Долгосрочный проект на тему "Я маленький читатель"в первой младшей группе "Носики-Курносики"
проект по развитию речи (младшая группа)

Джафарова Алла Игоревна
Проект Я маленький читатель основан на предположении о том,что если в работе с детьми использовать в системе разнообразные приемы -чтение художественной литературы, речевые игры и игровые упражнения, то можно создать условия для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста.Цель проекта:формировать интерес детей к чтению через классическую детскую литературу.Заложить в детях основы нравственного поведения,моральные ценности средствами народных сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

        Утверждаю

Заведующий МБДОУ

детский сад № 8 «Зоряночка»

____________С.Ю. Месикова

Долгосрочный проект

для детей первой младшей группы «Носики –Курносики»

на тему:

«Я маленький читатель»

        Воспитатель:

        Джафарова А.И.

          Ессентуки 2023-2024г.

Содержание

Пояснительная записка

1

Цель и задача

2

Предполагаемый результат

3

Этапы работы над проектом

4

Перспективный план работы

5

Список литературы

10

1. Целевой раздел. 

1.1. Пояснительная записка

Проект «Я маленький читатель». Гипотеза проекта основана на предположении о том, что если в работе с детьми использовать в системе, разнообразные приемы – чтение художественной литературы, речевые игры и игровые упражнения, то можно создать условия для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста на базе МБДОУ Детского сада №8 «Зоряночка» г. Ессентуки.

Актуальность темы.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказки, потешки,стихи.

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.

Направление деятельности: познавательно – речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное.

Цели проекта:

Создание условий для формирования интереса детей к чтению через классическую детскую литературу.

Заложить в детях основы нравственного поведения, моральные ценности средствами народных сказок.

Повысить уровень социально-личностных показателей развития младших дошкольников.

Задачи проекта:

Образовательные:

Пробуждать интерес к чтению, к сказкам;

Организовать мероприятие популяризации чтения классической детской литературы

Разработать систему мероприятий, направленных на повышение интереса детей к чтению

Познакомить детей со средствами художественной выразительности. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

Формировать умение пересказывать небольшие произведения

Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Обучать детей понимать эмоциональное состояние героев произведения и своё собственное;

Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты.

Развивающие:

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию; Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

Воспитательные:

Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

Воспитывать у детей уважение к самому себе;

Приобщать детей и к процессу познания добра и зла, честности и справедливости. 

Задачи с учетом областей ФГОС:

Речевое – развитие:

  1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
  2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
  3. Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
  4. Привлекать родителей к развитию правильной речи ребенка.

Познавательное развитие:

  1. Развивать восприятие, повышать интерес к фольклорным произведениям.
  2. Развитие воображения и творческой активности детей раннего возраста.
  3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях посредством знакомства с фольклорными произведениями и театрализованной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
  2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
  3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности,
  4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры;

Художественно-эстетическое развитие:

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия фольклорных произведений.

2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведения.

3. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.

4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

Физическое развитие:

1. Правильное выполнение основных движений при обыгрывании героев произведений.

2. Овладение подвижными играми с правилами.

Оборудование и материалы:

 - Книги со сказками, пазлы.

 - Картинки и иллюстрации к сказкам.

 - Игрушки-персонажи сказок, пальчиковый театр, настольный театр, прослушивание видио и аудио сказок.

 - Материалы для изобразительной деятельности.

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников. 

Вид проекта: познавательный, художественно - эстетический.

Тип проекта: долгосрочный.

Продолжительность проекта: октябрь 2023г. – май 2024г. 

Направление деятельности: познавательно – речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное.

Основные направления реализации проекта:

• НОД.

• Образовательная деятельность в режимных моментах.

• Самостоятельная деятельность детей.

• Совместное творчество взрослых и детей.

• Оснащение предметно – развивающей среды.

• Работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

В ДОУ будет создана  обновлённая   образовательная  среда способствующая развитию интереса ребенка к чтению центр книги «Читаем вместе»

Дети познакомятся с русскими народными сказками, произведениями детских писателей

У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.

Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать

добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать

эмоции и понимать чувства других.

Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.

Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.

Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

Вводный этап:

1.Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

2.Разработка методического материала по проекту.

3. Сбор материала (набор картин «Русские народные сказки», видиотека с русскими народными сказками, сборники произведений с малыми фольклорными формами, музыкальных песен, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)

1 этап (подготовительный).

-разработка акции «Читаем вместе»

-определение темы, целей, задач, содержания проекта;

-опрос детей «По страницам сказок», «Стихи А. Барто»,потешки

-анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»;

-прогнозирование результатов;

-обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

- разработка плана работы с родителями

2 этап (основной).

С детьми.

-Мониторинг интересов детей к детской классической литературе

1. Мини - проект «Мой любимый питомец» (см. Приложение)

2. Мини-проект «Сказки о медведях» (см. Приложение)

3. Мини - проект «Книжки-малышки своими руками» (см. Приложение)

4. Мини- проект «Давайте поговорим о маме» (см. Приложение)

5. Мини-проект «Елочка - красавица» (см. Приложение)

6. Мини-проект «Птички-невелички» (см. Приложение)

7. Прослушивание звукозаписей детских сказок.

8. Отгадывание загадок по сказкам, стихам, рассказам

9. Игры - драматизации по произведениям.

10. Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказочный герой» и др.

11. Показ настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам.

12. Рассматривание иллюстраций по сказкам.

13. Раскрашивание раскрасок по сказкам.

14. Разучивание пальчиковых игр и физминуток по мотивам русских народных сказок.

С родителями.

Цель: Сформировать заинтересованность родительской общественности в возрождении лучших традиций семейного чтения

1. Консультация для родителей «В чём сила сказки?»

