«Викторина по сказкам К.И.Чуковского»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Овчинникова Т. В.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11

с приоритетным осуществлением по физическому развитию детей

Невского района  Санкт – Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конспект занятия

по развитию речи

 

Для детей средней группы.

на тему: «Викторина по сказкам К.И.Чуковского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овчинникова Т.В.

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2023г

 

 

 

 

 

 

Образовательная область:

речевое развитие

 

 

Интегрированные области:

социально-коммуникативное развитие

 

 

Цель:

создание условий для обобщения и расширения знаний детей произведений К.И.Чуковского

Задачи:

 

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству К.И.Чуковского;
  • воспитывать культуру общения;
  • воспитывать умение выслушивать товарища, не перебивая его;
  • воспитывать культуру общения разговора по телефону;

Развивающие:

  • развивать  память, внимание, умение быстро находить правильно ответ;
  • развивать умение работать в команде;

Образовательные:

  • расширить представления детей о творчестве К.И.Чуковского, познакомить с загадками;
  • совершенствовать грамотный строй речи;
  • закрепить умение отгадывать загадки.

 

 

Материалы и оборудование:

  • в группе оформлена выставка книг по сказкам и произведениям К.И.Чуковского, портрет К.И.Чуковского
  • телеграмма;
  • игрушка или картинка с изображением бегемота;
  • посылка («спрятана» на видном месте до прихода детей в группу) с вещами: телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, монета, спички, калоша, солнышко (игрушка или картинка), фотокарточка К.И.Чуковского;
  • ромашка, на лепестках которой написаны загадки по произведениям К.И.Чуковского (заранее после прихода детей в группу незаметно для всех положить в шкафчик к любому ребёнку);
  • настоящий телефон;
  • лист с загадками (заранее положить в коридор на стол).

 

 

Словарная работа

Гиппопотам, сито, калоша

 

 

Предварительная работа:

Чтение и театрализация сказок К.И.Чуковского,  организация выставки книг и сборников сказок К.И.Чуковского, рассматривание иллюстраций, знакомство с портретом К.И.Чуковского, беседы о том, как нужно разговаривать по телефону.

 

Ход деятельности.

 

Дети сидят на стульчиках на ковре. Входит младший воспитатель, который  приносит телеграмму со словами:

- Вот вам телеграмма от гиппопотама. Вручает телеграмму воспитателю. Воспитатель читает телеграмму:

- Помогите! Сказки перепутались. Если вы не поможете, то он не приедет. Гиппопотам.

- Гиппопотам… Кто это? Кто знает, кто такой гиппопотам? (ответы детей). Гиппопотам – это бегемот (показывает картинку или игрушку бегемота). Это животное можно называть и бегемотом, и гиппопотамом. Это одно и то же.

- Но почему он нам прислал телеграмму? (перечитывает телеграмму) Какие сказки?.. Кто не придёт?..

Обращается к младшему воспитателю:

- Больше ничего не передавали? (нет)

- Что-то здесь не то. Может, мы что-то упустили, не заметили, и в группу принесли ещё что-то кроме телеграммы, только нас не предупредили? (посылку).

Дети приносят посылку воспитателю. На посылке написан адрес: Россия, г.Ярославль, детский сад № 75, группа № 6. Убеждаемся, что эта посылка для нас.

- Давайте откроем и посмотрим, что там.

В посылке вещи, фотокарточка К.И.Чуковского, сверху лежит записка. Воспитатель читает записку:

- Эти вещи из сказок, которые написал этот человек (фотография прилагается).

Рассматриваем фотографию.

- Кто это? (ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

- Какие сказки К.И.Чуковского вы знаете? (ответы детей)

- Ну, что ж, давайте посмотрим, какие вещи лежат в посылке и из каких они сказок.

Дети по очереди достают вещи из посылки, показывают всем, обсуждают из какой сказки эта вещь, произносят строчки из произведения.

Телефон – из сказки «Телефон» («У меня зазвонил телефон…»),

воздушный шарик – из сказки «Тараканище» («Ехали медведи на велосипеде … А комарики – на воздушном шарике…»),

 мыло – из сказки «Мойдодыр» («... Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса…»,

блюдце – из сказки «Федорино горе» («… И сказали блюдца: «Не лучше б вернуться»…)

термометр (градусник) – из сказки «Айболит» («… И ставит, и ставит им градусники…»,

сито – из сказки «Федорино горе» («… Скачет сито по полям…),

монета (денежка) – из сказки «Муха-цокотуха» («... Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…»),

калоша – из сказки «Телефон» («…Мой милый, хороший, пришли мне калоши, и мне, и жене, и Тотоше…»),

спички – из сказки «Путаница» («…А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли…»)

солнышко (игрушка или картинка) – из сказки «Краденое солнце» («…Выплюнь солнышко скорей…»)

 

В тот момент, когда из посылки достаются сито и калоша, воспитатель спрашивает у детей, что это за предмет и для чего он нужен.

Сито – посуда, для просеивания муки, чтобы мучные комочки не попали в тесто.

Калоша (галоша) – обувь, надевается на валенки, чтобы валенок не промок в сырую погоду или тогда, когда снег тает и образуются лужи.

 

На дне посылки прикреплена записка с заданием. Воспитатель читает задание:

- У …. (имя ребенка) в шкафчике лежит ромашка. Она не простая, а с заданиями.

Дети приносят ромашку, рассматривают её.

По очереди (те, кто ещё не участвовал)  походят к ромашке, берут лепесток и передают воспитателю. Воспитатель читает задание, дети отгадывают название сказки.

  1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
  2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
  3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
  4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
  5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка  убийства? («Муха - Цокотуха», «Бармалей»)
  6. На ком совершал путешествие в Африку Айболит? (Волки, кит, орлы)
  7. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце»)

 

На серединке ромашки написано задание:

- Нужно взбодриться! Давайте проведём физкультминутку (повторяют за воспитателем движения, соответствующие строчкам стихотворения):

Нас не надо вам лечить, (шагают на месте)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)

 

- Мы много сказок распутали. А кто помнит, зачем мы это делали? (ответы детей) Как вы думаете, к гиппопотаму приехал тот, кого он ждал? А как вы думаете, кто должен был приехать к бегемоту? (ответы детей). А как нам узнать, помогли мы ему или нет? Что можно сделать? (ответы детей). А давайте мы ему позвоним. У меня как раз есть его телефон. А вы знаете, как надо разговаривать по телефону? (ответы детей). Нужно поздороваться, назвать своё имя, спросить или рассказать, что хотел, а в конце попрощаться.

Воспитатель набирает номер на настоящем телефоне (своём), связывается с «бегемотом». Передаёт трубку любому ребёнку для разговора, включает громкую связь.

«Бегемот» рассказывает, что ждал он Айболита, и Айболит приехал благодаря помощи ребят. В благодарность за помощь бегемот прислал ребятам загадки, которые написал сам Корней Иванович Чуковский. Он отправил их факсом в нашу группу (лист с загадками лежит в коридоре на столике).

Дети приносят загадки, воспитатель читает, дети отгадывают.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная! (Коньки)

 Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

- Интересные загадки придумал Корней Иванович Чуковский? Теперь мы будем знать, что К.И.Чуковский придумал не только любимые нами сказки, но и загадки. Спасибо Бегемоту, что он их нам прислал. Может, мы тоже что-нибудь отошлём Бегемоту? Что мы можем сделать сами, своими руками? (ответы и предположения детей).

 

Примечание: можно предложить детям вечером (в свободное время) или дома с родителями нарисовать рисунки по сказкам К.И.Чуковского, раскрасить аккуратно раскраски по сказкам К.И.Чуковского, сделать из пластилина поделки героев из сказок К.И.Чуковского и т.д.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_skazkam_k.i.chukovskogo.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11

с приоритетным осуществлением по физическому развитию детей

Невского района Санкт – Петербурга

конспект занятия

по развитию речи

Для детей средней группы.

на тему: «Викторина по сказкам К.И.Чуковского»

Овчинникова Т.В.

