Конспект занятия по формированию целостной картины мира с детьми средней группы «Путешествие в прошлое кресла»
план-конспект занятия по окружающему миру

Трацук Ольга Андреевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира с детьми средней группы «Путешествие в прошлое кресла»

Программное содержание:

1. Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло).

2. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).

3. Развивать ретроспективный взгляд на предметы.

4. Воспитывать бережное отношение к предметам мебели.

Предварительная работа: экскурсия с детьми в столярную мастерскую; беседа «Для чего нужна мебель»; чтение сказки «Три медведя».

Оборудование: макет бревна, табурет, стул, кресло; картинки с изображением бревна, стула, табурета, кресла; мультимедийный проектор, экран, компьютер; сказка «Три медведя», иллюстрации к сказке; карточки (табурет, бревно, кресло, стул, шкаф, тарелка).

Ход занятия:

Вводная часть

Занятие проводится в помещении, в котором заранее подготовлены табурет, стул, кресло, бревно.

1. – Ребята, сегодня мы с вами пришли в необычный музей. Все вещи в этом музе волшебные. Они могут рассказать о своем происхождении, о том, что было до того, как они появились. Начнем наше путешествие по музею с этого кресла. Как вы думаете, для чего человек создал кресло? (ответы детей).

Варианты ответов:

- чтобы сидеть

- чтобы было удобно

- чтобы было мягко сидеть

- Неужели оно так необходимо? (ответы детей).

Варианты ответов:

- нет, можно сидеть на чем- нибудь другом!

- оно необходимо, так как на нем сидеть удобнее всего!

- Ребята, если сесть в это кресло, можно узнать, на чем сидели люди до того, как оно появилось. Попробуем?

Основная часть.

2. Воспитатель садится в кресло.

- Ребята, кто - нибудь хочет сесть в наше волшебное кресло? (желающие дети по очереди садятся в кресло).

Воспитатель показывает на экране слайды о древних людях и комментирует:

- мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо и носили шкуры зверей вместо одежды. Посмотрите, в пещере есть предметы, на которых человек мог сидеть? (ответ детей).

- нет

- на чем же он сидел? (ответ детей)

- на земле

Давайте попробуем так сесть.

Дети садятся на корточки, на колени.

- Удобно так сидеть, ребята? Почему? (ответы детей).

Варианты ответов:

- жестко!

- ноги устают!

- холодно сидеть на земле!

- А это что? (обращает внимание детей на бревно). (ответ детей).

- Бревно

- Человек нашел бревно, чтобы сидеть на нем, а не на земле. Давайте сядем на это бревно и посмотрим, удобно ли нам будет.

Дети садятся на бревно.

- Удобно ли вам ребята? (ответы детей).

Варианты ответов:

- бревно шатается

- оно низкое

- Человек придумал другой предмет, на котором было удобнее сидеть (обращает внимание детей на табурет)

- Что это? (ответ детей)

- Табурет

- Посидите по очереди на табурете.

Дети по очереди садятся на табурет.

- На чем удобнее сидеть: на бревне или на табурете? (ответы детей)

- На табурете

- А почему на табурете удобнее сидеть? (ответы детей)

Варианты ответов:

- табурет устойчивый

- он прочный

- он гладкий

- Из каких частей состоит табурет? (ответы детей)

Варианты ответов:

- у табурета четыре ножки и сиденье.

- Если долго сидеть на табурете, то устает спина, поэтому человек приделал к табурету спинку и получился стул.

- Посмотрите на стул. Какой он? (ответы детей)

Варианты ответов:

- деревянный

- большой

- Ребята, а вы знаете какие бывают стулья?

Если кто-нибудь из детей ответит.

Дети по очереди рассказывают о том, какие бывают стулья.

Варианты ответов:

- большие

- маленькие

- с резными ножками

- мягкие

- с высокой спинкой

- на колесиках

- с подлокотниками

Воспитатель показывает на экране слайды с изображением различного вида стульев.

 

Если никто не ответит.

- Ребята, вы любите слушать сказки?

- Сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете какими могут быть стулья. (сказка сопровождается показом иллюстраций).

- Пошла как- то раз Машенька в лес с подружками за грибами и ягодами и заблудилась. Осталась девочка в лесу одна. Тропинка привела Машеньку к избушке. Дверь избушки была открыта. Зашла девочка в дом и видит: стоят посередине избы стол и три стула. Один большой, другой поменьше и третий самый маленький на высоких тонких ножках.

