Викторина для детей логопедической подготовительной к школе группы по теме « Зимующие и перелетные птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Анастасия Андреевна Липатова

Речевое развитие

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое  развитие», «Социально-коммуникативное».

Виды детской деятельности:

игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие и перелетные птицы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

актуализировать словарь по теме «Зимующие и перелетные  птицы», совершенствовать грамматический строй речи, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных в единственном и множественном числе; закреплять навык звуко-буквенного разбора.

Коррекционно-развивающие:

развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытое занятие24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Детский сад № 8 «Тополек»

Викторина для детей логопедической подготовительной к школе группы по теме « Зимующие и перелетные птицы».

(Открытая О.Д. с участием родителей).

Подготовила:

Учитель-логопед

Липатова Анастасия Андреевна

Чебаркуль.2020

Викторина для детей логопедической подготовительной к школе группы по теме « Зимующие и перелетные птицы».

(Открытая О.Д. с участием родителей).

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».

Виды детской деятельности:

игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие и перелетные птицы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

актуализировать словарь по теме «Зимующие и перелетные птицы», совершенствовать грамматический строй речи, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных в единственном и множественном числе; закреплять навык звуко-буквенного разбора.

Коррекционно-развивающие:

развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование: Разрезные картинки птиц. Жетоны для подсчёта очков (капельки). Письмо от Совуньи. Посылка с медалями и птицами. Шапочки или значки с изображением птицы. Флажки с названием команды. Каждое задание находится в конверте.

Планируемые результаты:

Ребенок принимает активное участие в организации и проведении викторины, умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи, активно и доброжелательно ведет себя в процессе коллективной деятельности.

ХОД ВИКТОРИНЫ:

1. Организационный момент:

Направо и налево – везде лежит она.

Игралия, игралочка

Чудесная страна!

Мальчишки и девчонки,

Вся наша детвора,

Сегодня скажем громко:

Добро пожаловать, игра!

В: Ребята, мы с вами на занятиях говорили много про птиц, наблюдали за поведением птиц на прогулках, подкармливали их. Сегодня мы проведем викторину «Что? Где? Когда? », на которой подведем итог нашей большой работе.

Мы с вами разделились на две команды и нужно выбрать им названия. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать 1 жетон. Чья команда наберет больше жетонов – станет победителем. Участники занимаем места за игровыми столами.

Дети делятся на две команды.

2. Представление участников ОО:

- Сегодня с нами играют наши мамы. Это…. Мамы могут помогать командам тогда, когда это позволяют правила. А ещё мамы будут поднимать флажок, когда задание команда выполнила.

- А также приветствуем наше уважаемое жюри, которое будет подсчитывать победные очки, в составе Татьяны Александровны и Светланы Федоровны. А ещё у нас есть гости - воспитатели детского сада. Они узнали, что мы с вами много знаем о птицах, изучаем их повадки и пришли посмотреть и послушать, чтобы потом рассказать об этом своим ребятам.

2. Основная часть.

1. Введение в тему. Постановка цели.

Сегодня к нам в садик пришло письмо (показ конверта с письмом). А от кого оно, вы, отгадайте.

«Это героиня веселого мультфильма «Смешарики». Тело ее круглой формы, сиреневого цвета. Живет в маленькой стране, в дупле огромного дуба. Очень хозяйственная, любит готовить и кататься на лыжах. У нее восемь друзей, которым она с удовольствием дает мудрые советы» (Совунья).

А теперь я зачитаю вам письмо:

Дорогие ребята! В нашу страну Смешарию, долетела весть о том, что вы очень любите птиц и много о них знаете. Хотелось бы проверить, так ли это на самом деле. Если вы правильно выполните все мои задания, то можете открыть посылку с подарками от меня и моих друзей-птиц. С уважением, Совунья.

- Ну, как ребята, постараемся выполнить задания?

Загадки (Оставить две загадки, для названия команд)

- Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей(грач)

- Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

1. Закончи предложение.

1. Птиц называют перелетных, потому что (они улетают в теплые края).

2. Осенью птицы улетают в теплые края, потому что (трудно прокормиться зимой).

3. Птиц называют зимующими, потому что (эти птицы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю)

4. Водоплавающие птицы улетают последними, потому что (водоемы замерзают поздней осенью).

2. Упражнение «Один - много»

Грач-стая (грачей)

Стриж – стая (стрижей)

Лебедь – стая (лебедей)

Гусь – стая (гусей)

Утка – стая (уток)

Скворец – стая (скворцов)

Журавль– стая (журавлей)

Ласточка – стая (ласточек)

2. Проводится игра «Птичий концерт»

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробей: чик-чирик

Синица –тинь-тинь

Ворона: кар-кар

Сорока: стрр-стрр

Снегирь: дю-дю-дю

Дятел: дрр-дррр

Клест: цок-цок-цок

Свиристель: тюр –тюр – тюр

3. Перед Вами картинки с изображениями птиц. У каждой птицы есть свое имя: Свиристель, снегирь, голубь, синица, ворона, сова, воробей, дятел.(в названии каких из этих птиц есть звук Р, а в названии каких есть звук С?)

4. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, и снегирь, и свиристель.

Сизый голубь-голубок и дружок наш - воронок.

Дятёл в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек

5. Д/и «Сложи птичку»

У вас на столах лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц.

- Как нам узнать, какие птицы изображены на этих картинках? Соберите картинки и вы узнаете свою птичку.

6. Игра «Сколько птиц?».

(Употребление существительных с числительными).

Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (дятел, утра, ласточка, воробей, счет 1-6)

7. Разминка «Танец маленьких утят»

8. Выполнение звуко-буквенного анализа слов.

- Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» и «утки» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие).

9. Игра «Веселый воробей».

(Употребление предложно-падежных конструкций).

На магнитной доске плоскостные изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег.

Логопед демонстрирует действия воробья и дятла, а дети говорят, что происходит. (Воробей, дятел сел на крышу дома. Воробей, дятел улетел с крыши. Воробей, дятел залетел за дом. Воробей, дятел вылетел из-за дома.)

В: Подведение итогов викторины. Слово предоставляется жюри.

Жюри: Какие вы молодцы, ребята! Вы очень много знаете о птицах, так как научились наблюдать за ними, любите птиц, заботитесь о них, подкармливая на прогулках. Вы все очень старались. А места распределились следующим образом.

1 место – команда….. И они заслужили медали «Самые умные». Награждение медалями.

2 место – команда…. Они очень старались и получают медали, как самые старательные «Самые старательные».

Награждение медалями.

3. Итог занятия. Что понравилось больше всего?

9. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?»

(Образование притяжательных прилагательных.)

- Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:

Голова совы (совиная голова)

Клюв вороны (вороний клюв)

Крылья снегиря (снегириные крылья)

Хвост воробья (воробьиный хвост)

Глаза голубя (голубиные глаза)

Пальчиковая игра «Кормушка» (Дети говорят и выполняют движения):

Ребята дощечки пилили, пилили

(«пилят» ребром одной ладошки по другой)

И дружн

Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)

И не будем шуметь (указательный палец к губам)

10. Д/и «Сложи птичку

У вас на столах лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц.

- Как нам узнать, какие птицы изображены на этих картинках? Соберите картинки и вы узнаете свою птичку.

Ребята, почему птицы в холодное время года прилетают поближе к жилью человека? (Человек их подкармливает.)

- Ребята, в холодные дни птички не поют, тогда мы споем про них чистоговорку.

11. Д/у «Журавли» (звучит музыка).

Ли-ли, ли-ли - улетели журавли,

Ло-ло, ло-ло – все дорожки замело,

Ля-ля, ля-ля – побелела вся земля,

Лю-лю, лю-лю – Новый год встречать люблю!

12. Игра «Бинокль»

Дети смотрят в бинокль и отвечают на вопрос: «Где сейчас можно увидеть птиц?» (на крыше, на снегу, на заборе, в кормушке, около дома). Как называются эти птицы? (зимующие).

15. Д/и «Скажи какая? Какой?»

- Если у сороки белый бок, она какая? (Белобокая)

- Если у синички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

- Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

- Если у вороны толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

- Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)

- Ребята, птицы наелись, и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

16. Динамическая пауза Игра «Отгадай и присядь»

Я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в дальний путь.

Ребята сравните птиц с людьми и животными.

У человека - дети, а птицы-птенцы

У человека – нос, а у птицы –клюв

У животных – шерсть, а птиц-перья

У кошки –лапы, а у птицы – лапы.

17. Предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний»

Снегирь, синица, кормушка, голубь;

Дятел, ворона, синица, заяц.

Упражнение «Посчитай-ка»

Ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем. (Дети считают птиц.)

1,2,…5 (Снегирь, синица, голубь, сорока, дятел.)

IV. Рефлексия.

О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какая игра вам больше всех понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по лексическим темам (зима, одежда, перелетные птицы)

Зима и ее признаки, одежда-обувь-головные уборы, перелетные птицы...

конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы"

Формирование первоначальных представлений о зимующих и перелетных птицах...

Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема: « Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края» (региональный компонент)

Развивать способность приниматьсобственное решение, опираясь на свои знания и умения.Расширять представление о зимующих и перелетный птицах Краснодарского края....

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ЛЭПБУК НА ТЕМУ: «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Для детей 4-5 лет

В дошкольном возрасте у детей формируются начала экологической культуры. И задача родителей и педагогов ДОУ — разбудить и поддерживать в детях интерес к живой природе, стремление беречь окружающ...