Метод сенсорной интеграции в условиях ДОУ
статья по развитию речи (младшая группа)

Шимкус Екатерина Сергеевна

Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.   Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела.  Ребёнок должен развивать сенсорную интеграцию, по-разному взаимодействуя с окружающим миром.   Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. 

 «Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции.

 Сенсорная интеграция:

- является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);

 - наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум);

- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);

 - формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Метод был впервые разработан доктором Джейн Эфрис - трудотерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. В начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты. В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер. Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

 

 

Симптомы нарушения сенсорной интеграции

 

Сенсорные системы

Проблемы поведения

гиперфункция

гипофункция

Зрительная

— избегание зрительного контакта

— боязнь яркого света

— боязнь большого количества людей

— неприятие ярких игрушек, человеческого лица

— неподвижный взгляд в одну точку или «сквозь» объект

— стремление к темноте

— недостаточный интерес к картинкам, книгам, телевизору

(все, что характерно для детей в раннем возрасте)

— вращение пальцами, предметами перед глазами

— рассматривание предметов вблизи от глаз

— надавливание на глазные яблоки

— зачарованность цветом или рисунком

— ребенок плохо следит за движущимися объектами, путает схожие предметы, а в дальнейшем в школе – схожие буквы

— фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком; в  школе не может следить за строкой при чтении или списывании с доски

 

Слуховая

— непереносимость бытовых шумов, особенно высоких

— отсутствие реакции на свое имя, на производимые звуки

— стремление закрывать уши

— предпочтение тихих звуков

— разговор шепотом

— отрицательная реакция на музыку

— визг

— жужжание

— скрежет зубами

— кряхтение

— хлопки в ладоши

— постукивание карандашом, кончиками пальцев

— шелест страницами книги

— сминание и разрывание бумаги

— увлеченность слушанием музыки

— эхолалии

Тактильная

— непереносимость прикосновений

— нежелание обнажать кожу

— нежелание прикасаться к незнакомым вещам и текстурам

— отказ от ношения одежды из определенной ткани

-беспокойство от ярлыков на одежде, изнаночных швов

— уклонение от купания и умывания

— болезненные ощущения от малейших царапин

-ходьба на носках

— негативная реакция на ходьбу босиком

— дискомфорт при причесывании или стрижке

— слабая реакция на боль и холод

— нанесение себе повреждений

— стремление трогать все и всех

— прикосновение к себе (теребит волосы, щелкает пальцами, потирание ладоней, грызение ногтей)

— привязанность к необычным по текстуре вещам

— удовольствие от разрывания бумаги, расслоения ткани, пересыпания круп

Проприоцептивная

(мышечно-суставное чувство, управление движениями собственного тела)

— малая интенсивность и скованность движений

— неуверенность движений

трудности при удержании позы

— избегание самых обычных физических действий

-недостаточное приложение силы

— гиперактивность и порывистость движений

— избирательное напряжение отдельных мышц и суставов

— застывание в определенной позе

— сильное надавливание на части тела (трение о стену)

— чрезмерное приложение силы

Вестибулярная

— боязнь высоты

— непереносимость изменения положения тела в пространстве

— избегание лишних и вращательных движений

— вращения

— ерзанье

— взмахи руками

— прыжки

— ходьба, бег по кругу

— балансировка

— карабканье по мебели

Вкусовая

— судорожное зажимание рта

— приверженность определенным продуктам и неприятие других

-отказ от приема пищи (мягкой, липкой, хрустящей)

 

— всеядность

— привязанность к острой пище

— стремление сосать и есть несъедобное

Обонятельная

— боязнь запахов

-головокружение, тошнота от запахов

-постоянное обнюхивание предметов и людей

-привязанность к резким и неприятным запахам

 

Актуальность опыта.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

Работу по сенсорной интеграции у детей осуществляли по нескольким направлениям, а именно:

- В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.

- В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

- В изобразительной деятельности – рисовании, аппликации, лепке.

- В конструктивной деятельности из различных материалов.

- В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

- На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание).

- В индивидуальной работе по музыкальному развитию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

В группе организовали сенсорный центр, в котором представлены игры направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.

Ценность сенсорного центра заключается в его универсальности: здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют.

Сенсорный центр предназначен:

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Что включает в себя сенсорный центр? Сенсорный центр – это несколько видов зон, включающие в себя определенный набор средств, стимулирующих сенсорное развитие детей.

