«Викторина по сказкам К.И.Чуковского»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Овчинникова Т. В.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11

с приоритетным осуществлением по физическому развитию детей

Невского района  Санкт – Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конспект занятия

по развитию речи

 

Для детей средней группы.

на тему: «Викторина по сказкам К.И.Чуковского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овчинникова Т.В.

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2023г

 

 

 

 

 

 

Образовательная область:

речевое развитие

 

 

Интегрированные области:

социально-коммуникативное развитие

 

 

Цель:

создание условий для обобщения и расширения знаний детей произведений К.И.Чуковского

Задачи:

 

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству К.И.Чуковского;
  • воспитывать культуру общения;
  • воспитывать умение выслушивать товарища, не перебивая его;
  • воспитывать культуру общения разговора по телефону;

Развивающие:

  • развивать  память, внимание, умение быстро находить правильно ответ;
  • развивать умение работать в команде;

Образовательные:

  • расширить представления детей о творчестве К.И.Чуковского, познакомить с загадками;
  • совершенствовать грамотный строй речи;
  • закрепить умение отгадывать загадки.

 

 

Материалы и оборудование:

  • в группе оформлена выставка книг по сказкам и произведениям К.И.Чуковского, портрет К.И.Чуковского
  • телеграмма;
  • игрушка или картинка с изображением бегемота;
  • посылка («спрятана» на видном месте до прихода детей в группу) с вещами: телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, монета, спички, калоша, солнышко (игрушка или картинка), фотокарточка К.И.Чуковского;
  • ромашка, на лепестках которой написаны загадки по произведениям К.И.Чуковского (заранее после прихода детей в группу незаметно для всех положить в шкафчик к любому ребёнку);
  • настоящий телефон;
  • лист с загадками (заранее положить в коридор на стол).

 

 

Словарная работа

Гиппопотам, сито, калоша

 

 

Предварительная работа:

Чтение и театрализация сказок К.И.Чуковского,  организация выставки книг и сборников сказок К.И.Чуковского, рассматривание иллюстраций, знакомство с портретом К.И.Чуковского, беседы о том, как нужно разговаривать по телефону.

 

Ход деятельности.

 

Дети сидят на стульчиках на ковре. Входит младший воспитатель, который  приносит телеграмму со словами:

- Вот вам телеграмма от гиппопотама. Вручает телеграмму воспитателю. Воспитатель читает телеграмму:

- Помогите! Сказки перепутались. Если вы не поможете, то он не приедет. Гиппопотам.

- Гиппопотам… Кто это? Кто знает, кто такой гиппопотам? (ответы детей). Гиппопотам – это бегемот (показывает картинку или игрушку бегемота). Это животное можно называть и бегемотом, и гиппопотамом. Это одно и то же.

- Но почему он нам прислал телеграмму? (перечитывает телеграмму) Какие сказки?.. Кто не придёт?..

Обращается к младшему воспитателю:

- Больше ничего не передавали? (нет)

- Что-то здесь не то. Может, мы что-то упустили, не заметили, и в группу принесли ещё что-то кроме телеграммы, только нас не предупредили? (посылку).

Дети приносят посылку воспитателю. На посылке написан адрес: Россия, г.Ярославль, детский сад № 75, группа № 6. Убеждаемся, что эта посылка для нас.

- Давайте откроем и посмотрим, что там.

В посылке вещи, фотокарточка К.И.Чуковского, сверху лежит записка. Воспитатель читает записку:

- Эти вещи из сказок, которые написал этот человек (фотография прилагается).

Рассматриваем фотографию.

- Кто это? (ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

- Какие сказки К.И.Чуковского вы знаете? (ответы детей)

- Ну, что ж, давайте посмотрим, какие вещи лежат в посылке и из каких они сказок.

Дети по очереди достают вещи из посылки, показывают всем, обсуждают из какой сказки эта вещь, произносят строчки из произведения.

