Грамматический строй речи
картотека по развитию речи

Орёл Анна Андреевна

Дидактические игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_stroy_rechi.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Младшая группа

Д/И «Наши игрушки»

Задачи: упражнять детей в согласовании существительного и местоимения в роде и числе.

Оборудование: любимые домашние игрушки детей.

Ход: Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей.

Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она «встретила» в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнаёт свою любимую игрушку.

Воспитатель: «Дети, чья это кукла?» («Это моя кукла» - отвечает Аня). «Дима, чья это кукла?» («Это Анина кукла»).

Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.

Д/У «Что делают?»

Цели: Формирование грамматического строя речи, образование и различие глаголов 3-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения, а также вопросов к этим глаголам: что делает? Что делают?

Задачи:

  • Развитие внимания.
  • Актуализация словаря по теме «Дикие птицы».
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким птицам.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением диких птиц.

Ход: Дети вместе с воспитателем рассматривают сюжетные картинки, используя глаголы изъявительного наклонения.

Средняя группа

Д/И «Спорщики»

Цель: учить составлять предложения с союзом " А ", активизировать в речи слова -определения.

Ход: Выкладываем картинки овощей и фруктов. Педагог показывает картинку яблока и предлагает послушать как спорят два друга:"Я сладкое яблоко "подкладывает картинку лимона:" А я кислый лимон " и предлагает детям по очереди выбирать спорщиков.

Я оранжевый апельсин, а я красное яблоко,

Я помидор-овощ, а я груша - фрукт,

Я морковь овальная, а я помидор круглый.

Педагог: "Долго спорили овощи и фрукты. Дети, давайте их помирим и скажем, что все они нам нужны, важны и полезны».

Д/У «Заготовки на зиму»

Цель: Закрепить тему «Овощи-фрукты», формирование способности образования множественного числа существительных в родительном падеже.

Наглядный материал: работа с предметными картинками.

Ход: рассказывается детям, что осенью подготавливаются на зиму заготовки из фруктов и овощей. В том числе соки, варенье, повидло, джемы, компоты, салаты. Далее раздаются картинки, на которых изображены фрукты и овощи. Предлагается составление предложений, какие заготовки они бы сделали из овощей и фруктов на изображениях.

Старшая группа

Д/И «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

Д/У «Лесник»

Цель: формировать умение детей образовывать однокоренных слов, подбор антонимов.

Игровой материал: Сюжетная картинка.

Ход: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий). Это тропинка. В лесу много… тропинок.

Подготовительная группа

Д/И «Зверюшки»

Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.

Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий. Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

Д/У «Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал: Игрушечный мишка.

Ход: Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые   слова.   Надо   ему   помочь   прочитать   письмо.   Вот   это письмо:

 «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что… . Я долго блуждал по лесу и… . Выйдя на поляну, я попал в… . Я попал в яму, потому что… . Там было так глубоко, что… . Пришли охотники и… .Теперь я живу в… . У нас есть площадка для … .  На площадке для молодняка есть много … . Мы играем с … . За ними ухаживают… . Они нас любят, потому что… . Скоро к нам приедет дрессировщик из… . Надеюсь попасть в… . Как здорово уметь… . Жди следующего письма из… . До свидания. Топтыгин».

Читая   письмо,   воспитатель   интонацией   побуждает   детей дополнять предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...