Конспект занятия «Путешествие в страну Сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юрченко Ольга Аркадьевна

Конспект открытого занятия по речевому развитию  в старшей группе «Путешествие в страну Сказок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_zanyatie.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ладушки»

Конспект открытого занятия

в старшей группе

«Путешествие в страну Сказок»

Разработчик: Юрченко О.А.,

воспитатель высшей квалификационной категории

Каменский район

2022год

Занятие по развитию речи в старшей группе

 «Путешествие в страну Сказок»

Цель: Закрепление знаний детей о сказках.

Задачи:

Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь  к  сказкам.

  1. Организационный момент:

Дети заходят, становятся в круг.

Приветствие: «Доброе утро»

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

  Давайте и мы с вами подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Для этого сделаем артикуляционную гимнастику, артикуляционная – значит гимнастика для ротика, язычка. Называется она очень просто - «Улыбка» (дети выполняют)

2. Основная часть:

Воспитатель:

- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

- Почему вы их любите? (Ответы детей)

- Ребята, а какие бывают сказки? (авторские и народные). Как вы думаете, почему одни сказки называют народными, а другие – авторскими?(ответы детей) (потому что, их сочинил народ, а авторские придумал автор)

Воспитатель:

- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).

- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).

- вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? (Ответы детей) «Здравствуйте, ребята! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, разбросала их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель:

-Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих  народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете  сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).

Воспитатель:

- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой

большой? (ответы детей).

- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. ( Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи, клубочек катится к стульям, дети садятся.

- Здесь для нас первое задание. Называется оно  «Угадай сказку»

Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»

Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная) И здесь же второе задание для нас. 

2.Вам нужно угадать, какому сказочному герою  принадлежит предмет и назвать сказку.

1. Яйцо с иглой (Кощей Бессмертный из сказки «Царевна-лягушка»)

2. Красная шапочка (Красной шапочке из сказки «Красная шапочка»)

3. Сапоги (Коту в сапогах из сказки «Кот в сапогах»)

4. Золотое яйцо (курочке Рябе из сказки "Курочка Ряба")

5. Стрела (Царевне-Лягушке из сказки «О царевне – лягушке»)

6. Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

7. Три чашки (Трем медведям из сказки"Три медведя")

8. Хрустальная туфелька (Золушке из сказки «Золушка»)

9.Ступа и метла «Бабе Яге из сказки «Гуси-лебеди»)

Молодцы, и с этим заданием мы справились. И в нашей книге появилась еще одна страница – оранжевая.

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги: «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!»

3.Надо найти героя и расположить его на картинку из  его сказки, дети называют сказку, героев).

Воспитатель:

- И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (желтого).

- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

Гимнастика для глаз:

 «Посмотрим вдаль,

  поищем рядом,

 посмотрим вверх, вниз,

 нарисуем глазами клубок».

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).

Игра  «Помогите!» или  «Чему учит сказка»

Нужно  не только назвать тех, кому нужна помощь, но и сказать чему учит эта сказка).

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя») не ходить одной в лес

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок») вместе построить новый теремок

«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») надо слушаться старших

«Помогите! К нам забрался волк!»( «Волк и семеро козлят") нельзя чужим открывать дверь, нужно слушаться маму, не быть злым как волк

«Помогите! За нами гонятся гуси-лебеди!» (сказка «Гуси-лебеди»).  Слушаться старших, не уходить из дома, не оставлять младших.  Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? А вы бы помогли Аленушке? Конечно, молодцы, надо всегда помогать тем, кому нужна помощь.

Воспитатель:

- Какие вы молодцы!  Каждая сказка нас чему-то учит.  Правильно, быть добрыми, отзывчивыми, помогать друзьям, слушаться старших, не уходить из дома одному и т.д. В сказках всегда побеждает добро, а зло остается наказанным.

 А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (зеленая)

- Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультминутка "Герои сказок" (музыкальная)

Воспитатель:

- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится.  Баба Яга превратила героев в тени. Нам нужно отгадать, где чья тень. Если мы их разгадаем, от волшебства мы их избавим.
- Называем тень, переворачиваем, смотрим, правильно ли угадали.
(Баба-Яга, Буратино, Кот в сапогах, маша и медведь, избушка на курьих ножках, кот, лиса и петух, Красная шапочка).
По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение.

- Вот мы и еще  страницу книги нашли. Какого она цвета? ( голубого).

- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

- Баба Яга всем  сказочным героям надела «шапки — невидимки», поэтому нужно отгадать загадки, чтобы узнать их имена. Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

1. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)

3. Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три медведя).

4.  Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки

Вы названье этой сказки (Три поросенка)

5) Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка -

Превратился он в козлёнка. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

6)Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили.

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали,

Как же их дочурку звали (Снегурочка).

Воспитатель:

- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)

- Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.

- Задание следующее  сейчас я вам прочту отрывок из сказки, а вы должны сказать, как она называется, и придумать свой конец сказки.

 Читает отрывок из сказки «Заяц Хвастун», обсуждает с детьми сказку.

Воспитатель:

- Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)

- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.

- Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).

- Цвета радуги. Молодцы, вот эта волшебная радуга и сундучок  помогут нам превратить нашу книгу в настоящую книгу сказок. Толко нужно сказать  волшебные слова «По щучьему веленью, по нашему хотенью». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

• удивиться, широко раскрыв глаза, говорим громко;

• лицо выражает злость, произнося волшебные слова, говорим сквозь зубы;

• весело, улыбаясь, но тихо.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Посмотрите в нашей книге вместо цветных страниц появились буквы и картинки. Теперь это настоящая книга сказок.  Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! И поэтому  даже Баба Яга подобрела и решила подарить вам раскраски с героями любимых сказок. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. А  наш волшебный клубок давайте отправим в сказку, он там может пригодиться другим героям.

Рефлексия:

- Чему нас учат сказки?

- Какие бывают сказки?

- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии(ответы детей)

- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок"

Конспект занятия по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок"

Игровое занятие для 2-й младшей группы по ознакомлению с художественной литературой. Цель: воспитывать интерес и любовь к сказкам, побуждать сопереживать героям, эмоционально откликаться на воображаем...

Конспект занятия «Путешествие в страну сказок»

Программное содержание:1.     Расширять знания детей о русском фольклоре (сказки, музыка)2.     Развивать познавательные процессы, эмоциональность, творчество в...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок"

Конспект непосредственной образовательной деятельности  с детьми  логопедической подготовительной группы, где осуществлена связь специалистов, работающих с детьми....

Конспект занятия «Путешествие в страну сказок»

Программное содержание:1. Развитие связной речи:- Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, не перебивать товарищей, строить полные предложения.- Развивать доказательную речь- Упражнять в под...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок"

«Путешествие в страну сказок» Н.В.Хрущева,  МБДОУ «ДСКВ № 116» Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общен...