Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Одежда. Обувь.»
методическая разработка по развитию речи

Каманова Светлана Владимировна

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Занятие подготовительного периода

Тема: «Одежда. Обувь.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Занятие подготовительного периода

Тема: «Одежда. Обувь.»

Цель: формирование словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Задачи:

- формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;

- уточнение  и обогащение  словаря по теме «Одежда. Обувь.»;

- развитие звукоподражания;

- уточнение произношения гласных звуков;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание и голос;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: игровая мотивация – «кукла Катя»; ситуация общения;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, активного и пассивного словаря, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); кукла, одежда для куклы, предметные картинки (куртка, шапка, шарф, брюки, платье, юбка, носки, рубашка, варежки, сапоги, тапочки, туфли, ботинки); картинки со звукоподражаниями «Бо-бо», «Бай-бай», счетные палочки.

Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.

Методическое обеспечение: 

Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

100 игр для запуска речи  / Марина Решетко. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 127 с. – (Библиотека логопеда), с. 44-124

«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

О.Е. Громова «Формирование начального детского лексикона» Практикум: Издательство: Просвещение,  2009 – 157 с. (Серия «Портфель логопеда»)

Ход ООД:

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия ребенка

У-Д: «Садись на стул, за стол!».

У-Д:  «Как тебя зовут?», «Я – Света».

У-Д:  «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий).

У-Д:  «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).

У-Д: «Посмотри! К нам в гости пришла кукла Катя». (Показываю игрушку).

«Поздоровайся с ней!»

Катя «здоровается» за руку с   ребенком.

У-Д: «Я буду хлопать в ладоши, а ты повторяй за мной».

 (Показываю  ребенку действия, отхлопываю ритм).

У-Д: «Посмотри, у Кати – воздушный шарик! Смотри, Катя дует и шарик летит к тебе». (Я думаю на шарик и он подлетает к ребенку.)

«Подуй  на него так, чтобы он полетел к Кате».

У-Д: «Покажи  Кате, как ты умеешь! Положи руку на стол, сдвигай и раскрывай пальцы. Вот так! Повтори за мной».

(Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка).

У-Д:  «Посмотри на куклу Катю, ей пора идти в детский садик, а она еще не собралась. Помоги ей собраться!».  (Я показываю ребенку, как кукла Катя «одевается» и «обувается» и  провожаю ее в садик. По ходу игры называю предметы одежды, обуви, привлекая внимание ребенка к  деталям).

У-Д: «Повтори за мной!».

(Показываю движения).

«Миша, Мишенька,

Бай-бай! (движения туловища вправо-влево, ладони обеих рук прижаты к уху)

Спи скорее, засыпай.

Мальчик плачет и кричит:

Ручка у меня болит:

Бо-бо, бо-бо».  (движения туловища вправо-влево, руки прижаты к «больному» месту)

У-Д: « Помоги малышу!».

 (Предлагаю  инструкции и вопросы).

«Покажи, где малыш болеет (спит)?».

(Даю образ звукоподражаний).

«Как мальчик болеет (спит)?».

(Побуждаю к произнесению звукоподражания).

«Спрячь малыша, который болеет (спит). Кого спрятал?».

« Какую я  картинку спрятала?».

(Вызов звукоподражаний).

«Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему (и наоборот). К кому  привел?».  (Вызов звукоподражаний).

«Построй дорожку к больному малышу (малышу, который спит) из палочек».

У-Д: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец».

 «Держи  свой приз!»

(Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)).

«Пока!». ( Машу рукой).

Ребенок садится за стол.

Ребенок  прикладывает руку к груди,  называет  свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками.

Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.

Ребенок   внимательно смотрит  на игрушку и протягивает ему руку.

Ребенок  должен  повторить ритм. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок правильно реагирует на инструкции и выполняет их.

Получает еще один жетон.

Ребенок повторяет за дефектологом движения: сдвигает и раскрывает пальцы. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок одевает и обувает куклу и провожает ее в садик, получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок повторяет за дефектологом движения и  звукоподражания.

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок правильно выполняет поручения и получает еще один жетон.

Ребенок  прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Машет рукой «пока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""

Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...

Методическая разработка для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР) по художественно эстетическому воспитанию по теме "Одежда".

Данная методическая разработка предназначена для детей компенсирующей направленности (ЗПР) по теме "Одежда". Мы развиваем у детей художественно эстетический вкус, закрепляем навыки акку...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Овощи»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...