 

В сенсорном уголке могут заниматься дети от 2-х лет. Возрастных ограничений нет, так как можно варьировать степень усложнения заданий. Время проведения игр варьируется в зависимости от возраста.

С помощью сенсомоторном уголка я помогаю детям взглянуть на окружающую действительность с точки зрения тактильного, слухового, обонятельного, зрительного изучения форм, ―рождения образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

Игры с песком являются мощным средством развития тактильной систем. Далее представлены примеры некоторых игр.

 1. Отпечатки наших рук - поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.); - выполнить те же движения, поставив ладонь ребром; - «пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы»; - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, ежиком и т.д.); - пройтись по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя руками одновременно (сначала только указательным, потом – средними, затем – безымянными, большими, и наконец - мизинчиками); - «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола; - сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.

2. «Что же спрятано в песке?» - взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности; - «Мина». Можно в качестве «мины» использовать руку, или любую игрушку. В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. -«Узнай на ощупь», ребенку предлагается на ощупь узнать, что спрятано (вариации игры «Чудесный мешочек»).

3. Откопай разгадку Ребенку рассказывается загадка, а разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее.

4. "Печем куличики» В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. Затем вы говорите о том, что ребенок может поиграть с песком. Обратите внимание малыша на то, что песок прохладный и сыпучий. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даѐм малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.) После этого предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться от ящика с песком. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка), попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый. Затем вы продолжаете рассказ о том, как вы играли в песок, когда были маленьким, как любили приносить в баночке или кувшине воду и поливать песок, тогда он становился мокрым, и из него можно было лепить куличики. Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". Затем мы можем предложить малышу сравнить "куличик" и настоящий овощ. Чем они похожи (формой, размером), чем отличаются (съедобный и несъедобный, твѐрдый и хрупкий). А теперь попробуем "испечь" куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет?

5. Следы Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяет по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). «Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

6. Сказка "Три медведя" Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнѐм наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняются в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нѐм должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку. Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки. 6."Спрячь игрушки" Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке). После того как ребенок отберѐт нужное количество игрушек (природного материала), спрячет их в песке, вы предлагаете достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек) сколько вы попросите. Обратите внимание крохи на то, что вы будет просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнете в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка столько игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около себя". Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек.

7. Упражнение «Песочный дождик» В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

8. Песочная фея. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

9. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное) Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

  Игры с крупами – это универсальное средство. У каждой крупы разная текстура, разный цвет, разный запах. Дети смотрят, трогают и чувствуют запах. А вкус каши дети могут попробовать дома или в детском саду. Перед тем как начать игры с крупами, идет предварительная работа с детьми по ознакомлению с названием круп, их свойств.

