Программа образовательного проекта "Рисуем рассказы"
проект по развитию речи (старшая группа)

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

        Творческие рассказы составляются детьми при опоре на воображение. Придумывая рассказ, дети используют накопленный опыт и представления об окружающем мире.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Рисуем рассказы»

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь. Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

        Творческие рассказы составляются детьми при опоре на воображение. Придумывая рассказ, дети используют накопленный опыт и представления об окружающем мире.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Сенситивным периодом для развития связной речи, является старший дошкольный возраст, но работу по подготовке необходимо начинать гораздо раньше.

Монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее подходящими для данного высказывания языковыми средствами и поэтому требует специального обучения.

  1. Цели и задачи программы

Целью является формирование основ связной речи, понимания письменной речи через составление индивидуальных рассказов и документирования их (иллюстрации к рассказам)

Задачи:

-   формировать осознанное отношение к книге, как источнику информации;

-  развивать интерес к рассказыванию, умение рассказывать истории как из опыта, так и придуманные;

- расширять и уточнять представления детей об окружающем мире в рамках комплексно-тематического подхода к образовательной деятельности;

- формировать понимание того, что с помощью языка можно фантазировать, создавать другие миры, развивать воображение;

- развивать изобразительные навыки за счет иллюстрирования рассказов;

- развивать память, умение повторять, пересказывать придуманные рассказы.

  1. Принципы и подходы программы

Принцип поддержки разнообразия детства. Программа учитывает уникальность каждого ребенка и предоставляет возможность самостоятельно делать выбор тем, материалов, названий, оформления, способов изображения своего творчества.

Принцип эмоционального благополучия. Решающим условием речевого и изобразительного развития детей является эмоциональная атмосфера, в которой протекает деятельность.

Принцип содействия, сотрудничества и участия. Ребенок является полноправным участником совместной деятельности.

Принцип обогащения развития через поддержку детской инициативы и интересов. Программа учитывает интересы детей и поддержку их инициативы в плане речевой активности, проявления творчества, личного опыта. Дети испытывают радость и эмоциональный подъем, когда им позволяют свободно заниматься творчеством.

Принцип возрастной адекватности образования. Постановка задач, помощь и поддержка взрослого должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка и протекать в зоне его ближайшего развития. Предлагаются новые идеи, опираясь на уже имеющиеся знания, понимания, особенности, предпочтения и интересы ребенка.

Принцип обучения на примере взрослого. В совместной деятельности со взрослым, когда взрослый дает образец литературно грамотной речи, связных высказываний, знакомит с художественной литературой, структурой рассказов, с письменностью, дети усваивают знания и умения.

  1. Значимые характеристики особенностей развития детей

 Дети старшего возраста охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

 На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.        

Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

 В продуктивной деятельности  дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.  Интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, которые способствуют развитию творческого воображения и самовыражения ребенка.

  1. Планируемые результаты освоения программы

- Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои  мысли.

- у ребенка сформирован интерес и умение рассказывать выдуманные истории и истории из жизни в правильной последовательности событий

- ребенок знаком с книжной и письменной культурой

- ребенок способен изобразить на рисунке сюжет рассказа

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Задачи образовательной деятельности в области речевого развития в возрасте от 5 до 6 лет:

1)        Формирование словаря:

обогащение словаря: вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии (каменщик, тракторист, швея); названия техники (экскаватор, комбайн); прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду (старательно, бережно); глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей.

2)        Связная речь:

совершенствовать монологическую речь: закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом.

3)        Интерес к художественной литературе:

развивать интерес к произведениям познавательного характера; формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением» (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем); углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению); совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения; развивать образность речи и словесное творчество.

Содержание образовательной деятельности

1)        Формирование словаря:

педагог осуществляет обогащение словаря за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовые действия и качество их выполнения; личностные характеристики человека, его состояния и настроения, внутренние переживания; социально-нравственные категории.

2)        Связная речь:

педагог способствует развитию у детей монологической речи, формирует умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников, поддерживает интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе. Педагог развивает у детей речевое творчество, формирует интерес к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану педагога, по модели. Педагог закрепляет у детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Предварительная работа. Закрепление понимания значения слов «обложка», «название», «автор», «художник-иллюстратор», «заглавие», «сюжет», понимания связи между текстом и картинкой, а так же понимания того, что книга – это текст, а текст – это важная информация, которая фиксируется и сохраняется надолго. С этой целью используются разные формы работы. Воспитанники знакомятся с разными литературными произведениями, разбирают содержание, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации, пересказывают текст. Закрепляются сведения о  структуре и содержании литературной истории: например, что в истории есть действующие лица, с которыми что-то происходит и которые что-то переживают, и что у истории есть начало и конец, а между ними разворачивается сюжет.

Основная часть работы проводится еженедельно в соответствии с комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательной деятельности. По мере проживания и накопления впечатлений в рамках какой либо общей темы, детям предлагается составить рассказ и нарисовать иллюстрацию к нему. Дети сами выбирают конкретную тему своего рассказа, придумывают название, героев, сюжетную линию, знакомят со своими рассказами сверстников. Иллюстрированные рассказы дополняются текстом и помещаются в портфолио ребенка. В конце года все свои рассказы ребята с помощью родителей будут оформлять в свои авторские книги и презентовать их на итоговом мероприятии.

Тематическое планирование

Месяц

Общая тема

Примерные темы для составления рассказов

Сентябрь

«Мой детский сад»

Мои друзья

Профессии в детском саду

Игрушки

Занятия, игры

Наш огород

Наш участок

Детские праздники

Октябрь

«Я живу в Зеленогорске»

Наш город

Наши достопримечательности

Прогулки по городу

Мои друзья

Ноябрь

«Я живу в России»

Дикие животные

Перелетные птицы

Декабрь

«Новый год и Рождество»

Зима

Новогодний праздник

Подарки

Волшебство

Приключения

Развлечения

Январь

«В здоровом теле – здоровый дух»

Здоровый образ жизни

Продукты

Спорт

Закаливание

Семейные традиции

Февраль, март

«Мальчики и девочки»

Друзья

Защитники Отечества

Армия

Папа

Мама

Занятия

Деятельность взрослых

Профессии

Цветы

Подарки

Апрель

«Я - житель земного шара, Я – часть вселенной»

Планета

Природа

Космос

Инопланетяне

Путешествия

Май

«Моя семья мои корни»

Дом

Семья

Праздники

Профессии

Техника

Насекомые

Домашние животные

Проводится деятельность по составлению рассказов в любое свободное и удобное время в течение дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения.1. Настоящее Положение регулирует порядок организации и  осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования (далее – Поря...

Основная образовательная программа-образовательная программа дошкольного образования

Программа разработана  рабочей группой структурного подразделения детского сада "Колобок" ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины Самарской области в соответствии с ФГОС ДО....

Основная образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования для общеразвивающих групп

Данная программа будет полезна для работы начинающих старших воспитателей, заместителей заведующего по ВМР...

Приказ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам дошкольного образования"

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует орга...

Приказ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам дошкольного образования"

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...

Приказ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам дошкольного образования"

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...