Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сафаралиева Арина Маликовна

Конспект занятия в старшей группе  с использованием проблемной ситуации на тему: «История двух друзей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

с использованием проблемной ситуации на тему: «История двух друзей»

Программное содержание:

1. Закрепить умение, составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.

2. Упражнять в подборе синонимов.  Познакомить с многозначным словом -   ключ с использованием проблемной ситуации.

3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

4.Развивать интонационную выразительность речи.

5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода.

Словарная работа: ключ -  родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.

Ход занятия

Вводная беседа:

Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? О дружбе.

 -  Как вы думаете, что значит дружить?  Рассуждения детей.

- Ребята, а с кем можно дружить? (с другом) а кто может быть другом? (люди, животные, дети, родители.)

Можно сказать, друг. А как можно сказать по – другому?  товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга.

- Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

Постановка проблемы:

Однажды встретились два друга.  – Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ. – Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная. Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.

Беседа: О ком этот рассказ?

Что произошло в этой истории?

Почему друзья   разошлись?

Какая проблема возникла у мальчиков?

Что случилось с Сережей?

А что ответил Саша?

Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

Сможем ли мы помочь мальчикам?

Как мы можем помочь мальчикам разобраться?  (узнать про какие ключи они говорили).

Теперь проблема мальчиков и наша проблема.

Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

Актуализация знаний:

А какие вы знаете ключи? Дети рассказывают, какие они знают ключи. Затем рассматривают иллюстрации с ключами.

Выдвижение гипотез:

Как вы думаете, а какой ключ потерял Сережа?

Что ответил Саша?  Интересно, из какого ключа пил Саша?

Ребята, а где в природе мы можем попить воду?

Проверка решения:

Откуда мы можем узнать?

А прямо сейчас откуда мы можем узнать?

Да правильно можно узнать в словаре. Проверка в словаре.

Введение в систему знаний:

Рассматривание ключа – родника. Ребята, я была у ключа – родника и набрала там воды. Хотите попробовать.

Давайте скажем слово ключ – родник (радостно, грустно, спокойно, удивленно, шепотом).

Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а  в роднике –  еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике  еще прозрачнее, вода  в речке холодная, а роднике  еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода  вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике – ключе еще светлее.

Скажи «родник» – и вот возник.
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом. (Ключ от дверей тут ни при чем).

Рассматривание иллюстраций с разными ключами. Все это называется -   словом ключ. А внешне они похожи или разные? Какой мы с вами можем сделать вывод, слово ключ имеет много значений. Если слово имеет одно значение – то это однозначные слова. А если слово имеет много значений, то это - многозначное слово.  Значит слово ключ – это многозначное слово, потому что у него много значений. Сделайте вывод: слово «ключ» это, какое слово? (многозначное). Ребята, какое мы с вами сделали открытие?  Что слово ключ имеет несколько значений.  Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял?  Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли.  

Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.  

А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая, …)

 Давайте ребята придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).

Ребята история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам

Рефлексия:

Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно?  Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...