План работы по самообразованию
материал по развитию речи (младшая группа)

Аксёнова Людмила Викторовна

«Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение -

детский сад № 1 «Улыбка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

закрытого административно – территориального образования

посёлок Солнечный Красноярского края

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр»

Аксенова Людмила Викторовна

ЗАТО п. Солнечный

2023 г.

Актуальность выбранной темы.

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия..

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

 В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.

 Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.

А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

 Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.

Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Цель работы: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей 3-4 лет, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Задачи:         

 способствовать активизации словаря детей 3-4 лет,

-развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь;

- расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т.д.;

- учить слова, обозначающие пространство- вперед, назад;

-поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи;

-обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;

 побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

 способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

 совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;

 формировать грамматический строй речи;        

 изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

 выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста;

 определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

 привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

 представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

Формы работы с детьми:

 совместная деятельность воспитателя с детьми:

 индивидуальная работа с детьми

 свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

 анкетирование родителей

 консультации

 индивидуальные и групповые беседы

 родительские собрания

 оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)

 привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.        

Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты:  к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

План работы по самообразованию

Мероприятие

Практический выход, форма работы

Сентябрь-октябрь

Составить перспективный план работы по самообразованию

Спрогнозировать результаты самообразования

Изучить нормативные акты в сфере дошкольного образования по теме «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр»

Подобрать и изучить методическую литературу по теме «Развитие речи детей 3-4 лет»

Изучить публикации в периодических изданиях по теме самообразования.

Провести консультацию с родителями «Дидактическая игра, как средство развития речи детей 3-4 лет»

Провести анкетирование родителей «Развитие речи у детей 3-4 лет» 

Провести педагогическую диагностику детей по речевому развитию

Провести беседы с детьми «Кто как разговаривает?», «Зачем мы говорим?»

Подобрать дидактический материал, игровое оборудование

Ноябрь

Изучить методическую литературу по теме «Развитие речи дошкольников 3-4 лет».

Изучить публикации в периодических изданиях на тему: Роль дидактических игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Изучить передовой педагогический опыт по теме самообразования

Оформить выставку литературы и наглядного материала для родителей по теме сомообразования

Проанализировать результаты анкетирования и диагностики

Выступить на родительском собрании " Роль семьи в развитии речи детей"

Оформить папку-передвижку для педагогов «Речевые игры»

Провести консультацию для педагогов «Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста».

Разработать конспекты ООД

Провести беседы, ООД с детьми «игрушки в гости к нам пришли», «Спрячем мышку», «Разноцветная посуда».

Принять участие в семинаре, вебинаре, конкурсе

Декабрь

Изучить методическую литературу по теме «Дидактические игры в детском саду».

Изучить публикации в периодических изданиях по теме самообразования

Изучить передовой педагогический опыт

Оформить уголок в группе по теме самообразования

Провести беседы, ООД с детьми «Расскажи про зиму»

Разработать рекомендации для родителей «Дидактические игры в домашних условиях»

Январь

Изучить методическую литературу Е.С.Рычагова «Игры-занятия со звучащим словом »

 

Изучить публикации в периодических изданиях

Изучить передовой педагогический опыт

Провести беседы, ООД с детьми «Подбери словечко»

Оформить папку-передвижку «Развитие речи детей 3-4 лет, через дидактическую игру»

Провести открытый показ ООД для педагогов по теме самообразования

Оформить презентацию «Дидактические игры по речевому развитию дошкольников 3-4 лет своими руками»

Принять участие в семинаре, вебинаре, конкурсе

Февраль

Изучить методическую литературу Богуславская З.М Смирнова Е.О. « Развивающие игры для детей

младшего дошкольного возраста».

Изучить публикации в периодических изданиях

Изучить передовой педагогический опыт

Провести беседы, ООД с детьми

Организовать совместное мероприятие для детей и родителей "Играем и развиваемся"

Посетить ООД с детьми других педагогов ДОО (взаимопосещения)

Подготовить материалы для мастер-класса " Дидактические игры как средство развития речи детей"

Разработать рекомендации для педагогов

Март

Изучить методическую литературу А.Андреева «30 уроков мелкой моторики рук», С.В.Лесина «Индивидуальное развитие детей в дошкольных

образовательных учреждениях»

Изучить публикации в периодических изданиях

Изучить передовой педагогический опыт

Провести беседы, ООД с детьми

Оформить выставку литературы и наглядного материала для педагогов

Провести мастер-класс для педагогов "Использование дидактических игр и упражнений в работе с дошкольниками"

Организовать совместную деятельность детей и родителей «Речевые игры»

Принять участие в семинаре, вебинаре, конкурсе

Апрель

Изучить методическую литературу . Ермакова, И.А. «Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для детей».

Изучить публикации в периодических изданиях

Изучить передовой педагогический опыт

Провести беседы, ООД с детьми «Чему мы научились?»

Провести открытый показ ООД для родителей: итоговое занятие

Оформить выставку детских достижений по теме самообразования

Май

Провести педагогическую диагностику детей

Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию

Обобщить результаты самообразования, написать отчет

Подготовить презентацию, видео- или фотоотчет

Выступить с отчетом на итоговом педсовете

Выступить с отчетом на родительском собрании

Подготовить материалы для публикации на своей странице и сайте ДОО

Подготовить материалы для публикации в профессиональном журнале

<...>

<...>

Список использованной литературы

1. Акимова, Г.Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7».

2. Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду».

3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в второй младшей группе

детского сада.

4. Галанова, Т.В. Развивающие игры с детьми трёх-четырех  лет.

5. Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для

детей.

6. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду.

7. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя

группа)

8. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие./

Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П.Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с

9. А.Андреева «30 уроков мелкой моторики рук»

10. С.В.Лесина «Индивидуальное развитие детей в дошкольных

образовательных учреждениях»

11. Е.С.Рычагова «Игры-занятия со звучащим словом »

12. Бубнова А.Х. «Развитие речи».

13. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду».

14. Богуславская З.М Смирнова Е.О. « Развивающие игры для детей

младшего дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...