Звуковая культура речи в младшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашел Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Правильно, это щеки. А потолок был твердым и назывался небо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
II.Основная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи, мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить новый звук, но прежде, надо подготовить наш язычок и надо проверить вашу готовность.
«Готовы ваши ушки - да, да, да. ( трут ушки 3 раза)
Готовы ваши глазки - да, да, да (гладят глазки 3 раза)
Готовы ваши руки - да, да, да. (хлопают 3 раза)
Готовы ваши ножки - да, да, да.(топают 3 раза)
Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашел Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Правильно, это щеки. А потолок был твердым и назывался небо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков
1.Артикуляционная гимнастика
• Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
• Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
• Чередование: улыбка – трубочка.
• Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
• Чередование движений языка вверх – вниз.
Мы любим есть варенье.
Чистим зубы
2.Закрепление пройденного материала Звук С
-Как поёт водичка (С-С-С…) Давайте споём песенку водички.
1. -Давайте вспомним чистоговорку лиса.
Са-са-са
В лесу живет лисаа,
Су-су-су -Мы видели лису,
Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы
Со-со- со -Она крутит колесо.
Сы-сы-сы -Убежали от лисы,
Основной этап .
Ой, смотрите кто же это?
Вдруг откуда – то летит,
Наш дружок комарик,
Что-то он совсем молчит
Маленький товарищ.
Воспитатель достает игрушку: комар маленький.
Воспитатель. Ребята, сейчас какое время года? (Осень) стало холодно и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.
А как же ему помочь, мы сейчас придумаем, давайте пройдем на свои места.
Как вы думаете, мы сможем помочь комарику?
-Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая.
-А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».
У нас в Башкирии летом и осенью очень много комаров, больших и маленьких, Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?
-Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
Прежде чем позвать маму комарика нам надо сделать гимнастику для губ и языка.
- Когда мы произносим звук «з», губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.
Если звук С – «песенка водички» — звучит тихо, то звук З песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить (положите руку на горло и пропойте песенку комара)
-Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара». Повторите.Тихо и громко.
-Давайте еще раз споем песенки комариков и покажем маленькому комарику дорогу к маме. (Гимнастика для глаз)
Восп. – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и они встретились.
Воспитатель показывает большого комара- поют звук «з», показывает маленького комара-поют звук «зь»
Подвижная игра »Комары и комаришки»
Мы будем комарами.
Мы поделимся на 2 группы. Девочки и мальчики. Девочки сейчас будут маленькими комаришками, произносить тихо Звук Зь, а мальчики будут отмахиваться, а теперь мальчики будут большим комарами и произносить громко Звук З. а теперь наоборот. Девочки будут большими комарами и произносить громко звук. На листочки сели.
1.Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
-Ребята, комарики предлагают с ними поиграть.
Дидактическая игра «Прятки со звуком» СТОЯ
Звуки «З» и «зь» спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «зь», должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «з»- топните ногой.
Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.
-Молодцы, какие вы внимательные. Посмотрите, а что это у нас лежит на столах. Давайте пройдем за стол и посмотрим.
На столах у детей разложены карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «з» или «зь».
Массаж пальцев.
В руку правую возьмем
В кулачок его сожмем
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем
В ручку левую возьмем
В кулачок его сожмем
Раз сжимаем,два сжимаем
Шарик мы не выпускаем
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки
И похлопаем немножко
Потрясем свои ладошки
Мы немного отдохнем Заниматься мы начнем.
С пружинкой
1,2,3,4,5
Вышли пальцы погулять
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой
Этот пальчик для того, чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Дидактическая игра «Домик для звуков».
- Передо мной лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы в названии которых есть звук «з» живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь», в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.
Слова: «з» -зонт, замок, ваза, таз, кукуруза .
«зь»- корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.
Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)
-Молодцы, вы отлично справились и все предметы оказались на своих местах.
Пальчиковая игра «Замок».
На дверях висит замок. - пальцы в «замочек».
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали, - стучим «замочком по коленям»
Мы замочек повертели, - затем круговые движения «замочком»
Мы замочек покрутили
И открыли! - и показали ладошки
Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим скорговорку.
У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Скажите, а в слове коза есть звук З? ( Да) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой беда у той козы,
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята зо,
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу.
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, с кем мы повстречались на полянке?
- Ребята, скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
- Кому мы помогли?
С каким звуком дружит звук З? (Со звуком С..)
Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)
-Мы с вами позанимались, пойдемте, погуляем по осенним дорожкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/09/picture-407542-1418146232.jpg)
Конспект ООД по воспитанию звуковой культуры речи в младшей группе.
Данный конспект содержит материал для знакомства детей младшей группы со звуком "У"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-671158-1619629797.jpg)
Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"
Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-339066-1384017061.jpg)
Звуковая культура речи в младшей группе
Программное содержание: продолжать развивать умение слушать и понимать речь воспитателя, обращённую ко всем детям. Формировать правильное и отчётливое произношение звука м в словах и фразах. Закреплят...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-628095-1430088302.jpg)
Звуковая культура речи для младшей группы звук Ф
Целью данного занятия является создание условий для формирования умения у детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» и звукоподражательные слова с этим звуком....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-1137213-1555262294.jpg)
Конспект занятия по звуковой культуре речи в младшей группе детского сада
В этом конспекте Вы сможете увидеть, как можно развивать подвижность артикуляционного аппарата, закреплять правильное произношение звуков Т и Д в слоге, в слове, формировать навыки чёткой дикции в про...
Развитие звуковой культуры речи в младшей группе
Звуковая культура речи с детьми младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-707383-1447303702.jpg)
Конспект НОД по развитию речи(звуковая культура речи в младшей группе) Тема: «Ёжик в гостях у ребят»
Звуковая культура речи неотъемлемая часть нашей работы....