«Развитие речевой активности дошкольников посредством использования приёма ИЗОсказка»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Чтобы научить детей излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, можно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.

Один из методов, который я начала использовать в своей работе – это прием «ИЗОсказка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речевой активности дошкольников

посредством использования приёма ИЗОсказка»

Начну выступление со слов Елизаветы Ивановны Тихеевой - известного российского и советского педагога, специалиста по дошкольному воспитанию детей. Она одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детских садов.

 «В младшем возрасте ребенок учится мыслить,

 учась говорить, но также совершенствовать

 свою речь, учась мыслить».

Е.И. Тихеева

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, телевизора, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития речи дошкольников. Работая не первый год в своей группе, я обратила внимание на то, что у моих воспитанников недостаточно отчетливое произношение слов и словосочетаний, отсутствуют навыки ведения диалога, как со мной, так и с родителями, словарный запас еще недостаточно обогащен.

Чтобы научить детей излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, можно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.

Один из методов, который я начала использовать в своей работе – это прием «ИЗОсказка».

Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Во время чтения взрослым сказки, детям предлагается что-то сделать: слепить, вырезать, склеить, дорисовать, изобразить сказку схематично. Можно предложить изобразить что-то или кого-то из сказки.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что она объединяет в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей моих воспитанников. Возникшая проблема побудила меня поставить перед собой цель:

- развитие речевой активности дошкольников посредством использования нетрадиционного приёма ИЗОсказка.

Содержание всех моих занятий по ИЗОсказкам носит, прежде всего, познавательно - речевой характер. Я  рассаживаю детей за столом. Беру себе и даю каждому ребенку несколько небольших кусочков пластилина. В ходе рассказывания сказки, быстрыми движениями леплю сама и предлагаю детям лепить вместе со мной  сказочных героев. Дети сосредоточены на лепке, при этом у них активно разминаются пальчики рук. А звучащая сказка, является естественным продолжением их действий.

Вот как это выглядит со стороны…

Например: я рассказываю сказку «Репка».

В: Посадил дед (быстрыми движениями леплю репку) показываю ее детям. Что посадил дед? Покажите свою репку (дети точно копируют движения рук воспитателя)…

В: Выросла репка большая-пребольшая (вытягиваю пластилиновую репку). Какая выросла репка? Покажи свою репку…

Делю пластилин стеком на две разные части и из большого катаю колбаску-туловище, а из маленького шарик-голову. Ставлю его около репки. (дети тоже повторяют)

В: Стал тянуть дед репку. Тянет-потянет. Вытянуть не может... Что стал делать дед? и т.д.

Так рождается «пластилиновая сказка». Дети быстро в процессе лепки запоминают ее. Во-первых потому, что в данном случае взаимодействуют сразу три вида памяти: тактильная, слуховая и зрительная. Во-вторых, у детей повышается интерес к сказке слепленной своими руками.

Можно сделать сказку на основе конусов. Также садимся за столом и начинаю рассказ, а дети берут заготовки и включаются в процесс: дорисовывают, приклеивают, говорят слова персонажей и т.д.

Интересным приемом является комментируемое рисование придуманной сказки. Его суть заключается в том, что берется большой лист бумаги, фломастеры и вместе с детьми начинаешь придумывать сказку и рисовать вместе с детьми и озвучивать. Дети увлекаются интересной коллективной деятельностью, результаты которой появляются у них на глазах.

Это могут быть разнообразные сюжеты: Приключения маленького паучка, Зайчик и его друзья, Жила-была пчелка и т. д.

Раньше рисовали на бумаге, на мольберте, а сейчас для нас приобрели интерактивную панель и мы на ней работаем. Дети самостоятельно выбирают цвет, толщину карандаша.

При использовании приема ИЗОсказка не обращаю внимание на технику рисования или лепки, эта детская деятельность служит для развития мелкой моторики. Хотя есть дети, которые начинают до мельчайших деталей лепить ....(Три медведя Иры)

Также персонажей можно мастерить из втулок и играть с атрибутами, которые есть в группе.

Ребятам очень нравится работать с трафаретами, сначала обвести персонажа сказки, а потом разукрашивать в свои любимые цвета.

Я считаю , что таким образом, прием ИЗОсказка:

-активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников;

- способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной;

- повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками;

- развивает мелкую моторику.

Занимаясь с детьми, нетрудно заметить, что ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир и развивает речь. Для дальнейшего усвоения приема ИЗОсказки в своей работе давала возможность воспитанникам в свободной деятельности использовать различные виды театра - дети с интересом перевоплощались с помощью атрибутов в сказочных персонажей и проговаривали реплики из знакомых сказок.

Для того чтобы мои занятия продолжали вызывать интерес у ребят, я чередую лепку, рисование, аппликацию, во время которых использую как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования: методом тычка, ватными палочками, пальчиками, ладошками, с помощью трафаретов.

Очень эффективны просмотры театрализованных представлений, подготовленные участниками театральной студии, куда ходит несколько детей и с нашей группы. Они оказывают огромное влияние на воспитанников в развитии действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, учат их имитировать и передавать эмоциональное состояние сказочного персонажа. А также вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, побуждать к ведению диалога с взрослыми.

В дальнейшем, я бы хотела увидеть результаты своих трудов, а именно, чтобы мои воспитанники участвовали в различных театральных постановках, конкурсах чтецов и могли реализовать свои творческие возможности.

Надеюсь проделанная работа докажет эффективность нетрадиционных форм совершенствования связной речи, а именно задач в образовательной области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с использованием приема ИЗОсказка.

Прогресс не стоит на месте, с каждым днём появляются все новые инновационные методики развития детей. В перспективе хочу провести следующую работу: развивать речь моих воспитанников с помощью нетрадиционной методики «Триз в сказках», изучить ее и внедрить в свою практику.

Дискуссия «ЗА и ПРОТИВ»

У каждого из присутствующих есть свое мнение использовать или не использовать приём ИЗОсказка в работе с детьми. Вот сейчас хочу предложить Вам дискуссию на эту тему. Для этого вам необходимо разделиться на 2 команды. Первая команда «ЗА», а вторая «ПРОТИВ».

Задание первой команде «ЗА» - аргументировано докажите важность использования ИЗОсказки в работе воспитателя для формирования речевой активности детей.

Задание второй команде «ПРОТИВ» - аргументировано докажите, что ИЗОсказка  в работе воспитателя не столь важна и не эффективно влияют на формирование речевой активности детей.

А сейчас приглашаю желающих (по 6 человек в команду) выйти. Будем развивать творческое воображение, видоизменять, преобразовывать представления и создавать на этой основе новые образы. Перед Вами листы бумаги с нарисованными на них Волшебными фигурами – овалами и треугольниками. Вам нужно эти фигуры превратить в персонажи или предметы из сказок и рассказать нам её. Это может быть всем известная сказка, а может быть и новая, сочиненная вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования. Это и обусловило выбор этой темы....

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.

15 октября 2019 года  в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.

В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...

Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речевой активности дошкольников посредством использования книжного адвент-календаря"

Книжный адвент-календарь-это календарь приближения какого-то события.Так как дети не совсем четко представляют, что такое время, и сколько надо ждать, чтобы наступило ожидаемое событие, в этом случае ...