Воспитатель

Санкт – Петербург

2023г

Образовательная область:

речевое развитие

Интегрированные области:

социально-коммуникативное развитие

Цель:

создание условий для обобщения и расширения знаний детей произведений К.И.Чуковского

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству К.И.Чуковского;
  • воспитывать культуру общения;
  • воспитывать умение выслушивать товарища, не перебивая его;
  • воспитывать культуру общения разговора по телефону;

Развивающие:

  • развивать память, внимание, умение быстро находить правильно ответ;
  • развивать умение работать в команде;

Образовательные:

  • расширить представления детей о творчестве К.И.Чуковского, познакомить с загадками;
  • совершенствовать грамотный строй речи;
  • закрепить умение отгадывать загадки.

Материалы и оборудование:

  • в группе оформлена выставка книг по сказкам и произведениям К.И.Чуковского, портрет К.И.Чуковского
  • телеграмма;
  • игрушка или картинка с изображением бегемота;
  • посылка («спрятана» на видном месте до прихода детей в группу) с вещами: телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, монета, спички, калоша, солнышко (игрушка или картинка), фотокарточка К.И.Чуковского;
  • ромашка, на лепестках которой написаны загадки по произведениям К.И.Чуковского (заранее после прихода детей в группу незаметно для всех положить в шкафчик к любому ребёнку);
  • настоящий телефон;
  • лист с загадками (заранее положить в коридор на стол).

Словарная работа

Гиппопотам, сито, калоша

Предварительная работа:

Чтение и театрализация сказок К.И.Чуковского, организация выставки книг и сборников сказок К.И.Чуковского, рассматривание иллюстраций, знакомство с портретом К.И.Чуковского, беседы о том, как нужно разговаривать по телефону.

Ход деятельности.

Дети сидят на стульчиках на ковре. Входит младший воспитатель, который приносит телеграмму со словами:

- Вот вам телеграмма от гиппопотама. Вручает телеграмму воспитателю. Воспитатель читает телеграмму:

- Помогите! Сказки перепутались. Если вы не поможете, то он не приедет. Гиппопотам.

- Гиппопотам… Кто это? Кто знает, кто такой гиппопотам? (ответы детей). Гиппопотам – это бегемот (показывает картинку или игрушку бегемота). Это животное можно называть и бегемотом, и гиппопотамом. Это одно и то же.

- Но почему он нам прислал телеграмму? (перечитывает телеграмму) Какие сказки?.. Кто не придёт?..

Обращается к младшему воспитателю:

- Больше ничего не передавали? (нет)

- Что-то здесь не то. Может, мы что-то упустили, не заметили, и в группу принесли ещё что-то кроме телеграммы, только нас не предупредили? (посылку).

Дети приносят посылку воспитателю. На посылке написан адрес: Россия, г.Ярославль, детский сад № 75, группа № 6. Убеждаемся, что эта посылка для нас.

- Давайте откроем и посмотрим, что там.

В посылке вещи, фотокарточка К.И.Чуковского, сверху лежит записка. Воспитатель читает записку:

- Эти вещи из сказок, которые написал этот человек (фотография прилагается).

Рассматриваем фотографию.

- Кто это? (ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

- Какие сказки К.И.Чуковского вы знаете? (ответы детей)

- Ну, что ж, давайте посмотрим, какие вещи лежат в посылке и из каких они сказок.

Дети по очереди достают вещи из посылки, показывают всем, обсуждают из какой сказки эта вещь, произносят строчки из произведения.

Телефон – из сказки «Телефон» («У меня зазвонил телефон…»),

воздушный шарик – из сказки «Тараканище» («Ехали медведи на велосипеде … А комарики – на воздушном шарике…»),

мыло – из сказки «Мойдодыр» («... Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса…»,

блюдце – из сказки «Федорино горе» («… И сказали блюдца: «Не лучше б вернуться»…)

термометр (градусник) – из сказки «Айболит» («… И ставит, и ставит им градусники…»,

сито – из сказки «Федорино горе» («… Скачет сито по полям…),

монета (денежка) – из сказки «Муха-цокотуха» («... Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…»),

калоша – из сказки «Телефон» («…Мой милый, хороший, пришли мне калоши, и мне, и жене, и Тотоше…»),

спички – из сказки «Путаница» («…А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли…»)

солнышко (игрушка или картинка) – из сказки «Краденое солнце» («…Выплюнь солнышко скорей…»)

В тот момент, когда из посылки достаются сито и калоша, воспитатель спрашивает у детей, что это за предмет и для чего он нужен.

