Консультация "Для чего неоходимо речевое развитие"
консультация по развитию речи

Инна Игоревна Радченко

Знаете ли вы, почему уделяется такое повышенное внимание речевому развитию в детском саду? Все потому, что именно оно является одним из главных показателей интеллектуального уровня ребенка. Упражнения по развитию речи являются неотъемлемой частью всех видов деятельности в детском саду, причем неважно, специальное это занятие или же самостоятельное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_chego_trebuetsya_rechevoe_razvitie.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего требуется речевое развитие детей

Знаете ли вы, почему уделяется такое повышенное внимание речевому развитию в детском саду? Все потому, что именно оно является одним из главных показателей интеллектуального уровня ребенка. Упражнения по развитию речи являются неотъемлемой частью всех видов деятельности в детском саду, причем неважно, специальное это занятие или же самостоятельное.

Речь – это особый проводник, с помощью которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, реализуют себя как личности. Это одна из главнейших потребностей и функций. Разговаривать способно большинство, за редкостью некоторых патологий, но вот говорить правильно умеют лишь единицы из нас.

Именно уровень речевого развития малыша говорит о начальных процессах формирования личности. Также огромное значение имеет этот показатель при характеристике уровня психического развития ребенка.

В свете важности этого направления особую актуальность сегодня обретают различные проблемы в развитии речи у детей.

В дошкольном возрасте происходит формирование всех основных навыков ребенка, комплексное развитие личности малыша. Дети активно приобщаются к социуму, начинают понимать ценности. Это оптимальное время для активного обучения речевым навыкам с использованием различных педагогических методик. При выборе программы развития необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, а также учитывать возрастные особенности той группы, к которой он относится.

Речь не дана человеку от рождения, это особо ценное приобретение, которое открывает ему множество возможностей. С рождения и до момента, когда малыш произносит свои первые слова, проходит немало времени. Да и на взрослых ложится большая ответственность, и требуется множество усилий, чтобы помочь ребенку в своевременном и правильном развитии речи.

По уровню владения речевыми навыками специалисты проверяют готовность детей к поступлению в школу. Поэтому так важно уделять этому вопросу в дошкольном возрасте должное внимание. Речевое развитие детей в детском саду – важнейшая составляющая комплексного интеллектуального развития малыша, его мышления и логики.

Среди задач, решаемых с помощью развития речи, можно выделить:

  • Наполнение словарного запаса.
  • Формирование речи с целью возможного комфортного общения со сверстниками.
  • Развитие творческой речи: придумывание (сочинение) сказок и стихов, рассказов и историй.
  • Приобщение детей к чтению художественной и познавательной литературы.
  • Обучение детей правильной и грамотной речи: расстановка интонаций и ударений.

Методики ФГОС позволяют эффективно обучать детей общению со сверстниками и взрослыми, учат формулировать свои мысли, раскрывать творческие способности, совершенствовать навыки.

Основной целью развития речи является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

В дошкольных образовательных учреждениях решаются следующие задачи речевого развития:

  • Знакомство с культурой книгочтения, с детской литературой. Обучение пониманию на слух разных жанров детской литературы.
  • Помощь в овладении речью как незаменимым средством общения и познания культуры.
  • Развитие грамматически правильной, связной монологической и диалогической речи.
  • Активное пополнение словарного запаса детей.
  • Развитие речевого творчества.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, что служит отличной базой для дальнейшего обучения грамоте.
  • Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры.

Среди основных направлений работы по речевому развитию с воспитанниками детского сада можно выделить:

  • Развитие связной, осмысленной речи.
  • Формирование навыков построения грамматически правильных предложений (словообразование, морфологии и др.).
  • Развитие активного словаря (узнавание новых значений слов, умение их уместного применения в соответствии со смыслом, ситуацией, в которой происходит общение).
  • Обучение воспитанников ведению монолога и диалога, а также связанного рассказа.
  • Формирование и воспитание звуковой культуры речи: восприятие звуков и произношения, правильное звукопроизношение в родной речи.
  • Знакомство и закрепление понятий элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, умение находить места звука в слове).
  • Воспитание и пробуждение у детей любви к художественному чтению.

Под средствами развития речи педагоги понимают общение детей между собой и со взрослыми, знакомство с художественной литературой, обучение родной речи, изобразительное искусство, музыкальные занятия, театральное искусство, а также занятия из других разделов программы обучения.

Формами развития речи являются литературное чтение, пересказ, беседа и обсуждение прочитанного материала, театральная инсценировка или игра на основе какого-либо литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение и ситуативная беседа.

Приемы развития речи детей дошкольного возраста:

  • Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками, иллюстрациями и фотографиями.
  • Словесные – чтение, описание, рассказ, беседаы.
  • Практические – рисование, ролевые игры, театрализация и др.
  • Кроме того, особой популярностью пользуются такие словесные приемы, как повторение и проговаривание, речевые образцы, объяснение, оценка речи ребенка и другие.
  • Под речевым образцом чаще всего понимают правильную речь педагога (или родителя), которая и является средством подражания для ребят. С младшими детьми это практикуется в игровой форме, а с воспитанниками старших групп этот метод применяется с целью сравнения и коррекции дефектов в развитии речевого аппарата.
  • У приемов проговаривания и повторения также есть свои цели, которые помогают детям запоминать и правильно произносить услышанные звуки. Тут главное – заинтересовать ребенка, в противном случае есть риск вызвать негативные ассоциации и эмоции у малышей.
  • Говоря об объяснении, мы подразумеваем умение педагога раскрыть ребенку сущность и значение какого-либо образа, явления или действия. Как правило, этот прием широко используется в дидактических играх для раскрытия смысла слов.
  • Указание – разъяснение следует понимать, как стратегию действий ребенка, направленных на достижение результата. Указания можно разделить на обучающие, дисциплинирующие и организационные.

Оценка подразумевает суждение педагога об ответе ребенка. Этот прием помогает определить уровень и полноту усвоения знаний и речевых навыков ребенком. Оценка необходима маленькому человеку, чтобы в дальнейшем он смог ориентироваться на нее в своих рассуждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной группе по теме: «Для чего нужны руки»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.Вид: познавательное.Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеч...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию и речевому развитию «С чего начинается Родина?»

18 марта 2015 года случилось великое событие - Крым вернулся в Россию!!!  Этому событию приурочено занятие на неделе  "Крымская весна"....

КОНСПЕКТ НОД для средней группы.Направление речевое развитие.Тема:Составление рассказа об игрушке.Дидактическое упражнение «Что из чего?

КОНСПЕКТ НОД для средней группы.Направление речевое развитие,развитие речи.Тема:Составление рассказа об игрушке.Дидактическое упражнение «Что из чего?...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Для чего нужны руки» (старшая группа)

Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела.Задачи:1. Образовательные:- расширять представлени...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух, упражнять в образовании слов по аналогии. Задачи:- развивать память и внимание детей- воспитывать познавательный интерес к природе, учи...