- Кто жил в избушке? (ответы)

- Медведи

- Как звали медведей? (ответы)

- Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.

- Какой стул был у Михаила Ивановича? (ответ детей)

- большой

- Как вы догадались? (ответы)

Варианты ответов:

- Потому что он самый большой

- Потому что он самый старший

- На каком стуле сидел Мишутка? (ответы)

- На маленьком

- Почему? (ответы детей)

Варианты ответов:

- Этот стул самый маленький

- У него высокие тонкие ножки

- Есть подлокотники, чтобы Мишутка не упал

- Вернулись вечером медведи домой, увидели в доме беспорядок и страшно рассердились.

- Ребята, попробуйте теперь посидеть на стуле.

Дети по очереди садятся.

- На чем удобнее сидеть? (ответы детей)

- На стуле удобнее.

- Для чего человек сделал табурет, стул? (ответы)

- Правильно, чтобы сидеть!

- Для чего же ему понадобилось кресло? (ответы)

Варианты ответов:

- Чтобы удобнее было сидеть

- Чтобы спина не уставала

- Чтобы в нем отдыхать

- Почему оно удобнее? (ответы детей)

Варианты ответов:

- Оно мягкое

- Оно широкое

- Оно большое

- Давайте скажем « спасибо» нашему мягкому волшебному креслу за то, что оно помогло нам узнать историю своего рождения.

3. Игра « Разложи по порядку».

- Ребята, сейчас я вам раздам картинки, а вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением стула, бревна, кресла, табурета. (дети работают группами по 4 человека).

4. Игра « Ровным кругом».

- Ребята, кто из вас знает с помощью каких инструментов делают табуреты, стулья, кресла? (ответы детей)

Варианты ответов:

- молоток

- пила

- топор

- гвозди

Если нет ответов, то воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Как прижму его к доске,

Да как дам по голове,

В доску спрячется бедняжка,

Чуть видна его рубашка (гвоздь).

Сам худ, а голова с пуд (молоток).

Воспитатель показывает на экране слайды с изображением инструментов.

- А сейчас мы с вами встанем в круг и представим, что мы мастерим табурет. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Воспитатель и дети образуют круг и идут, произнося:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так…

Воспитатель показывает действие (пилит доску, закручивает шурупы, забивает гвозди, сверлит, рубит топором и т. д.), а дети повторяют и называют его действия.

- Вот молодцы, ребята, красивый и удобный табурет мы смастерили.

5. Игра «Что лишнее?»

- Ребята, перед вами лежат карточки с изображением четырех предметов. Три из них – это предметы, на которых можно сидеть и один, на котором – нельзя. Вы должны определить предмет, на котором сидеть нельзя.

Карточки:

- стул, кресло, шкаф, табурет

- кресло, бревно, тарелка, стул

Дети работают самостоятельно. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Заключительная часть.

6. – Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей)

- В музее

- Что нового узнали? (ответы детей)

Варианты ответов:

- Узнали на чем человек сидел раньше и на чем можно сидеть сейчас

- Узнали из каких частей состоит табурет

- Узнали какие бывают стулья

- Для чего человек придумал кресло? (ответы детей)

- Правильно, для того, чтобы удобно было сидеть.

- Молодцы, ребята! А на следующем занятии по конструированию мы будем делать мебель для кукол. Вы дома подумайте и подберите материал, из которого будете конструировать мебель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста, с ограниченными возможностями познавательной деятельности.

Тема. Государственные праздники.Творческое название: «День защитников Отечества».Цель:  совершенствование знаний воспитанников о празднике Российской армии....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе «Транспорт»

Занятие по формированию целостной картины мира во второй младшей группе.Тема: «Транспорт».Интегрируемые области: «Познание», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».Цель: закрепить п...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Моя семья» (средняя группа)

Занятие способствует формированию у детей представлению о семье и нравственных нормах...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе «Весна пришла!»

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе «Весна пришла!»Цель: Формирование у детей представлений об изменениях происходящих в природе с приходом вес...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе «Весна пришла!»

Цель: Формирование у детей представлений об изменениях происходящих в природе с приходом весны.Задачи:Расширить и систематизировать знания о весне и ее характерных признаках.Развить слуховое и зритель...

Занятие по формированию целостной картины мира «Дикие животные». Средняя группа

Занятие по формированию целостной картины мира «Дикие животные». Средняя группаЗанятие по формированию целостной картины мира«Дикие животные»Предварительная работа: прочитать д...