Телефон – из сказки «Телефон» («У меня зазвонил телефон…»),

воздушный шарик – из сказки «Тараканище» («Ехали медведи на велосипеде … А комарики – на воздушном шарике…»),

 мыло – из сказки «Мойдодыр» («... Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса…»,

блюдце – из сказки «Федорино горе» («… И сказали блюдца: «Не лучше б вернуться»…)

термометр (градусник) – из сказки «Айболит» («… И ставит, и ставит им градусники…»,

сито – из сказки «Федорино горе» («… Скачет сито по полям…),

монета (денежка) – из сказки «Муха-цокотуха» («... Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…»),

калоша – из сказки «Телефон» («…Мой милый, хороший, пришли мне калоши, и мне, и жене, и Тотоше…»),

спички – из сказки «Путаница» («…А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли…»)

солнышко (игрушка или картинка) – из сказки «Краденое солнце» («…Выплюнь солнышко скорей…»)

 

В тот момент, когда из посылки достаются сито и калоша, воспитатель спрашивает у детей, что это за предмет и для чего он нужен.

Сито – посуда, для просеивания муки, чтобы мучные комочки не попали в тесто.

Калоша (галоша) – обувь, надевается на валенки, чтобы валенок не промок в сырую погоду или тогда, когда снег тает и образуются лужи.

 

На дне посылки прикреплена записка с заданием. Воспитатель читает задание:

- У …. (имя ребенка) в шкафчике лежит ромашка. Она не простая, а с заданиями.

Дети приносят ромашку, рассматривают её.

По очереди (те, кто ещё не участвовал)  походят к ромашке, берут лепесток и передают воспитателю. Воспитатель читает задание, дети отгадывают название сказки.

  1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
  2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
  3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
  4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
  5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка  убийства? («Муха - Цокотуха», «Бармалей»)
  6. На ком совершал путешествие в Африку Айболит? (Волки, кит, орлы)
  7. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце»)

 

На серединке ромашки написано задание:

- Нужно взбодриться! Давайте проведём физкультминутку (повторяют за воспитателем движения, соответствующие строчкам стихотворения):

Нас не надо вам лечить, (шагают на месте)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)

 

- Мы много сказок распутали. А кто помнит, зачем мы это делали? (ответы детей) Как вы думаете, к гиппопотаму приехал тот, кого он ждал? А как вы думаете, кто должен был приехать к бегемоту? (ответы детей). А как нам узнать, помогли мы ему или нет? Что можно сделать? (ответы детей). А давайте мы ему позвоним. У меня как раз есть его телефон. А вы знаете, как надо разговаривать по телефону? (ответы детей). Нужно поздороваться, назвать своё имя, спросить или рассказать, что хотел, а в конце попрощаться.

Воспитатель набирает номер на настоящем телефоне (своём), связывается с «бегемотом». Передаёт трубку любому ребёнку для разговора, включает громкую связь.

«Бегемот» рассказывает, что ждал он Айболита, и Айболит приехал благодаря помощи ребят. В благодарность за помощь бегемот прислал ребятам загадки, которые написал сам Корней Иванович Чуковский. Он отправил их факсом в нашу группу (лист с загадками лежит в коридоре на столике).

Дети приносят загадки, воспитатель читает, дети отгадывают.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная! (Коньки)

 Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

- Интересные загадки придумал Корней Иванович Чуковский? Теперь мы будем знать, что К.И.Чуковский придумал не только любимые нами сказки, но и загадки. Спасибо Бегемоту, что он их нам прислал. Может, мы тоже что-нибудь отошлём Бегемоту? Что мы можем сделать сами, своими руками? (ответы и предположения детей).

 

Примечание: можно предложить детям вечером (в свободное время) или дома с родителями нарисовать рисунки по сказкам К.И.Чуковского, раскрасить аккуратно раскраски по сказкам К.И.Чуковского, сделать из пластилина поделки героев из сказок К.И.Чуковского и т.д.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_skazkam_k.i.chukovskogo.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11

с приоритетным осуществлением по физическому развитию детей

Невского района Санкт – Петербурга

конспект занятия

по развитию речи

Для детей средней группы.

на тему: «Викторина по сказкам К.И.Чуковского»

Овчинникова Т.В.

