Занятие в подготовительной группе по развитию речи " Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Теппоева Ирина Владимировна

Члены семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe_moya_semya.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое  дошкольное  образовательное  учреждение  «Детский сад комбинированного вида №2 « Улыбка»                                                            г. Медвежьегорска

Воспитатель: Теппоева И.В.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи

Тема: «Моя семья»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Задачи:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с членами семьи; беседа по иллюстрациям; рассказы детей о членах своей семьи;  чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование:  сердце с надписью « Семья»; маленькие сердечки, мяч, смайлики и тучки, корзинка.


Ход занятия.

1.Организационный момент. 

Встанем мы все дружно в круг.

Ты -  мой друг, и я – твой друг.

Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: - Вот какие лучезарные улыбки мы подарили друг другу, и у всех теперь поднялось хорошее настроение. А сейчас я вам предлагаю сесть на стульчики.

2. Чтение стихотворения «Семья – большое счастье

-Я вам прочитаю стихотворение, вы должны догадаться, о чём же сегодня пойдёт речь.

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой -

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сёстры.

Чтоб жизнь была весёлой,

И от улыбок пёстрой.

3. Беседа на тему «Моя семья».

– Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья?

(Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.)


 Воспитатель: - Давайте мы изобразим семью в виде сердца.

 -Дети, какой может быть семья?

Подберите слова – признаки (определения) к слову «семья» ( эти слова мы будем обозначать маленькими сердечками)

Дети: дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, многодетная ( на доске вокруг большого сердца по одному прикрепляются маленькие).

- Посмотрите, пожалуйста, на картину. Кто на ней изображён? ( мама, папа, сын, дочка, дедушка, бабушка…) Как одним словам мы можем назвать всех этих людей? ( семья, родственники, родные люди)

 - Что вы можете сказать об этой семье? ( большая, дружная, многодетная…)

4.Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке ( спрашиваю выборочно детей)

1.Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

А как ты ласково назовёшь свою маму?

2.Папа - строгий, умный, сильный:

 А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

3.Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

А как ласково назовёшь бабушку?

4.Дедушка - старый, мудрый, седой.

5.Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

6.Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

Воспитатель: - А сейчас я вам предлагаю встать на семейную зарядку.


5. Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимою мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает
Повороты вправо – влево делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой и качаю головой.


( дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч каждому)

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

6. Поиграем в игру «Назови родственников»

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

7. ( Дети садятся на стульчики)
- А теперь – задание на внимательность. Кто из этих людей не является родственником? 

Мама, соседка, бабушка, сестра.

Бабушка, подруга, сестра, мама.

Сестра, сосед, бабушка, брат.

Друг, брат, папа, дедушка.

 8. Психогимнастика « настроение» (выполняется сидя на стульях)

- Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх смайлик и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.

  • Сын полил комнатные цветы.
  • Дочка съела всю кашу.
  • Мальчик порвал книжку.
  • Дети убрали игрушки на место.
  • Девочка разбила чашку.
  • Сын подрался во дворе.
  • Дочка помыла посуду.
  • Мальчик вытер пыль.

9. Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел» (во время игры звучит спокойная музыка)

- Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

- Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)

- Тогда нам поможет корзина добрых дел.

- Давайте встанем в круг, возьмём свои смайлики, будем передавать корзинку друг другу, называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких и класть смайлик в корзинку.

10. Легенда  « Как появилась дружная семья».

– Сейчас я вам расскажу легенду, вы будьте внимательны, чтобы смогли ответить на вопрос  « Как появилась дружная семья».

Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Доверие Доброта Забота Помощь Дружба ( дети повторяют хором слова)

-Как семья стала счастливой? (ответы детей)

-Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.


Это слово каждый знает
Ни за что не променяет!
К цифре 
«семь» добавлю Я
Что получится? 
(Семья)( на листочке пишется ребус 7Я)

11. Ребята, а давайте попробуем составить небольшой рассказ о своей семье по схеме - мнемотаблице (воспитатель приводит образец рассказа).

12. Итог занятия.

- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Как нужно относиться к своей семье?

- Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.



Игра: «Старше - младше»(составление сложносочинённых предложений с союзом « а»
Папа старше сына, а сын младше папы.
Внук младше дедушки ,а дедушка старше внука.
Дедушка старше сына,а сын младше дедушки.
Мама старше дочьки,а дочь младше мамы.
Дочь младше папы,а папа старше дочери.
Бабушка старше мамы,а мама младше бабушки.
Игра:»Чья, чьё»(образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными)
Эта чья юбка? Эта юбка мамина . 
Это чьи брюки? Папины.
Это чьё платье ?Бабушкино.
Это чья рубашка ?Дедушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени   родителей, своего рода и родословной....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.Задачи:- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей се...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя семья»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речиТема: «Моя семья»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя семья»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художе...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и заботливого отношения и уважения к родным и близким, знание своего рода и родословной....