  1. «Чудесный мешочек» Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
  2.  «Узнай фигуру» Цель: нахождение геометрической фигуры на ошупь по зрительновоспринимаемому образцу. Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.). Содержание: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.
  3. «Гремушечки» Насыпьте в яички из-под киндерсюрпризов (или любые непрозрачные баночки) по одному виду крупы. Потрясите с ребенком баночки и отметьте, что каждая из них различна по звучанию. Попросите его прислушаться и найти емкости с одинаковыми зернами.
  4.  Рисование Насыпьте крупу на поднос или другую плоскую поверхность и немного разровняйте. Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиком на крупе. - Рисовать пальцем по подносу с крупой простые объекты (круг, квадрат, солнышко, цветочек). - Рисовать грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные).
  5. Бассейн для пальчиков Подготовка: Насыпать крупу (от 1 кг.) в большую емкость (таз, надувная игрушка). Как играть: - Прятать в крупе кисти рук. - Прятать различные небольшие предметы (кубики, шарики, маленькие мячики, ракушки, шишки и т.д.), а потом находить их. - Сжимать и разжимать в крупе кулачок. Можно сопровождать эту игру такими словами: «Вот как пальчики играются: открываются, закрываются». Рекомендации: В данной игре для развития осязания полезнее использовать несколько видов круп.
  6.  Пересыпание Как играть: - Зажимая крупу в кулачок (кулачки), пересыпать ее из одной емкости (тазик, миска, кастрюля) в другую. Как варианты: поднимать кулачок высоко (низко); насыпать крупу в ячейки коробки от конфет. - Пересыпать крупу из одной емкости в другую, зачерпывая стаканчиком (например, воспользоваться набором стаканчиков-вкладышей), различными ложками, совочками. - Пересыпать из одного стаканчика в другой. - Пересыпать мелкую крупу в бутылочку при помощи воронки. Вставить воронку в бутылочку и насыпать в воронку ложкой крупу, наблюдая исчезновение последней.
  7.  Раскладывание Как играть: - Раскладывать фасоль по ячейкам (можно использовать формочки для льда) двумя пальчиками или при помощи большого пинцета.
  8. Просовывание Подготовка: Сделать небольшое отверстие в крышке бутылочки (например, после детского йогурта). Как играть. - Просовывать фасоль (горох) через отверстие в крышке бутылочки.
  9. Просеивание крупы Подготовка: Перемешать в миске манку и горох (фасоль). Приготовить ситечко, ложку, и еще две миски: большую и маленькую. Как играть: - Просеивать смесь круп ситечком, держа его над большей миской (для манки). Оставшуюся фасоль (горох) высыпать в мисочку поменьше. Добавлять смесь круп в ситечко можно ложкой.
  10.  Сортировка Подготовка: Перемешать в миске красную и белую фасоль. Подготовить две миски, желательно, красную и белую. Как играть: - Сортировать фасоль по цвету. Брать по одной двумя пальчиками. - Рисовать пальцем по подносу с крупой простые объекты (круг, квадрат, солнышко, цветочек). - Рисовать грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные).
  11.  Аппликация Подготовка: Нарисовать на листе несложный рисунок при помощи кисти и клея. Как играть: - Насыпать щепотью манку на лист бумаги. Пошлепать по листу ладошкой, придавливая крупу, стряхнуть лишнее. Рекомендации. Эффектно выглядит аппликация на темных листах бумаги. Пластилиновые картинки Подготовка: Размазать пластилин по картону, нанести несложный рисунок зубочисткой или стекой. Как играть: - Выкладывать горох (фасоль, чечевицу) по контуру рисунка. Внутрь контура можно насыпать щепотью рис или гречку.
  12. Вдавливание Подготовка: Сделать лепешку из теста или пластилина. Как играть: - Взять одно зернышко (фасоль, горох, чечевицу) двумя пальцами, положить на лепешку и надавить одним пальчиком. От обратного процесса – вынимания зерен из теста дети получают огромное удовольствие.
  13.  Игра «Чтобы было чисто» Насыпьте горкой мелкую крупу и предложите ребенку собрать ее в пакет с помощью ложки или другого приспособления на ваше усмотрение.
  14. Игра «Золушка» Для этой игры заранее смешивают, например горох с бобами или гречу с фасолью, затем дают поручение ребенку отделить одно от другого.
  15.  Игра «Варежки» Для этой игры в варежки насыпают разную крупу и просят ребенка на ощупь определить какая это крупа. Если ребенок затрудняется можно обратить его внимание на то, что цвет варежки соответствует цвету баночки
  16. цветной шар, зеркало, переливающиеся ткани, бумага, фотообои с изображением природного ландшафта, неоновые палочки, карманные фонарики, цветные стёклышки, пластинки и камешки, бусы, пуговицы, калейдоскоп, фольга, елочные мишура и дождик, газовые и шелковые платки различных цветов, разноцветные перья, мыльные  пузыри, цветные прищепки;
  17. балансировочная доска

Особое внимание уделяем формированию сенсорного восприятия, синтезу сенсорных систем. В совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:

1 тактильная – проприоцептивная – вестибулярная – зрительная,

2 тактильная – слуховая – зрительная,

3 тактильная – вкусовая – обонятельная – зрительная.

Ниже представлена таблица, в которой отражены формы работы, основанные

на сенсорной интеграции в режимных моментах.

Режим дня

Формы работы

Утренний прием

(первая половина дня)

 

Упражнения с рельефными мячиками, игры с детскими спортивными матами; сухой дождь (радужный дождь);

музыкальные книжки, напольные сенсорные дорожки:

мешочки с песком (полоса препятствий). Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик,

матрешек, конструктивных,

разбирающихся по частям предметов и игрушек

НОД

Использование материалов с различной структурой (бархатная бумага, вата). Толкание тяжёлых предметов, игры с тяжёлым мячом.

Ползание ходьба, бег по неровной,

наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности.

Перетягивание каната.

Прыжки на мате, матраце, в мешке, на батуте, через скакалку.

 Прыжки с маракасами в руках.

Прыжки на палочке «лошадка» в ритме музыки.

