Перспективный план по развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Барышева Елена Вячеславовна

Данный материал представляет собой план занятий по развитию речи детей старшего возраста, включает материалы и формы работы по сказкам русских и зарубежных писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Перспективный план21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по развитию  образной речи  детей старшего дошкольного возраста

Воспитателя МАДОУ «Детский сад № 177»

           Барышевой Елены Вячеславовны

Тема, источник

Задачи

Методы и приемы

Индивидуальная работа

«Русские народные сказки»

О.С.Ушакова

1. Выяснить, какие русские народные сказки знают дети.

2. Напомнить содержание сказок, обратить внимание детей на присказки.

3. Развивать монологическую речь детей.

Беседа на тему «что такое сказка». Диалог с детьми.

Игровая ситуация отгадай героев сказок.

Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.

Физкультминутка.

Художественное слово. Обсуждение итога.

Познакомить Дашу, Мишу, Виталия  со скороговоркой: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!» Практиковать в правильном и быстром произношении.

2. Беседа «Что такое фразеологизм»

1. Продолжать активизировать речь детей, обогащать её фразеологизмами..

2. Формировать у детей понятие, что такое фразеологизм.

3. Практиковать в употреблении фразеологизмов в речи детей.

Игровой момент «Письмо». Рассматривание иллюстрацией и знакомство с историей происхождения и значения фразеологизмов.

Подведение итогов, вопросы, игра с мячом «Назови фразеологизм»

Отгадывание ребусов с Настей, Олесей, Сашей, Мишей практиковать в решении ребусов с зашифрованными фразеологизмами.

3. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос» стр. 32

1. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», опросить, согласны ли они с концовкой сказки.

2. Учить  детей выделять в тексте сказки образные выражения.

3. Воспитывать внимание и интерес к художественным произведениям, умение взаимодействовать между собой.

Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос», беседа-анализ сказки, вопросы, обсуждение ситуации сказки, физкультминутка, игровая ситуация образные выражения. Ответы детей.

Анализ занятия

Игровое упражнение придумай свой конец сказки с Сашей, Таей, Милой, Кириллом З. развивать монологическую речь детей, фантазийное мышление.

4. «Волшебные слова»

1. Познакомить детей с тем, как можно словами – «образными выражениями» воздействовать на сказку, украшать её, как серое, бесцветное платье.

2. Расширять представление о возможных способах «окраски» рассказов и сказок

3. Воспитывать уважение к героям сказок, развивать чувство сопереживание их ситуациям.

Сюрпризный момент, беседа, художественное слово, физкультминутка, игровой, Итог:  «Как хорошо, ребята, что мы смогли помочь сказочной красавице украсить её платье, потому что знаем, какие «волшебные слова» прячутся и украшают сказку.

Закреплять умение произносить присказки Маргариту, Кирилла, Людмилу, Сашу.

5. «Небылицы-перевертыши, синонимы-антонимы»

1. Обогатить знания детей о синонимах и антонимах. Познакомить с народными и авторскими небылицами

 2. Продолжать формировать навыки употребления в речи в общении с людьми синонимов и антонимов, .

3. Воспитывать культуру общения, вызывать желание придумывать свои небылицы.

Беседы с детьми, вопросы, физкультминутка, упражнения детей с заданными ситуациями. Игра «Назови синоним/антоним»

Анализ «Что такое небылицы? Что особенно понравилось?»

Словесные упражнения «Кто больше назовет присказок» с Виталиком, Даша Н., Викой К.

6. «В гостях у А.С. Пушкина»  

 1. Продолжать знакомить детей с творчеством русских писателей

2. Развивать умение детей пересказывать произведение по сюжетным картинкам, используя  в речи образные выражения развивать логическое мышление, внимание.

3. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Сюрпризный момент, игровой, беседа, вопросы, художественное слово, музыкальный фон, физкультминутка, пересказ сказок Пушкина.

Итог: Благодаря образным выражениям из сказок А.С. Пушкина платье красавицы стало наряднее.

Дидактическое упражнение «Сложи пословицу» с Севой, Кириллом, Олесей,  Егором активизировать речь детей, продолжать знакомить  детей с пословицами и поговорками.

7. «У лукоморья дуб зелёный…»

1. Продолжать знакомить детей со сказками А.С. Пушкина

2. Развивать умение анализировать сказки, находить образные выражения, монологическую речь детей.

3.Воспитывать интерес к родному языку, словотворчеству.

Беседа-рассказ о творчестве А.С. Пушкина.

Рассказы детей о впечатлении от сказок. Вопросы: «Какие сказки вам больше понравились? Почему? И т.д..

Игры «Угадай-ка», «Продолжи рассказ» физкультминутка

«Опиши любимого героя, не называя его»  с Настей, Викой, Сашей, Таей.                    

8. «Лексические игры и упражнения»

1. Продолжать активизировать словарный запас детей

2. Развивать умение находить составлять рассказы по картинкам.

3. Воспитывать интерес к многообразию родного языка, употреблению образных выражений в речи.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок. Обсуждение и подбор присказок. Физкультминутка. Рассказы детей придуманных сказок. Итог занятия «Если постараться, то можно превратиться в настоящих сказочников!».

С Родионом, Викой, Дашей, Кристиной, закрепить умение пояснять значение фразеологизмов.

9.«Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»»

1. Познакомить детей со сказкой Г.Х.Андерсена «Снежная королева»»

2. Развивать умение анализировать, делать выводы, умение работать в коллективе, умение подбирать слова с противоположным значением, память, наблюдательность,

 3. Воспитывать внимание к эмоциональному состоянию других.

Беседа, вопросы, художественное слово, рассматривание иллюстраций -«Сравнивание образов персонажей сказки».

Физкультминутка, рассказы детей, вывод занятия – «надо быть добрым – Добро всегда побеждает зло».

Развивать умение по описанию угадывать героев сказок Дашу, Кирилла, Родиона, Катю.  Игра с сюжетными картинками.

10. «Работа по сюжетной картинке»

1. Совершенствовать умение детей озаглавить картинку, составить план рассказа. Активизировать речь детей.

2.Развивать связную речь, мышление, память, воображение, продолжать работу над предложением, словесным его составом, текстом

.3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Золушка», «Муха Цокотуха», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане»; чтение сказок «Аленький цветочек», «Дикие лебеди». Беседа, вопросы, физкультминутка, игры с мнемотаблицами. Анализ занятия: «Давайте пообещаем себе и друг другу, что будем стараться украшать нашу речь красивыми словами»

Закрепить  с Мишей, Кристиной, Викой. умение замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие .Игры с ситуативными картинками .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

К проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста на материале произведений изобразительного искусства

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе всё большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...

Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зав...

Дидактические игры и упражнения на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены дидактические игры и упражнения, направленные на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида   Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  на тему: «Сре...