Од "Литературный калейдоскоп"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Занятие по развитию речи в средней группе "Литературный калейдоскоп"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_literaturnyy_kaleydoskop_v_sr._gr.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад№15» сКабанск

Республика Бурятия

НОД по развитию речи в средней группе

«Литературный калейдоскоп»

Воспитатель высшей категории

Демидкина Г.М.

        2022г

                                

Программное содержание:

Помочь детям вспомнить и  закрепить названия и героев  уже известных им сказок, стихов.

 Развивать диалогическую речь, чувство рифмы.

Воспитывать любовь к книге, чтению.

Предварительная работа:

Работа с родителями :просьба сводить детей в детскую библиотеку

Чтение в течение года произведений ,стихов, потешек, сказок.

Заучивание стихов, скороговорок

Знакомство со считалками

Игра с калейдоскопом

В группе-  выставка книг и портреты известных детям поэтов и писателей  ( С.Я Маршак, К.И. Чуковский, А.Л. Барто,) .

Этап

Задачи этапа

Сод-е деят-ти

Вводно-организационный

Создание обстановки, побуждающей к получению новых знаний

Загадать детям загадку:

«Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Без языка, а рассказывает!» (ответы детей)

Правильно, это - книга.

Ребята! Наша группа сегодня необычна. Она сегодня очень напоминает… А что  она напоминает? Как называется удивительный дом, в котором живут ваши друзья-  книги. Как называется этот дом? Правильно, библиотека. Кто может сказать, что такое библиотека? (ответы детей)

(На одной из полок воспитатель обнаруживает игрушку-калейдоскоп). Рассматривает его, смотрит в него и удивляется, какие красивые узоры и как они сменяют друг друга. Спрашивает детей: что это? Кто знает? Дети: калейдоскоп. Почему здесь  оказался калейдоскоп – узнаем позже.

Получение новых знаний

Стимулирование интереса к книге, любознательности,  вызвать желание поддерживать диалог  высказываться. Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний.

В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. А кто такие читатели, как вы думаете?

 Подойдёт читатель к полке, возьмёт книгу в руки, откроет первую страницу, и начнёт книга рассказывать…

Говорят, книга-это наш друг. А почему?

-Правильно, потому что с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и помогают разобраться в самых разных вопросах.

 Взгляните на эти книги. (Показываю детям книги). Что в этих книгах?

Дети: сказки.

 Почему же мы любим читать и слушать сказки?

Сказка-это не просто развлечение. Она учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу. Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.

 Почему русские народные сказки называются народными?

Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку, рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная».

Выявление и закрепление имеющихся представлений

Стимулирование интереса и желания высказывать свое мнение и отстаивать его

Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.) Сейчас проверим.

(Дети садятся на стулья возле экрана)

Вокруг нас там и тут сказки разные живут.

На полянке есть загадки.

Отгадайте без подсказки.

Назовите посмелей этих сказочных друзей! (Слайды  с изображением сказок)

Дети называют

(«Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,»Колобок», «Заюшкина избушка» и др.

Это герои народных сказок.

Расширение представлений о литературном жанре- стихах

Развитие чувства ритма, умение узнавать и называть произведение

Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.

Д/И «Подбери рифму» (На ковре) Если дети затрудняются, использовать картинки

Вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите, но не все, наверное, знают, что написал её очень хороший детский писатель К. И. Чуковский. (Слайд)

А теперь давайте поиграем. Я буду читать небольшие отрывки из сказок, а вы будете говорить название сказки и кто её написал.

  • «Муха, муха, цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…»

  • «И всем по порядку дает шоколадку

И ставит и ставит им градусники…»

  • «Посуду никогда не мыла,

Совсем не подметала пол,

И вся посуда убежала –

Тарелки, ложки, чашки, стол»

Много сказок для детей написал С.Я, Маршак (Слайд)

  • «Пела ночью мышка в норке:

Спи, мышонок, замолчи

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи…»

  • «Тили-тили-тили бом

Загорелся кошкин дом…»

  • «И водички из котла

В чашке чайной принесла

 Не хотел котенок мыться

Опрокинул он корытце…»

Дети называют знакомые произведения

.

Беру с полки книгу А. Л. Барто «Игрушки» (читаю загадку).

Я мячик в речку уроню,

Я шерстку причешу коню;

Качаясь по доске пройду,

А я… я заблужусь в саду.

В любимой книжке мы живём,

Но мы её не назовём!

Ответьте нам, друзья – подружки,

Как книжку эту звать?.

(«Игрушки»)

Кто написал эту книгу? Да, верно, детская поэтесса Агния Львовна Барто .(Слайд) Это её короткие стихи об игрушках стали вашими первыми стихами, которые вы читали наизусть, порой, ещё не умея выговаривать звуки. Давайте их вспомним. Кто хочет прочитать эти стихи?

Дети по желанию читают стихи А. Л. Барто.

А теперь давайте поиграем в замечательную народную игру (Ф/м)

Нам нужно выбрать водящего. А как это сделать? Правильно, нам надо произнести считалку, то есть, посчитаться.  Считалка помогает распределять роли в играх – их тоже придумал народ..

Предложить кому – либо из детей выбрать водящего(Ф/м)

Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили. (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали

Будут в сказке помнить нас. Наклонились мы на«раз», (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали. (топают)

И ручками похлопали. (хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! 

Ну, вот мы с вами поиграли, а теперь давайте продолжим наше путешествие по  загадкам

В нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!

Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им.

рефлексия

Дети слушают, обобщают

У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп. Так вот почему на нашей полке сегодня появился калейдоскоп. Как узоры сменяются в калейдоскопе, так стихи, сказки, загадки, считалки сменялись один за другим

А теперь, ребята, наше путешествие   закончилось. Мне было очень приятно с вами путешествовать .

Я хочу, чтобы вы запомнили:»Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» На память о нашем путешествии я хочу подарить  в нашу библиотеку книги сказок. Стоит вам открыть их, и вы вновь окажетесь в стране добра и мудрости.

В заключении прочитать стихотворение Ю. Энтина «Слово про слово».

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт.

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весенний калейдоскоп"интегрированное занятие для старшей группы

Данное занятие разработано для детей старшей логопедической группы, которое проводилось в конце года совместно с музыкальным руководителем. На занятии присутствовали и родители детей, что позволило им...

Дидактическое пособие "Звуковой калейдоскоп"

В работе представлено авторское  дидактическое пособие, способствующее осмыслению детьми фонематической системы русского языка....

"Семейный калейдоскоп" совместное мероприятие с родителями

Совместное мероприятие с родителями, построенное на интеграции образовательных областей (физическая культура, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы)...

Презентация «Калейдоскоп сказок" по сказкам А. С. Пушкина

Совместное творчество детей и родителей (подготовительная группа)...

осений праздник "Осенний калейдоскоп" старший возраст

Осенний праздник для подготовительной и старшей группы, где есть сказка "Стрекоза и муравей"....

Конспект занятия по валеологическому воспитанию детей средней группы "Витаминный калейдоскоп"

Цель:закрепить у детей знания о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей, необходимости применять их в питании взрослых и детей; закреплять названия различных овощей, обоб...