Тема: «Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» с детьми 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бильбао Юлия Равилевна

Цель: знакомство детей с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.

Задачи:

Образовательные: Обогащать словарный запас детей фразеологизмом: «Покраснел как рак», словами горница, сочла, побледнел, учить детей понимать их значение. Продолжать формировать умения детей отвечать полным ответом на вопросы воспитателя. Формировать у детей умения объяснять с опорой на прочитанное, мотивы поведения героев произведения.

Развивающие: Развивать умение поддерживать беседу. Развивать слуховое и зрительное внимание, память детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к русской литературе, родному языку, через знакомство с произведениями Л.Н.Толстого. Воспитывать понятие, что обманывать – это плохо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области « Речевое развитие»

 Тема: «Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»

с детьми 5-6 лет

.                                       

Цель: знакомство детей с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.

Задачи:

Образовательные: Обогащать словарный запас детей фразеологизмом: «Покраснел как рак», словами горница, сочла, побледнел, учить детей понимать их значение. Продолжать формировать умения детей отвечать полным ответом на вопросы воспитателя. Формировать у детей умения объяснять с опорой на прочитанное, мотивы поведения героев произведения. 

Развивающие: Развивать умение поддерживать беседу. Развивать слуховое и зрительное внимание, память детей. 

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к русской литературе, родному языку, через знакомство с произведениями Л.Н.Толстого. Воспитывать понятие, что обманывать – это плохо.

Предварительная работа:

Чтение рассказов Л. Н. Толстого, оформление книжной выставки с портретом писателя.

Просмотр презентации: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»

Используемый материал:

- Демонстрационный материал: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя.

- Иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Косточка».

- Использование ИКТ – музыкальная физкультминутка.

- Дидактический материал – контурное изображение из трех предметов на каждого, мелки

Методические приемы: беседа, демонстрация наглядных пособий.

Словарная работа: горница; сочла; проглотил;

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте, ребята!  Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой.  Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне в ответ.  Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения. (повторяем несколько раз).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ, ЦЕЛЬЮ.

- Ребята вы обратили внимание на книжный уголок? Я оформила выставку книг одного автора, вот его портрет. - Кто знает, как его зовут? (Лев Николаевич Толстой)

- Расскажите о нем?  

Л.Н.Толстой жил очень давно, ещё во времена ваших прапрабабушек, почти 200 лет назад. Он родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Был он четвертым ребёнком. Когда мальчику исполнилось 2 года, умерла его мама. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. Всю свою жизнь, а прожил Толстой 82 года, он посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучил историю и медицину, занимался музыкой, рисованием. Л.Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой», им было написано более 100 новых сказок и рассказов, среди которых «Три медведя», «Ёж и заяц», «Косточка», «Филиппок» и др. Его произведения переведены на многие языки мира.


- А какие рассказы Толстого мы читали?  (ответы детей)
- Посмотрите, вот некоторые его книги: рассказ «Котёнок», «Прыжок», «Слон», «Пожар».

- сегодня я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Льва Николаевича Толстого, «Косточка»

Присаживайтесь на стульчики…

Словарная работа. ….

-В рассказе встретится такое выражение «покраснел как рак», как вы думаете, что оно может обозначать? (от стыда стал красного цвета)

- Правильно, в природе раки серого цвета , но когда их варят они краснеют, поэтому в народе и появилось такое выражение «покраснел как рак»,  когда человеку становится стыдно, он тоже краснеет и говорят: «Покраснел от стыда».

- А что такое горница? (Светлая, красивая комната)

- как вы понимаете слово СОЧЛА- (посчитала)

- Побледнел? (стал белым, бледным от испуга)

Приготовились слушать рассказ, сели правильно, красиво, выпрямили спинки…

Чтение рассказа «Косточка»…..

Беседа по содержанию….

Про кого этот рассказ? (Про мальчика Ваню)

-А сейчас я посмотрю, как вы внимательно слушали рассказ.