Воспитатель

Санкт – Петербург

2023г

Образовательная область:

речевое развитие

Интегрированные области:

социально-коммуникативное развитие

Цель:

создание условий для обобщения и расширения знаний детей произведений К.И.Чуковского

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству К.И.Чуковского;
  • воспитывать культуру общения;
  • воспитывать умение выслушивать товарища, не перебивая его;
  • воспитывать культуру общения разговора по телефону;

Развивающие:

  • развивать память, внимание, умение быстро находить правильно ответ;
  • развивать умение работать в команде;

Образовательные:

  • расширить представления детей о творчестве К.И.Чуковского, познакомить с загадками;
  • совершенствовать грамотный строй речи;
  • закрепить умение отгадывать загадки.

Материалы и оборудование:

  • в группе оформлена выставка книг по сказкам и произведениям К.И.Чуковского, портрет К.И.Чуковского
  • телеграмма;
  • игрушка или картинка с изображением бегемота;
  • посылка («спрятана» на видном месте до прихода детей в группу) с вещами: телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, монета, спички, калоша, солнышко (игрушка или картинка), фотокарточка К.И.Чуковского;
  • ромашка, на лепестках которой написаны загадки по произведениям К.И.Чуковского (заранее после прихода детей в группу незаметно для всех положить в шкафчик к любому ребёнку);
  • настоящий телефон;
  • лист с загадками (заранее положить в коридор на стол).

Словарная работа

Гиппопотам, сито, калоша

Предварительная работа:

Чтение и театрализация сказок К.И.Чуковского, организация выставки книг и сборников сказок К.И.Чуковского, рассматривание иллюстраций, знакомство с портретом К.И.Чуковского, беседы о том, как нужно разговаривать по телефону.

Ход деятельности.

Дети сидят на стульчиках на ковре. Входит младший воспитатель, который приносит телеграмму со словами:

- Вот вам телеграмма от гиппопотама. Вручает телеграмму воспитателю. Воспитатель читает телеграмму:

- Помогите! Сказки перепутались. Если вы не поможете, то он не приедет. Гиппопотам.

- Гиппопотам… Кто это? Кто знает, кто такой гиппопотам? (ответы детей). Гиппопотам – это бегемот (показывает картинку или игрушку бегемота). Это животное можно называть и бегемотом, и гиппопотамом. Это одно и то же.

- Но почему он нам прислал телеграмму? (перечитывает телеграмму) Какие сказки?.. Кто не придёт?..

Обращается к младшему воспитателю:

- Больше ничего не передавали? (нет)

- Что-то здесь не то. Может, мы что-то упустили, не заметили, и в группу принесли ещё что-то кроме телеграммы, только нас не предупредили? (посылку).

Дети приносят посылку воспитателю. На посылке написан адрес: Россия, г.Ярославль, детский сад № 75, группа № 6. Убеждаемся, что эта посылка для нас.

- Давайте откроем и посмотрим, что там.

В посылке вещи, фотокарточка К.И.Чуковского, сверху лежит записка. Воспитатель читает записку:

- Эти вещи из сказок, которые написал этот человек (фотография прилагается).

Рассматриваем фотографию.

- Кто это? (ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

- Какие сказки К.И.Чуковского вы знаете? (ответы детей)

- Ну, что ж, давайте посмотрим, какие вещи лежат в посылке и из каких они сказок.

Дети по очереди достают вещи из посылки, показывают всем, обсуждают из какой сказки эта вещь, произносят строчки из произведения.

Телефон – из сказки «Телефон» («У меня зазвонил телефон…»),

воздушный шарик – из сказки «Тараканище» («Ехали медведи на велосипеде … А комарики – на воздушном шарике…»),

мыло – из сказки «Мойдодыр» («... Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса…»,

блюдце – из сказки «Федорино горе» («… И сказали блюдца: «Не лучше б вернуться»…)

термометр (градусник) – из сказки «Айболит» («… И ставит, и ставит им градусники…»,

сито – из сказки «Федорино горе» («… Скачет сито по полям…),

монета (денежка) – из сказки «Муха-цокотуха» («... Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…»),

калоша – из сказки «Телефон» («…Мой милый, хороший, пришли мне калоши, и мне, и жене, и Тотоше…»),

спички – из сказки «Путаница» («…А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли…»)

солнышко (игрушка или картинка) – из сказки «Краденое солнце» («…Выплюнь солнышко скорей…»)

В тот момент, когда из посылки достаются сито и калоша, воспитатель спрашивает у детей, что это за предмет и для чего он нужен.