2. Анкетирование родителей «Какие книги вы читаете детям?»

3. Конкурс стенгазет «Я и моя читающая семья»

4. Создание книжек-малышек из сочинённых родителями дидактических пособий

Цель: формирование интереса детей к чтению, через изготовление книжек малышек

3 этап (заключительный).

1. Выставка «Наши книжки-малышки»

2. Флешмоб «Читаем вместе».

3 Выставка организованная детьми и родителями «Моя любимая книга» в центре книги

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

- развитие интереса детей к русским народным сказкам;

- закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;

- воспитание чувства дружбы и коллективизма;

- получить эмоциональный отклик от своей работы;

- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

Для родителей:        

-содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;

- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;

- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

- участие вместе с детьми в театрализованной деятельности

        План работы проекта:

Месяц

Содержание

Работа с детьми

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала по проекту. Диагностика детей на начало учебного года.

Мониторинг интересов детей к детской классической литературе

-Разработка плана работы с родителями.

анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»;

ОКТЯБРЬ

Формировать цель, задачи. Составляет поэтапный план работы, подбирает материал к играм и беседам.

Подбирает, книги, фото, иллюстрации, картины, материал к беседам на тему проекта. Оформление читательского уголка в группе детского сада.

Обследование уровня речевого развития

НОД занятие по лепки «Осень»

Мини- проект «Давайте поговорим о маме»

Анкетирование родителей, «Какие книги вы читаете детям?».

НОЯБРЬ

Разучивание пальчиковых игр и физминуток по мотивам русских народных сказок развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей, их родителей и воспитателей группы.

НОД для детей по развитию речи: «Заюшкина избушка», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки!»

Театрализованные представления: «Осень в гости к нам пришла»

Мини - проект «Мой любимый питомец»

Коллективная работа «Листопад»

Определение участников акции. Запуск акции «Читаем ВМЕСТЕ!».

Создание (с помощью родителей) фотовыставок на тему: «Мой любимый питомец»

ДЕКАБРЬ

Продолжать знакомить со сказками, воспитывать культуру речи детей. Формировать умение инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать мнение обсуждать с ним предстоящую работу. Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. Показ настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам.

Театрализованные представления: «Волшебные иголочки», «Морозко».

Мини-проект «Елочка - красавица» 

Коллективная работа: «Новогодняя Елка»

Консультация для родителей «В чём сила сказки?»

ЯНВАРЬ

Показ настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам.

Театрализованные представления: «12 месяцев», «Елка», «Снеговик».Мини - проект «Книжки-малышки своими руками»

Конкурс стенгазет «Я и моя читающая семья»

ФЕВРАЛЬ

Раскрашивание раскрасок по сказкам.

Рассматривание иллюстраций по сказкам.

Знакомство с творчеством И. Токмаковой

«Мини-проект «Сказки о медведях» 

Дидактическая игра «Найди героев сказки». Инсценировки сказок «Теремок», «Три медведя»,

Организация детско – родительской выставки «Моя любимая книга» Создание (с помощью родителей) фотовыставок на тему, «Вместе с папой»

МАРТ

Иллюстрации по теме.

Прослушивание звукозаписей детских сказок.

Театрализованные представления: «Гуси лебеди»

Инсценировки сказок «Теремок»

Открытка для мамы

Создание (с помощью родителей) фотовыставок на тему: «Моя мама».

АПРЕЛЬ

Содействовать развитию интереса к сказочному персонажу и  друг к другу, желание запомнить имена сверстников, способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умения действовать согласованно.

Театрализованные представления: «В гости к дяде Мишке», 

Коллективная работа «цветик-семицветик»

 День открытых дверей

Изготовление масок, героев сказок.

Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки – передвижки.

МАЙ

Диагностика детей на конец года.

Подготовить отчет

Дидактическая игра (кубики) «Собери сказку»

4.Дидактическая игра (по мотивам русских народных сказок) «Кто за кем»

Создание книжек-малышек из сочинённых родителями дидактических пособий

Используемая литература

1. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»

2. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой

3. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию

4. Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

5. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.

6. Смирнова, О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» / О. Д. Смирнова. – М. : Скрипторий 2003, 2011.

7. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.

8. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» / Л. Л. Тимофеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.

9. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Зимние забавы" для первой младшей группы

Тема: «Зимние забавы».Цель: Формирование  элементарных    представлений  о зиме,  о  зимних  явлениях  в  живой  и  неживой  природе, ...

Проект на тему: "Народная игрушка" в первой младшей группе "Ягодка"

Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реали...

Проект на тему " Скоро лето!" в первой младшей группе детского сада.

Формирование представления  у детей  о времени   года "лето", развивитие познавательного интереса и кругозора детей , посредством опытно - экспериментальной деятельности....

Проект «Читающая мама – читающая страна». Номинация «Библиотеки для детей и родителей».Тема «Маленькие читатели».

Многие мамы и папы считают, что в наш век компьютеров ителевидения совсем необязательно читать детям книги. Поэтому я считаю,что необходимо прививать ребенку любовь к чтению, а это практическиполность...

Проект на тему: « Маленькие огородники» во второй младшей группе

Наименование проекта: « Маленькие огородники»Тип проекта: познавательно – исследовательскийУчастники проекта: воспитатели, родители и детиСроки реализации проекта: июнь-авг...

Краткосрочный творческий проект на тему "Ёлочная игрушка" в первой младшей группе

Декабрь 2022г. Тип проекта:  групповой, творческий. Продолжительность:  краткосрочный (19.12-23.12) Участники проекта:  Дети 1 младшей группы, родители, во...