КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «Наш дом»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: «Наш дом»

                      Программное содержание.    

Образовательные задачи:

1).Обогащение словаря по теме «Наш дом».

2). Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома.

3).Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).

Коррекционно-развивающие задачи:

1).Развитие связной речи, внимания, мышления.

2).Умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Воспитательные задачи:

1).Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

2). Воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать.

3).Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

Оборудование: Игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

Предварительная работа воспитателя:

Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье; разучивание пословиц о семье; дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ».

Предварительная работа детей:  Рисование на тему моя семья, Знакомство со стихами о семье.

Словарная работа: активизация слов по теме «Семья»

Этапы

Содержание

Примечание

Вводная часть

- Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим!

-Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

 

Передаем воздушный шарик - солнышко, говоря друг другу ласковое слово.

Основная часть

 

1. Дидактическая игра «Кто где живет?».

- Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

- Где живет лиса? ( Лиса живет в норе)

( волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

2. – А где живет человек? (В доме)

- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

- О большом доме? (домище)

- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

- Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

3. – В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)

- Кто строит дома? (строители)

- Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют  слова-действия)

- Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

- Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

5. Физминутка

- Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки:                        

Кирпичи, бруски и арки.                      

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро,            

Без цемента из раствора.                       

 Дом растет все выше, выше

Есть карниз, труба и крыша.

6. – Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

- Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

- В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

- Какие еще дома увидела Баба-Яга? - Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

– Понравились Бабе-Яге эти дома  и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

- Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

- Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона –                 из пластмассы -                 из бумаги -

из камня –                  из металла -                        изо льда -

из глины —                  из стекла -                           из дерева –

– Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

-Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети изображают, как выкладывают

предметы из коробки.

 

 

 

Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, а потом встают на носки.

 

 

 

 

 

Детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

Подведение итогов:  Ребята мы сегодня с вами  поиграли в разные игры,  какие игры вам понравились больше всего? Что интересного, вы узнали сегодня на нашем занятии? (Ответы детей)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: «Наш дом»

                      Программное содержание.        

Образовательные задачи:

1).Обогащение словаря по теме «Наш дом».

2). Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома.

3).Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).

Коррекционно-развивающие задачи:

1).Развитие связной речи, внимания, мышления.

2).Умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Воспитательные задачи:

1).Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

2). Воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать.

3).Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

Оборудование: Игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

Предварительная работа воспитателя:

Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье; разучивание пословиц о семье; дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ».

Предварительная работа детей:  Рисование на тему моя семья, Знакомство со стихами о семье.

Словарная работа: активизация слов по теме «Семья»

Этапы

Содержание

Примечание

Вводная часть

- Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим!

-Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

Передаем воздушный шарик - солнышко, говоря друг другу ласковое слово.

Основная часть

1. Дидактическая игра «Кто где живет?».

- Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

- Где живет лиса? ( Лиса живет в норе)

( волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

2. – А где живет человек? (В доме)

- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

- О большом доме? (домище)

- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

- Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

3. – В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)

- Кто строит дома? (строители)

- Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют  слова-действия)

- Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

- Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

5. Физминутка

- Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки:                        

Кирпичи, бруски и арки.                      

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро,            

Без цемента из раствора.                       

 Дом растет все выше, выше

Есть карниз, труба и крыша.

6. – Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

- Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

- В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

- Какие еще дома увидела Баба-Яга? - Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

– Понравились Бабе-Яге эти дома  и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

- Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

- Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона –                 из пластмассы -                 из бумаги -

из камня –                  из металла -                        изо льда -

из глины —                  из стекла -                           из дерева –

– Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

-Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

Дети изображают, как выкладывают

предметы из коробки.

Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, а потом встают на носки.

Детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей.

Заключительная часть

Подведение итогов:  Ребята мы сегодня с вами  поиграли в разные игры,  какие игры вам понравились больше всего? Что интересного, вы узнали сегодня на нашем занятии? (Ответы детей)

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Занятия по развитию речи по теме: « Грамматический строй речи в средней группе, с использованием ИКТ». « Наш любимый К. И. Чуковский».средняя группа.

Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.-Учить понимать юмор его произведений.В процессе занятия дети знакомяться с такими произведениями, как "Мойдодыр", 2Муха-цокотуха&qu...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в средней группе. Тема: «Фрукты»

Развитие грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе. Тема. Винительный падеж существительных . «Овощи»

Вашему вниманию представлен подробный конспект  занятия  по формированию  лексико-грамматичского строя  речи в средней логопедичексой группе....

Конспект НОД Конспект Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в средней группе. Тема: «Фрукты»

Цель:  Развитие грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста. Задачи:  Образовательные- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов....