Развитие речи " Путешествие в страну сказок". Технология ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мингалева Ирина Владимировна

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме:
                                         «Путешествие в страну сказок».
                                                        (Технология ТРИЗ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
                                                         Д/С № 27 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

                Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме:
                                        «Путешествие в страну сказок».
                                                       (Технология ТРИЗ)



                   

 Воспитатель: Мингалева И.В.



                                                                                           

                                                                                      2019

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы  по теме: «Путешествие в страну сказок», с использованием технологии ТРИЗ.

        Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.
             
Образовательные задачи:

  1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
  2. Учить узнавать сказочных героев.
  3. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.
  4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
  5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый - злой, весёлый — грустный,
    здоровый — больной и другие.
  6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
  7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.

       8.    Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на  вопросы,    слушать другого ребёнка, не перебивая.

Ход занятия:
Стулья стоят полукругом около доски. Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.

В: Ребята, вы любите сказки?

Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок.
Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и  авторскими.
-
Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается). 

Итак, путешествие в страну сказок начинается!

В: « В мире много сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка — впереди.

Сказке в дверь мы постучимся,

Сказка, в гости ты нас жди».
В: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.

«Если сказку назовёшь,
То цветок с собой возьмёшь».
В: Назовите свою любимую сказку.
Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок»
В :
Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.
Слышите, звучит музыка, она приглашает нас в страну  сказок.

В: Повертелись, покружились в стране сказок очутились!

В: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки-невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и быстро называйте. 
Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец — Иванушка, Золушки, Золотая Рыбка, Карлсон, Царевна — лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля.
В:
Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.
На доске плакат «Сказочная путаница».
В:
Посмотрите, что он сделал?
Д: Он перепутал все сказки.
В:
А какие сказки он перепутал? Назовите их.
Д : «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка».
В:
Верно. А что перепутал на картине волшебник?
Д: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.
Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.
Медведь несёт не Бабу -Ягу, а Машеньку.
Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью».
Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.
(Воспитатель снимает плакат с доски).
В:
«Все мы сказки разгадали,
И героев всех нашли.
Нужно дальше нам идти».

(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем).
В: «
По тропинке мы пойдём,
     Через мостик перейдём».
(«Мостик» — две дуги. Дети проходят между ними).

В: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. 
- Весёлый — грустный,
- Добрый — злой,
- Смелый — трусливый,
- Старый — молодой,
- Сильный — слабый,
- Здоровый — больной,
- Умный — глупый,
- Вежливый — грубый,
- Сытый — голодный,
- Могучий — слабый,
- Озорной — послушный,
- Ленивый — трудолюбивый.

«Мостик» убирается.
Использование средств ИКТ. На экране телевизора — «тени» сказочных персонажей.
В:
Волшебник спрятал героев. Если мы их разгадаем, от волшебства мы их избавим».
В:
Называем тень и из какой сказки этот герой.
Д: Это Баба-Яга, Кот в сапогах,  Емеля, Русалочка, Буратино,  Змей Горыныч, Красная Шапочка,  Карлсон.
В:
Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.
Физминутка     

 «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка.  (дети шагают)

Стоит задом наперед. (дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

Закрыли все окна башни? Все на месте?
В: Наше путешествие продолжается. Ребята, а что это за дерево, и из какой оно сказки?
(Ответы детей). Дети подходят к яблоне, на ней висят яблоки с загадками.

Загадки 

Он хозяина любил,

Верно он ему служил.

Сапоги носил и злого

Людоеда победил.

(Кот в сапогах)

***

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга – лесная бабка,

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках)

***

Был друг у Ивана

Немножко горбатым,

Но сделал счастливым его

И богатым.

(Конек-горбунок)

***

С ним Малыш знаком давно,

Он к нему влетел в окно.

(Карлсон)

***

Что старик закинул в море,

Чтобы рыбку изловить,

Чтоб старухе не простою,

А хозяйкой моря быть?

(Невод)

***

Много серебра и злата

В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет.

(Кощей Бессмертный)

***

Стрела у Ивана,

Как птица в полете.

Жена у Ивана

Живет на болоте.

(Царевна-лягушка)

***

Щуку я в пруду поймал

И желанье загадал.

(Емеля)


В:
Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.
В: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты — линии.
В:
Какая  это линия?
(Воспитатель показывает волнистую линию на доске).
Д : Это волнистая линия.
В :
Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
Д : Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
В :
Перечислите героев сказок с таким характером.
Д: Золушка, Белоснежка, Царевна-Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
В:
Верно, а почему?
Д: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).
(На доске ломаная линия).
В:
Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Д: Нет.
В:
На что похожа эта линия?
Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
В:
Так значит обладающие каким характером герои могут быть изображены этой линией?
Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
В:
Перечислите их.
Д: Кощей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча).
В:
Верно. А как зовут этого героя?
Д: Его зовут Иван-Царевич.
В:
Какой линией можно его нарисовать?
Д: Можно нарисовать прямой линией.
В:
Почему? Какой он по характеру?
Д: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.
В:
Перечислите героев, которые обладают таким характером.
Д: Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.
(На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)
(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу).
В:
Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
Д: Его зовут Буратино.
В:
Какой он по характеру?
Д: Весёлый, озорной, смешной.
В:
Почему такой линией? На что она похожа?
Д: Она похожа на улыбку.
В:
Какие персонажи с таким характером вам известны?
Д: Емеля, Буратино, Карлсон, Колобок.
В :
Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. (Дети проходят к столам, работа в подгруппах)
В:
Ребята,  волшебника совсем не слушалась его волшебная палочка, и вот что у него получилось со сказками.
«Вы на схему посмотрите
Сказку вместе назовите».
На столах  мнемотаблицы  (схемы сказок).

 Рефлексия        
В: Молодцы!
Вам понравилось путешествовать по сказкам?
Д: Да.
В: За ваше старанье и выполненные задания волшебник вам дарит золотые медальки.

В: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?

(Дети отвечают.)

В: Нам пора возвращаться в свою группу. Вспомним наше волшебство. 
«Повертелись, покружились  в группу мы свою вернулись».

В: «Верить в сказку - это счастье,

      И тому, кто верит,

     Сказка обязательно отворит все двери».

звучит аудиозапись «Сказки гуляют по свету».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в страну сказок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну сказок"

Занятие в первой младшей группе по развитию речи "Путешествие в страну сказок". Данное занятие может быть использовано воспитателями. На занятии дети закрепляют знания о русских нардных сказках,...

Открытое занятие в старшей группе по развитие речи «Путешествие в страну Сказок»

Цель: Совершенствование математических знаний посредством игровой деятельности и художественного слова.Образовательные задачи: 1.Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7.2. Закрепить пр...

конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну сказок"

Слайд 1:  Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в страну сказок»Цель: формирование эмоционального отношения к сказкам.Задачи:·...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Сказок" для старшей группы

занятие в интересной форме воспитывает у детей интерес к народному фольклору, обобщает знания детей, развивает эмоционально-образное восприятие детей....

Открытый показ занятия ОО Речевому развитию Развитие речи «Путешествие в страну сказок»

Открытый показ занятия ОО Речевому развитию Развитие речи «Путешествие в страну сказок»Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.Программные задачи:- закрепить знания о сказках;- з...