Сито – посуда, для просеивания муки, чтобы мучные комочки не попали в тесто.

Калоша (галоша) – обувь, надевается на валенки, чтобы валенок не промок в сырую погоду или тогда, когда снег тает и образуются лужи.

На дне посылки прикреплена записка с заданием. Воспитатель читает задание:

- У …. (имя ребенка) в шкафчике лежит ромашка. Она не простая, а с заданиями.

Дети приносят ромашку, рассматривают её.

По очереди (те, кто ещё не участвовал) походят к ромашке, берут лепесток и передают воспитателю. Воспитатель читает задание, дети отгадывают название сказки.

  1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
  2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
  3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
  4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
  5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха - Цокотуха», «Бармалей»)
  6. На ком совершал путешествие в Африку Айболит? (Волки, кит, орлы)
  7. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце»)

На серединке ромашки написано задание:

- Нужно взбодриться! Давайте проведём физкультминутку (повторяют за воспитателем движения, соответствующие строчкам стихотворения):

Нас не надо вам лечить, (шагают на месте)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
(поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
(руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим,
(«машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?
(«глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
(шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.
(Показывают, какие сильные)

- Мы много сказок распутали. А кто помнит, зачем мы это делали? (ответы детей) Как вы думаете, к гиппопотаму приехал тот, кого он ждал? А как вы думаете, кто должен был приехать к бегемоту? (ответы детей). А как нам узнать, помогли мы ему или нет? Что можно сделать? (ответы детей). А давайте мы ему позвоним. У меня как раз есть его телефон. А вы знаете, как надо разговаривать по телефону? (ответы детей). Нужно поздороваться, назвать своё имя, спросить или рассказать, что хотел, а в конце попрощаться.

Воспитатель набирает номер на настоящем телефоне (своём), связывается с «бегемотом». Передаёт трубку любому ребёнку для разговора, включает громкую связь.

«Бегемот» рассказывает, что ждал он Айболита, и Айболит приехал благодаря помощи ребят. В благодарность за помощь бегемот прислал ребятам загадки, которые написал сам Корней Иванович Чуковский. Он отправил их факсом в нашу группу (лист с загадками лежит в коридоре на столике).

Дети приносят загадки, воспитатель читает, дети отгадывают.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная! (Коньки)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

- Интересные загадки придумал Корней Иванович Чуковский? Теперь мы будем знать, что К.И.Чуковский придумал не только любимые нами сказки, но и загадки. Спасибо Бегемоту, что он их нам прислал. Может, мы тоже что-нибудь отошлём Бегемоту? Что мы можем сделать сами, своими руками? (ответы и предположения детей).

Примечание: можно предложить детям вечером (в свободное время) или дома с родителями нарисовать рисунки по сказкам К.И.Чуковского, раскрасить аккуратно раскраски по сказкам К.И.Чуковского, сделать из пластилина поделки героев из сказок К.И.Чуковского и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"

1. Использовала мультемедийный материал с  портала "Социальная сеть работников образования".2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их д...

Викторина по сказкам К.И.Чуковского.

Детям предлагается полететь на воздушном шарике в страну сказок, где их ждут разные вопросы и интересные задания....

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

   Способствует расширению знаний о любимых сказках детей дошкольного возраста, об их необычных персонажах, которые так близки каждому ребенку....

Литературная викторина по сказкам К.И.Чуковского

Литературная викторина для детей младшего  возраста по сказкам К.И.Чуковского...

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского «В гостях у сказки»

Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского...

Что за прелесть эти сказки! Викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге. Задачи:1. Закрепить знания детей о творчестве К.И.Чуковского....