Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Зимующие и перелетные птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Зимующие и перелетные птицы».
Цель: продолжать знакомить с зимующими и перелетными птицами, их особенностями (внешний вид, название).
Задачи: расширять представления детей об изменениях в жизни птиц в разные сезоны; закреплять знания детей, о том, чем можно подкармливать птиц в холодное время года; воспитывать любовь и заботу к птицам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Зимующие и перелетные птицы».
Цель: продолжать знакомить с зимующими и перелетными птицами, их особенностями (внешний вид, название).
Задачи: расширять представления детей об изменениях в жизни птиц в разные сезоны; закреплять знания детей, о том, чем можно подкармливать птиц в холодное время года; воспитывать любовь и заботу к птицам.
ход мероприятия:
Игра в кругу.
- Ребята, встанем дружно вместе в круг
(дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг.
(каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).
Дружно за руки возьмёмся
(дети берутся за руки)
И друг – другу улыбнемся.
(улыбаются друг - другу)
От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.
Основная часть:
Ребята подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их: (воробей, синичка, голубь)
Дидактическая игра «Сложи птицу!» На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу. Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать?
Дети: о птицах.
В: Что бы вы хотели узнать о них?
Дети: внешний вид, чем питаются, где живут.
В: Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки.
( Показывает наглядно по картинке строение птицы на примере голубя, 3-4 карточки с условными обозначениями выставить на доске)
Воспитатель: А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д.) Молодцы!
Воспитатель: А как, одним словом можно назвать этих птиц?
Дети: Зимующие.
В: Почему они так называются? ребята, а где можно встретить птиц в большом количестве?
Ответы детей. (в лесу, парке)
Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесу, чтобы посмотреть, какие птицы там живут.
Один, два, три повернись, на лесной опушке окажись!
На экране появляется картина «леса ранней весной»
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.)
Тихо в лесу . К нам на зимовку прилетают пернатые друзья. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.
Слышите голоса? Это голоса птиц. (Включить звук – голоса птиц)
Воспитатель: Ребята, кажется, я вижу - « Гостей с севера». Так называют птиц, которые прилетают к нам с первым снегом с далёкого холодного севера. В их родных краях такой холод, что им кажется, что у нас очень тепло.
Встречайте первого гостя с севера:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)
(Картинка с изображением снегиря появляется на экране.)
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись звука)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Воспитатель. Встречайте следующего гостью:
Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
На доске появляется картинка с изображением синицы.
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристель)
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить вас ещё с одной зимующей птицей- свиристель.
Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а тёмный хвостик заканчивается жёлтой полоской. Свиристель живёт в тайге. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть». Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели.
Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем:
Физкультминутка «Снегири».
Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам
В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны
Распушили перышки - частое потряхивание руками
Греются на солнышке - хлопки по бокам
Головой вертят, улететь хотят - повороты головы
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.
Воспитатель. Итак, ребята, каких птиц мы встретили во время прогулки?
Дети делятся на три группы и выкладывают на доске силуэты птиц «Теневое лото»
(снегирь, синица, свиристель)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, зимой птицам трудно?
(Да.)
Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда они могут погибнуть.
В: Ребята, а мы с вами можем помочь птицам, позаботиться о них?
что для этого нужно?
Ответы детей (нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки.)
Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.
Показать детям схему, чем можно кормить птиц
В: самое главное не перепутать корм.
Что едят воробей, голубь, синица?
А чем любят лакомиться – снегирь, клест, свиристель?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю помочь птицам, приготовить для них корм.
У меня есть кормушки и разный корм, только он смешался.
Давайте разделиться на две команды.
одна команда будет готовить корм для птиц, «Наших соседей», изображение этих птиц мы собирали в начале нашей встречи.
В: Какие это птицы?
(воробей, голубь, синица)
Другая команда будет готовить корм для птиц «Гостей с севера».
Какие это птицы? (снегирь, клест, свиристель).
Дети приступают к сортировке корма и раскладывания его по кормушкам. Также на кормушки приклеиваются картинки с изображением птиц, для кого предназначен корм.
Заключительная часть.
Что сегодня интересного, вы, узнали?
Воспитатель: В трудную минуты не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы будут помогать нам, они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду!»
формирование у детей понятия о бережном отношении к воде...

Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Шушарик»Экспериментальное занятие по экологическому воспитаниюдля детей старшего дошкольного возраста «Шушарик».Цель: эксп...

Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Расширить представление детей о разнообразии насекомых....

Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Экологическая тропа весной.Расширить знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отшение к окружающей природе...

Беседа для детей старшего дошкольного возраста «О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ»
Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи: учить различать зимующих и перелетных птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пи...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Лесная аптека»
Разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям....