Имитация движений животных. Движения под музыку, пение песен с движениями.

 Подражание позам и очерёдности движений.

Дневной сон

Прослушивание колыбельных песен, звуков природы в сочетании с  нструментальной музыкой,  релаксационная подушка,  релаксационные игрушки, повязка для глаз.

Заворачивание в одеяло, тяжёлые ткани, утяжеленное одеяло.

 

Игры и совместная

деятельность детей и

взрослых

 

Исследовательские игры с водой, с  песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами.

Футбол бумажным пакетом.

Броски в цель бумажных снежков.

Игры с мыльными пузырями. Перекатывание со спины на живот. Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий.

Пролезание в туннель.

Рассматривание книжек, картинок и фотоальбомов в кресле-мешке

 

 

Важно отметить, что весь материал, собранный в группе, доступен детям, полифункционален, постоянно трансформируется, безопасен, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, игровую, познавательную, творческую и двигательную активность (в том числе развитие мелкой и крупной моторики).

В сотрудничестве с родителями по вопросам всестороннего развития договорились использовать методы и приемы направленные не на передачу готовых знаний ребенку, а о необходимости активизировать процесс познания через включение всех чувственных каналов. Здесь важно отметить, что родители охотно откликаются на совместную реализацию детских проектов, участвуют в создании самых разных коллекций, мини-музеев в группе. Конечно, чтобы достичь такого результата, необходима целенаправленная, систематическая и планомерная работа всего педагогического коллектива. При работе над вопросами сенсорной интеграции в ДОУ используются различные приемы и формы работы – это и дни открытых дверей, и организация работы Родительского клуба, в рамках которых разными специалистами детского сада: учителем-логопедом,  инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями проводятся мастер-классы, круглые столы. Все это помогает сделать родителей нашими союзниками и вовлечь их в организацию педагогической деятельности.

Таким образом, метод сенсорной интеграции внедрен в образовательный процесс не только мной, но и педагогами ДОУ, что поспособствовало включению родителей в образовательный процесс, а также всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

В результате проделанной работы, можно сделать вывод о том, что благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми достигается высокий уровень в работе по сенсорному развитию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_sensornoy_integratsii_v_razvitii_doshkolnikov.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.   Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела.  Ребёнок должен развивать сенсорную интеграцию, по-разному взаимодействуя с окружающим миром.   Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.  

 «Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции.

 Сенсорная интеграция:

- является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);

 - наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум);

- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);

 - формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Метод был впервые разработан доктором Джейн Эфрис - трудотерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. В начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты. В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер. Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции

Сенсорные системы

Проблемы поведения

гиперфункция

гипофункция

Зрительная

— избегание зрительного контакта

— боязнь яркого света

— боязнь большого количества людей

— неприятие ярких игрушек, человеческого лица

— неподвижный взгляд в одну точку или «сквозь» объект

— стремление к темноте

— недостаточный интерес к картинкам, книгам, телевизору

(все, что характерно для детей в раннем возрасте)

— вращение пальцами, предметами перед глазами

— рассматривание предметов вблизи от глаз

— надавливание на глазные яблоки

— зачарованность цветом или рисунком

— ребенок плохо следит за движущимися объектами, путает схожие предметы, а в дальнейшем в школе – схожие буквы

— фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком; в  школе не может следить за строкой при чтении или списывании с доски

Слуховая

— непереносимость бытовых шумов, особенно высоких

— отсутствие реакции на свое имя, на производимые звуки

— стремление закрывать уши

— предпочтение тихих звуков

— разговор шепотом

— отрицательная реакция на музыку

— визг

— жужжание

— скрежет зубами

— кряхтение

— хлопки в ладоши

— постукивание карандашом, кончиками пальцев

— шелест страницами книги

— сминание и разрывание бумаги

— увлеченность слушанием музыки

— эхолалии

Тактильная

— непереносимость прикосновений

— нежелание обнажать кожу

— нежелание прикасаться к незнакомым вещам и текстурам

— отказ от ношения одежды из определенной ткани

-беспокойство от ярлыков на одежде, изнаночных швов

— уклонение от купания и умывания

— болезненные ощущения от малейших царапин

-ходьба на носках

— негативная реакция на ходьбу босиком

— дискомфорт при причесывании или стрижке

— слабая реакция на боль и холод

— нанесение себе повреждений

— стремление трогать все и всех

— прикосновение к себе (теребит волосы, щелкает пальцами, потирание ладоней, грызение ногтей)