Сито – посуда, для просеивания муки, чтобы мучные комочки не попали в тесто.

Калоша (галоша) – обувь, надевается на валенки, чтобы валенок не промок в сырую погоду или тогда, когда снег тает и образуются лужи.

На дне посылки прикреплена записка с заданием. Воспитатель читает задание:

- У …. (имя ребенка) в шкафчике лежит ромашка. Она не простая, а с заданиями.

Дети приносят ромашку, рассматривают её.

По очереди (те, кто ещё не участвовал) походят к ромашке, берут лепесток и передают воспитателю. Воспитатель читает задание, дети отгадывают название сказки.

  1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
  2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
  3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
  4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
  5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха - Цокотуха», «Бармалей»)
  6. На ком совершал путешествие в Африку Айболит? (Волки, кит, орлы)
  7. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце»)

На серединке ромашки написано задание:

- Нужно взбодриться! Давайте проведём физкультминутку (повторяют за воспитателем движения, соответствующие строчкам стихотворения):

Нас не надо вам лечить, (шагают на месте)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
(поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
(руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим,
(«машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?
(«глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
(шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.
(Показывают, какие сильные)

- Мы много сказок распутали. А кто помнит, зачем мы это делали? (ответы детей) Как вы думаете, к гиппопотаму приехал тот, кого он ждал? А как вы думаете, кто должен был приехать к бегемоту? (ответы детей). А как нам узнать, помогли мы ему или нет? Что можно сделать? (ответы детей). А давайте мы ему позвоним. У меня как раз есть его телефон. А вы знаете, как надо разговаривать по телефону? (ответы детей). Нужно поздороваться, назвать своё имя, спросить или рассказать, что хотел, а в конце попрощаться.

Воспитатель набирает номер на настоящем телефоне (своём), связывается с «бегемотом». Передаёт трубку любому ребёнку для разговора, включает громкую связь.

«Бегемот» рассказывает, что ждал он Айболита, и Айболит приехал благодаря помощи ребят. В благодарность за помощь бегемот прислал ребятам загадки, которые написал сам Корней Иванович Чуковский. Он отправил их факсом в нашу группу (лист с загадками лежит в коридоре на столике).

Дети приносят загадки, воспитатель читает, дети отгадывают.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная! (Коньки)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

- Интересные загадки придумал Корней Иванович Чуковский? Теперь мы будем знать, что К.И.Чуковский придумал не только любимые нами сказки, но и загадки. Спасибо Бегемоту, что он их нам прислал. Может, мы тоже что-нибудь отошлём Бегемоту? Что мы можем сделать сами, своими руками? (ответы и предположения детей).

Примечание: можно предложить детям вечером (в свободное время) или дома с родителями нарисовать рисунки по сказкам К.И.Чуковского, раскрасить аккуратно раскраски по сказкам К.И.Чуковского, сделать из пластилина поделки героев из сказок К.И.Чуковского и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"

1. Использовала мультемедийный материал с  портала "Социальная сеть работников образования".2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их д...

Викторина по сказкам К.И.Чуковского.

Детям предлагается полететь на воздушном шарике в страну сказок, где их ждут разные вопросы и интересные задания....

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

   Способствует расширению знаний о любимых сказках детей дошкольного возраста, об их необычных персонажах, которые так близки каждому ребенку....

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского «В гостях у сказки»

Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского...

Что за прелесть эти сказки! Викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге. Задачи:1. Закрепить знания детей о творчестве К.И.Чуковского....

Викторина по сказкам К.И.Чуковского "Эти волшебные сказки"

Викторина по сказкам Чуковского проверит,как дети знают сказки великого сказочника.Дети отвечают на вопросы,читают стихи,играют....