Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми среднего возраста
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Захарова Юлия Андреевна

 «Лунтик и его друзья» -

конспект занятия по формированию лексико-грамматического

строя речи с детьми среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

 «Лунтик и его друзья» -

конспект занятия по формированию лексико-грамматического

строя речи с детьми среднего возраста.

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые», используя различные виды детской деятельности; расширить и активизировать словарь признаков, действий. закреплять умения правильно согласовать в речи числительные с существительным; стимулировать речевую активность детей, закреплять использование в речи детей предлога НА

Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы, память, зрительное внимание, тонкую и общую моторики;

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук (проектор); презентация; бабочки на ниточке (по количеству детей), аудиофайл «Вальс-шутка» из Балетной сюиты №1 Д.Шостаковича (любой другой подходящий, на усмотрение), цветные карандаши, картинки-раскраски насекомых.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Логопед: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Но чтобы узнать кто он, необходимо отгадать загадку. Готовы?

Слайд 2.

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны –

Его любят малыши. (Лунтик)

Логопед: - Давайте посмотрим на экран. (Видео с 3 слайда)

II. Основная часть:

- Правильно, к нам в гости пришёл Лунтик. (Слайд 4)

Логопед: - Ребята, а вам нравится Лунтик? (ответы детей) Расскажите мне, какой он – Лунтик?

(Ответы детей: добрый, веселый, смелый, любознательный, хороший друг)

Логопед: - Лунтик пришел в гости к нам не один. С ним пришли его друзья.

Давайте вспомним и назовем друзей Лунтика. Дети отгадывают загадки:

Слайд 5.

Имя взял у кузнеца,

А цвет у огурца.
Сидеть он просто не привык,

По травинкам прыг да прыг!  (Кузнечик Кузя – слайд 6)

Слайд 7.

На берёзовом листочке
Кто-то красненький сидит.
Спинка-крылья –  в чёрных точках...
Замерла, как будто спит.
Посидела, посидела…
Вверх взвилась и улетела.
Симпатичная плутовка,
Эта ... 
(Божия коровка Мила – слайд 8)

Слайд 9.

Рано утром он встает
И кипит работа.
Два ведра с собой берет
Собирает туда мед.  (
Пчеленок – слайд 10)

Слайд 11.

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…
(Муравей – слайд 12)

Слайд 13.

Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка – слайд 14)

Слайд 15.

Не паук и не комарик,
Днём он – маленький жучок,
Ночью – маленький фонарик.
Он зовётся…
(Светлячок – слайд 16)

Слайд 17.

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж всегда твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.  (Жук – слайд 18)

Слайд 19.

Две забавные гармошки
По листочку все ползут,
Выбирают там местечки
И грызут, грызут, грызут!  (Гусеницы Пупсень и Вупсень - 20)

(Слайд 21) Логопед: - Ребята, посмотрите, как много друзей у ЛунтикаСкажите, а как можно назвать их одним словом? (Насекомые)

Игра «Кто, что делает»

Логопед: - Ребята, а расскажите, что умеют делать друзья насекомые Лунтика? Давайте вместе подберем слова-действия!

Логопед: - А кто из насекомых умеет летать? (прыгать, жужжать, ползать, летать, стрекотать, и тд).

Игра: «Один-много» (Слайд 22)

Л: На поляне насекомые живут не по одному, их много. 

-Назовите насекомых, которых вы видите на поляне со словом «много»

- На поляне много бабочек.

Д: Много бабочек. Много комаров. Много мух. Много кузнечиков. Много пчел.

Много стрекоз. Много жуков. Много муравьев. Много божьих коровок.

-Молодцы, всех насекомых назвали!

Логопед: - Правильно, а ещё насекомые любят играть. Вставайте со стульчиков.

Физкультминутка «Стрекоза» (Слайд 23) – движения по тексту.

                             Утром стрекоза проснулась,

                             Потянулась, улыбнулась.

                             Раз – росой она умылась,

                             Два – изящно покружилась,

                             Три – нагнулась и присела

                             На четыре – полетела.

                             У реки остановилась,

                             Над водою закружилась.

Слайд 24.

Логопед: - У Лунтика и его друзей есть ещё одна любимая игра? Это прятки.

Логопед: - Предлагаю поиграть с ними в прятки. Насекомые будут прятаться, а мы с Лунтиком будем их искать. Готовы? (Слайд 24)

Ход игры: 1 щелчок на слайде закрывает глаза Лунтику, дети за ним закрывают глаза. 2 щелчок прячет героя. Дети вместе с Лунтиком на 3 щелчок открывают глаза. Угадывают, кого не стало? (Кто спрятался?) 4 щелчок показывает спрятавшегося героя. Игра повторяется ещё три раза, пока не спрячется каждый герой.

Слайд 25.

Логопед: - Посмотрите, бабочки прилетели и тоже хотят с вами поиграть.

Логопед раздаёт каждому ребёнку в руки бабочку и предлагает им полетать по кабинету под тихую плавную музыку. Перед этим логопед объясняет, что на счёт 3 нужно помочь бабочке сесть на какой-нибудь предмет. Логопед выключает музыкальное сопровождение (На слайде в центре нажать на начало трековой дорожки или включить своё произведение), дети начинают двигаться вместе с бабочками, так, чтобы они не соприкасались друг с другом.

Логопед: - Бабочки летают раз,

Бабочки летают два,

Бабочки летают три,

Уставшей бабочке место найди.

Музыка выключается, и дети сажают своих бабочек на какой-либо предмет.

Логопед спрашивает: Вася, НА какой предмет села твоя бабочка?

Вася – Моя бабочка села НА ….

Таким образом логопед опрашивает всех детей.

Логопед следит за тем, чтобы 1) дети соблюдали правильную конструкцию предложения используя предлог НА и 2) дети давали развёрнутые ответы.

Игра «Помоги жучкам» (Слайд 26)

Логопед: - Лунтик очень добрый и всегда спешит всем на помощь. Давайте и мы с вами поможем жучкам добраться до листиков.

А сначала мы поиграем нашими пальчиками «Комар»

Летит муха вокруг уха: жжж

Летят осы вокруг носа: ссс

Летит комар, на лоб – оп!

А мы его – хлоп!

И к уху: ззз

Отпустим комара? Отпустим!

III. Итог занятия

Логопед: - Ну что же, настала пора прощаться с Лунтиком. (Слайд 27) Вам понравился наш сегодняшний гость. Чем он вам понравился? Что вам больше всего запомнилось? А чтобы вы не забыли Луника и его друзей, они решили подарить вам на память свои фотографии!