— привязанность к необычным по текстуре вещам

— удовольствие от разрывания бумаги, расслоения ткани, пересыпания круп

Проприоцептивная

(мышечно-суставное чувство, управление движениями собственного тела)

— малая интенсивность и скованность движений

— неуверенность движений

трудности при удержании позы

— избегание самых обычных физических действий

-недостаточное приложение силы

— гиперактивность и порывистость движений

— избирательное напряжение отдельных мышц и суставов

— застывание в определенной позе

— сильное надавливание на части тела (трение о стену)

— чрезмерное приложение силы

Вестибулярная

— боязнь высоты

— непереносимость изменения положения тела в пространстве

— избегание лишних и вращательных движений

— вращения

— ерзанье

— взмахи руками

— прыжки

— ходьба, бег по кругу

— балансировка

— карабканье по мебели

Вкусовая

— судорожное зажимание рта

— приверженность определенным продуктам и неприятие других

-отказ от приема пищи (мягкой, липкой, хрустящей)

 

— всеядность

— привязанность к острой пище

— стремление сосать и есть несъедобное

Обонятельная

— боязнь запахов

-головокружение, тошнота от запахов

-постоянное обнюхивание предметов и людей

-привязанность к резким и неприятным запахам

Актуальность опыта.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

Работу по сенсорной интеграции у детей осуществляли по нескольким направлениям, а именно:

- В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.

- В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

- В изобразительной деятельности – рисовании, аппликации, лепке.

- В конструктивной деятельности из различных материалов.

- В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

- На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание).

- В индивидуальной работе по музыкальному развитию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

В группе организовали сенсорный центр, в котором представлены игры направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.

Ценность сенсорного центра заключается в его универсальности: здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют.

Сенсорный центр предназначен:

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Что включает в себя сенсорный центр? Сенсорный центр – это несколько видов зон, включающие в себя определенный набор средств, стимулирующих сенсорное развитие детей.

В сенсорном уголке могут заниматься дети от 2-х лет. Возрастных ограничений нет, так как можно варьировать степень усложнения заданий. Время проведения игр варьируется в зависимости от возраста.

С помощью сенсомоторном уголка я помогаю детям взглянуть на окружающую действительность с точки зрения тактильного, слухового, обонятельного, зрительного изучения форм, ―рождения образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

Игры с песком являются мощным средством развития тактильной систем. Далее представлены примеры некоторых игр.

 1. Отпечатки наших рук - поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.); - выполнить те же движения, поставив ладонь ребром; - «пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы»; - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, ежиком и т.д.); - пройтись по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя руками одновременно (сначала только указательным, потом – средними, затем – безымянными, большими, и наконец - мизинчиками); - «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола; - сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.

2. «Что же спрятано в песке?» - взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности; - «Мина». Можно в качестве «мины» использовать руку, или любую игрушку. В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. -«Узнай на ощупь», ребенку предлагается на ощупь узнать, что спрятано (вариации игры «Чудесный мешочек»).

3. Откопай разгадку Ребенку рассказывается загадка, а разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее.

4. "Печем куличики» В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. Затем вы говорите о том, что ребенок может поиграть с песком. Обратите внимание малыша на то, что песок прохладный и сыпучий. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даѐм малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.) После этого предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться от ящика с песком. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка), попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый. Затем вы продолжаете рассказ о том, как вы играли в песок, когда были маленьким, как любили приносить в баночке или кувшине воду и поливать песок, тогда он становился мокрым, и из него можно было лепить куличики. Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". Затем мы можем предложить малышу сравнить "куличик" и настоящий овощ. Чем они похожи (формой, размером), чем отличаются (съедобный и несъедобный, твѐрдый и хрупкий). А теперь попробуем "испечь" куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет?

5. Следы Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяет по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). «Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

6. Сказка "Три медведя" Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнѐм наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняются в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нѐм должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку. Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки. 6."Спрячь игрушки" Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке). После того как ребенок отберѐт нужное количество игрушек (природного материала), спрячет их в песке, вы предлагаете достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек) сколько вы попросите. Обратите внимание крохи на то, что вы будет просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнете в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка столько игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около себя". Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек.