-Ребята, когда мать хотела дать детям сливы? (Мать хотела дать детям сливы после обеда)

-Где лежали сливы? (сливы лежали на тарелке)

-Почему Ваня всё нюхал сливы? – (они очень ему нравились. Ваня никогда не ел сливы, ему очень хотелось попробовать их. Он всё нюхал их…Он всё ходил мимо слив…)

-Смог ли Ваня удержаться? – (Ваня не смог удержаться)

-А что он сделал? – (пока никого не было в горнице (в комнате) он взял сливу и съел. не просто взял, он схватил одну сливу и съел.)

-Как вы думаете, почему он именно схватил сливу, а не просто взял? (он схватил сливу, что бы никто не увидел)

-Как мама узнала? (Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.)

-Что спросил за обедом отец? (Отец спросил, не съел ли кто одну сливу)

-А что ему ответили дети? (Дети ответили, что не ели сливу)

-А Ваня признался? (Нет, Ваня не признался)

-А как он себя повёл? (Покраснел, как рак,  сказал что не ел)

-Почему он покраснел как рак? (Ване стало стыдно, лицо у него покраснело от стыда, как вареный рак.)

-А почему ему стало стыдно? (ему стало стыдно, потому – что он соврал, взял без спроса, и сказал, что тоже не ел.)

-А что отец сказал дальше? (Отец сказал, что боится, если кто-то проглотит косточку от сливы, то через день умрёт.)

-А что же случилось с Ваней после таких слов отца? Что сказал Ваня? (он побледнел испугался и сказал, что косточку бросил за окошко)

- А что же произошло дальше? – (все засмеялись, а Ваня заплакал.)

-Почему все засмеялись? –(потому что Ваня выдал себя, сказав, что косточку выбросил за окошко)

- А как вы думаете, почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно)

-А кто – же ему помог признаться? –(испуг   -папа  )

-Конечно, папа помог ему признаться. Он не стал его сразу ругать, а схитрил и придумал. Что от косточки можно умереть, если её проглотить. Ведь от того, что съешь косточку умереть нельзя. Но Ваня, то этого не знал. И от страха Ваня смог признаться.

-Видите, какой хороший, умный у Вани папа. Конечно, папа любит Ваню и он дал ему урок, он помог ему признаться.

- Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз ? – (В следующий раз он признается. - В следующий раз Ваня не будет врать, не возьмет без спросу)

- Ребята, можем ли мы осуждать Ваню? (–да , нет)

-А почему? (потому что он не удержался и съел)

-Я не осуждаю Ваню ведь никогда не ел слив и очень, очень хотел их попробовать и не смог сдержаться. Такая ситуация как с Ваней может случиться с каждым. Но мы должны помнить, что если так произойдёт что нужно сделать? – (попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)

- Молодцы!

В: А сейчас немножко отдохнем. ФИЗМИНУТКА

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

- Какие задания вам показались сложными? (ответы детей)

- Что больше понравилось на занятии? (дети высказываю свое мнение)

-Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали? (Косточка) 

Правильно, А кто автор этого рассказа? (Лев Николаевич Толстой великий, русский писатель)

- Чему же научил вас этот рассказ, («этот рассказ учит нас о том, что главное, это найти в себе силы признаться в плохом поступке, сказать правду и попросить прощение.)

Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным», как вы думаете она подходит к нашему рассказу? (да)

- Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.)

-Думаю, если с вами случиться такая ситуация, вы обязательно поступите правильно.

-Спасибо вам, вы большие молодцы! Мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, выполняли задания.

-Занятие законченно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"

Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...

КОММУНИКАЦИЯ Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Чётко прослеживается ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка». Очень интересное занятие как для детей , так и д...

Конспект ООД ОО "Речевое развитие" по теме "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»1.     Закрепить представление детей о фруктах2.     Развивать мышление, воображение, внимание, зрительное воспри...

«Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» с детьми 5-6 лет

laquo;Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»с детьми 5-6 лет...

Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го, 7-го года жизни. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка".

Закреплять правильное употребление в речи детей имён существительных в творительном падеже....

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественных произведений) Тема: «Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и чтение его рассказа «Прыжок»

Цель: формирование эмоционального отношения к литературному произведению.Задачи:Образовательные: упражнять внимательно и заинтересованно слушать рассказы; осмысливать и оценивать характеры героев...