатель: Ребята, если бы вдруг такое произошло с вами, и у вас нет такого цветочка.  Давайте представим – кто-нибудь из вас будет «мамой», другой – девочкой Женей. (Разыгрывание ситуации «Как сказать маме?»)

Воспитатель: Следующее желание Жени – это…? 

Воспитатель: Почему она не призналась маме?

Воспитатель: а называется это качество, ребята, – трусость. Издавна люди о трусости говорили: «Волков бояться – в лес не ходить», «Трус и собственной тени боится».

Воспитатель: а давайте мы с вами побудем волшебниками и поможем Жене склеить вазу.

(Игра-пазл «Собери вазу»)

Воспитатель: Третье желание?

Воспитатель: Какое качество проявилось в Жене в этот момент? 

Воспитатель: Про таких в народе говорят: «Глаза завидущие, руки загребущие». А как могла поступить Женя в этой ситуации.

Воспитатель: У нас в детском саду тоже много игрушек, давайте распределим их: в какие игрушки чаще играют мальчики, а в какие девочки.

Воспитатель: Молодцы, а в какие игры играют и девочки, и мальчики.

Воспитатель: И следующим желанием Жени было?

Воспитатель: а почему ребята не взяли ее в игру.

Воспитатель: а теперь подумайте и скажите, чем она могла бы быть полезна для мальчишек на северном полюсе?

Воспитатель: Она могла бы быть для них и медсестрой, и радисткой, и поваром. А мы с вами побудем сегодня поварами.

(Игровая ситуация «Готовим суп и компот» для девочек)

Воспитатель: Ребята, а почему Женя говорит, что первые шесть желаний были бессмысленные, бесполезные?          

Воспитатель: Ребята, когда у Жени остался последнее желание, на что она его потратила?

Воспитатель: Какие качества проявилось в Жене, когда она загадывала последнее желание?

Воспитатель: Как вы думаете, последнее желание девочки тоже было бесполезным? 

Воспитатель: Правильно, только последний лепесток был потрачен на доброе дело.

 фронтальная, словесная, вопрос – ответ, беседа.

Групповая

Дети: (Женя, а загадала она, чтобы очутиться дома вместе с баранками).

Ответы детей: Да, если бы была внимательней.

Разыгрывают ситуацию «Как сказать маме»

Дети: (Испугалась, побоялась, струсила).

Дети самостоятельно собирают вазу.

Дети: (Иметь много игрушек).

Дети: (Жадность).

Дети делятся на две команды и распределяют игрушки в две корзины: для девочек и для мальчиков.

Дети: (Поиграть с мальчишками в полярников).

Дети: (Потому что она девочка).

Ответы детей

Дети готовят суп и компот

Ответы детей

 

Ответы детей

Дети: (Доброта, милосердие, жалость).

Ответы детей

Дети отвечают на вопросы, внимательно слушают, играют.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, рефлексия

Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы.

Воспитатель: Ребята, скажите, а какое желание могли бы вы загадать не для себя, а для другого человека.   Подумайте все. По одному подходим к цветочку, берёмся за него и произносим желание.  

(Игра «Загадай желание для друга»)

Воспитатель: Молодцы ребята, у вас все здорово получилось. Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? Что интересного было на занятии?

фронтальная

Дети загадывают желания друг для друга.

Ответы детей.

Умеют провести самоанализ занятия


Обоснование руководства занятия по развитию речи

Все элементы занятия между собой объединены общей темой:

«Я и мои желания» (Беседа по сказке «Цветик-семицветик» В. Катаев; моделирование ситуаций)

Время организации: 1 половина дня.

Возрастная группа: старшая группа (5-6лет).

Разрабатывая данный конспект, я, прежде всего, учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая все это, определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной примерной общеобразовательной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой, ФГОС; СанПин; Календарно – тематическое планирование; Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1996.; Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.А.Д. Кошелевой. - М., 1985. - С.95.; Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17.; Паршукова Г. В сказочной стране цикл занятий по нравственному развитию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 71-78., соответствующими данному возрасту детей.

В процессе занятия применялись следующие технологии:

Личностно-ориентированная технология (атмосфера взаимопонимания и сотрудничества);

Содержание занятия соответствовало поставленной мною цели: Формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка через анализ поступков героини сказки «Цветик-семицветик»

 Цель (для ребенка): Формирование правильного оценивания поступков героини сказки «Цветик-семицветик», представления о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Цель реализовалась при помощи данных задач:

Обучающая: Закрепить знание детей о сказке «Цветик-семицветик»; учить анализировать поступки героини сказки; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность)

Развивающая: Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать; формировать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету;

Воспитательная: Воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность. Воспитывать стремление к добру в различных жизненных ситуациях.

Дополнительные:  

  • Дидактическая: уметь правильно составлять вазу;
  • Игровая: участвовать в дидактических играх, выполняя предложенные игровые задания; в сюжетно – ролевых играх.

Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы:

  • Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
  • Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип активности.

А также были подобраны методы и приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи: 

  • словесный (беседа, наводящие вопросы, загадывание загадки, худ. слово, похвала);
  • наглядный (показ демонстрационного материала,);
  • практический (выполнение практических заданий).

При каждом применении методов или приемов были учтены все возрастные особенности детей.

Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей старшей группы.

Вводный этап состоял из организации направленного внимания и интереса детей к теме занятия через демонстрацию цветка и повторение волшебных слов, что мотивировало детей на дальнейшую деятельность.

В основном на этапе постановки проблемы дети отвечают на вопрос воспитателя по сказке «Цветик семицветик».

На этапе практического решения проблемы дети выполняют практические задания:

- Разыгрывание ситуации «Как сказать маме?»;

- Игра-пазл «Собери вазу»;

- Распределяют игрушки в две корзины: для девочек и для мальчиков;

- Игровая ситуация «Готовим суп и компот» для девочек;

- Игра «Загадай желание для друга».

На заключительном этапе проведения занятия.

Дети держатся за цветок и загадывают желания друг другу, даря при этом улыбку. Осознают, чему научились. Высказывают свои впечатления. Дают самооценку своей деятельности. Дети подводят итоги занятия, закрепляют полученные знания. Занятие было направлено на Формирование связной диалогической речи, духовно-нравственных качеств личности ребёнка.

Достоинства и недостатки проведения занятия по развитию речи на тему: «Я и мои желания».

Достоинства: в своем конструкте я охватила несколько образовательных областей, что способствует всестороннему развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи на тему: Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания.»

                 Конспект занятия                  по развитию ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Обучение связному последовательному пересказу текста с на­глядной опорой в виде презентации, отображающей последо­вательность событий....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»....