7. Упражнение «Песочный дождик» В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

8. Песочная фея. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

9. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное) Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

  Игры с крупами – это универсальное средство. У каждой крупы разная текстура, разный цвет, разный запах. Дети смотрят, трогают и чувствуют запах. А вкус каши дети могут попробовать дома или в детском саду. Перед тем как начать игры с крупами, идет предварительная работа с детьми по ознакомлению с названием круп, их свойств.

  1. «Чудесный мешочек» Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
  2.  «Узнай фигуру» Цель: нахождение геометрической фигуры на ошупь по зрительновоспринимаемому образцу. Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.). Содержание: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.
  3. «Гремушечки» Насыпьте в яички из-под киндерсюрпризов (или любые непрозрачные баночки) по одному виду крупы. Потрясите с ребенком баночки и отметьте, что каждая из них различна по звучанию. Попросите его прислушаться и найти емкости с одинаковыми зернами.
  4.  Рисование Насыпьте крупу на поднос или другую плоскую поверхность и немного разровняйте. Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиком на крупе. - Рисовать пальцем по подносу с крупой простые объекты (круг, квадрат, солнышко, цветочек). - Рисовать грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные).
  5. Бассейн для пальчиков Подготовка: Насыпать крупу (от 1 кг.) в большую емкость (таз, надувная игрушка). Как играть: - Прятать в крупе кисти рук. - Прятать различные небольшие предметы (кубики, шарики, маленькие мячики, ракушки, шишки и т.д.), а потом находить их. - Сжимать и разжимать в крупе кулачок. Можно сопровождать эту игру такими словами: «Вот как пальчики играются: открываются, закрываются». Рекомендации: В данной игре для развития осязания полезнее использовать несколько видов круп.
  6.  Пересыпание Как играть: - Зажимая крупу в кулачок (кулачки), пересыпать ее из одной емкости (тазик, миска, кастрюля) в другую. Как варианты: поднимать кулачок высоко (низко); насыпать крупу в ячейки коробки от конфет. - Пересыпать крупу из одной емкости в другую, зачерпывая стаканчиком (например, воспользоваться набором стаканчиков-вкладышей), различными ложками, совочками. - Пересыпать из одного стаканчика в другой. - Пересыпать мелкую крупу в бутылочку при помощи воронки. Вставить воронку в бутылочку и насыпать в воронку ложкой крупу, наблюдая исчезновение последней.
  7.  Раскладывание Как играть: - Раскладывать фасоль по ячейкам (можно использовать формочки для льда) двумя пальчиками или при помощи большого пинцета.
  8. Просовывание Подготовка: Сделать небольшое отверстие в крышке бутылочки (например, после детского йогурта). Как играть. - Просовывать фасоль (горох) через отверстие в крышке бутылочки.
  9. Просеивание крупы Подготовка: Перемешать в миске манку и горох (фасоль). Приготовить ситечко, ложку, и еще две миски: большую и маленькую. Как играть: - Просеивать смесь круп ситечком, держа его над большей миской (для манки). Оставшуюся фасоль (горох) высыпать в мисочку поменьше. Добавлять смесь круп в ситечко можно ложкой.
  10.  Сортировка Подготовка: Перемешать в миске красную и белую фасоль. Подготовить две миски, желательно, красную и белую. Как играть: - Сортировать фасоль по цвету. Брать по одной двумя пальчиками. - Рисовать пальцем по подносу с крупой простые объекты (круг, квадрат, солнышко, цветочек). - Рисовать грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные).
  11.  Аппликация Подготовка: Нарисовать на листе несложный рисунок при помощи кисти и клея. Как играть: - Насыпать щепотью манку на лист бумаги. Пошлепать по листу ладошкой, придавливая крупу, стряхнуть лишнее. Рекомендации. Эффектно выглядит аппликация на темных листах бумаги. Пластилиновые картинки Подготовка: Размазать пластилин по картону, нанести несложный рисунок зубочисткой или стекой. Как играть: - Выкладывать горох (фасоль, чечевицу) по контуру рисунка. Внутрь контура можно насыпать щепотью рис или гречку.
  12. Вдавливание Подготовка: Сделать лепешку из теста или пластилина. Как играть: - Взять одно зернышко (фасоль, горох, чечевицу) двумя пальцами, положить на лепешку и надавить одним пальчиком. От обратного процесса – вынимания зерен из теста дети получают огромное удовольствие.
  13.  Игра «Чтобы было чисто» Насыпьте горкой мелкую крупу и предложите ребенку собрать ее в пакет с помощью ложки или другого приспособления на ваше усмотрение.
  14. Игра «Золушка» Для этой игры заранее смешивают, например горох с бобами или гречу с фасолью, затем дают поручение ребенку отделить одно от другого.
  15.  Игра «Варежки» Для этой игры в варежки насыпают разную крупу и просят ребенка на ощупь определить какая это крупа. Если ребенок затрудняется можно обратить его внимание на то, что цвет варежки соответствует цвету баночки
  16. цветной шар, зеркало, переливающиеся ткани, бумага, фотообои с изображением природного ландшафта, неоновые палочки, карманные фонарики, цветные стёклышки, пластинки и камешки, бусы, пуговицы, калейдоскоп, фольга, елочные мишура и дождик, газовые и шелковые платки различных цветов, разноцветные перья, мыльные  пузыри, цветные прищепки;
  17. балансировочная доска

Особое внимание уделяем формированию сенсорного восприятия, синтезу сенсорных систем. В совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:

1 тактильная – проприоцептивная – вестибулярная – зрительная,

2 тактильная – слуховая – зрительная,

3 тактильная – вкусовая – обонятельная – зрительная.

Ниже представлена таблица, в которой отражены формы работы, основанные

на сенсорной интеграции в режимных моментах.

Режим дня

Формы работы

Утренний прием

(первая половина дня)

Упражнения с рельефными мячиками, игры с детскими спортивными матами; сухой дождь (радужный дождь);

музыкальные книжки, напольные сенсорные дорожки:

мешочки с песком (полоса препятствий). Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик,

матрешек, конструктивных,

разбирающихся по частям предметов и игрушек

НОД

Использование материалов с различной структурой (бархатная бумага, вата). Толкание тяжёлых предметов, игры с тяжёлым мячом.

Ползание ходьба, бег по неровной,

наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности.

Перетягивание каната.

Прыжки на мате, матраце, в мешке, на батуте, через скакалку.

 Прыжки с маракасами в руках.

Прыжки на палочке «лошадка» в ритме музыки.

Имитация движений животных. Движения под музыку, пение песен с движениями.

 Подражание позам и очерёдности движений.

Дневной сон

Прослушивание колыбельных песен, звуков природы в сочетании с  нструментальной музыкой,  релаксационная подушка,  релаксационные игрушки, повязка для глаз.

Заворачивание в одеяло, тяжёлые ткани, утяжеленное одеяло.

Игры и совместная

деятельность детей и

взрослых

Исследовательские игры с водой, с  песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами.

Футбол бумажным пакетом.

Броски в цель бумажных снежков.

Игры с мыльными пузырями. Перекатывание со спины на живот. Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий.

Пролезание в туннель.

Рассматривание книжек, картинок и фотоальбомов в кресле-мешке

Важно отметить, что весь материал, собранный в группе, доступен детям, полифункционален, постоянно трансформируется, безопасен, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, игровую, познавательную, творческую и двигательную активность (в том числе развитие мелкой и крупной моторики).

В сотрудничестве с родителями по вопросам всестороннего развития договорились использовать методы и приемы направленные не на передачу готовых знаний ребенку, а о необходимости активизировать процесс познания через включение всех чувственных каналов. Здесь важно отметить, что родители охотно откликаются на совместную реализацию детских проектов, участвуют в создании самых разных коллекций, мини-музеев в группе. Конечно, чтобы достичь такого результата, необходима целенаправленная, систематическая и планомерная работа всего педагогического коллектива. При работе над вопросами сенсорной интеграции в ДОУ используются различные приемы и формы работы – это и дни открытых дверей, и организация работы Родительского клуба, в рамках которых разными специалистами детского сада: учителем-логопедом,  инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями проводятся мастер-классы, круглые столы. Все это помогает сделать родителей нашими союзниками и вовлечь их в организацию педагогической деятельности.

Таким образом, метод сенсорной интеграции внедрен в образовательный процесс не только мной, но и педагогами ДОУ, что поспособствовало включению родителей в образовательный процесс, а также всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

В результате проделанной работы, можно сделать вывод о том, что благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми достигается высокий уровень в работе по сенсорному развитию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции,   развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....

Модульная программа «Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников»

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физ...

выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...

Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ

Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве  аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ...

Применение метода сенсорной интеграции в условиях ДОУ

Применение метода сенсорной интеграции в условиях ДОУ...