Конспект открытого занятия «Вокруг басен»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Депутатова Алёна Руслановна

Ознакомление, формирование представления и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы. Басня – один из самых древних литературных жанров. Она появилась ещё в Древней Греции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

шапка_вертикаль

Конспект открытого занятия

«Вокруг басен»

Воспитатель

 I квалификационной категории

Депутатова

Алёна Руслановна

Москва, 2019

Программное содержание.

•        Ознакомление, формирование представления и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы.

•        Систематизировать отрицательные понятия: лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.

•        Создание у детей отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни.

•        Развитие связной речи.

•        Обогащение и активизация словаря.

Предварительная работа.

•        Чтение детям басен Л. Толстого, Ж. Лафонтена, С. Михалкова, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций.

•        Показ диафильмов “Басни И.А. Крылова”, “Дедушка Крылов” и др.

•        Прослушивание басен Крылова в грамзаписи.

•        Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам.

•        Инсценирование басен С. Михалкова “Сорочий язык”, “Ворона и Рак”, И. Крылова “Лиса и Журавль”, “Мартышка и Очки”, “Стрекоза и Муравей” и др.

•        Оформление выставки книг Ж. Лафонтена, И. Крылова.

Оборудование.

•        Портрет И.А. Крылова, иллюстрации, мольберты.

•        Книги с баснями Л.Н.Толстого, Ж. Лафонтена, И. Крылова.

•        Книги-раскраски “Басни Крылова”.

•        Пластинки и кассеты с записью басен И.А. Крылова.

•        Атрибуты для инсценирования басен: два пенька, топорик, метла, скрипка, сыр, , корзинка, элементы костюмов вороны (шапочка, крылья), стрекозы (крылья, шляпка, очки), муравья (ободок с усиками, сапожки), лисы (шапочка).

Орг. Момент

Основная часть

Игра «Театр»

Итог

Педагог. Дети, я много вам читаю, рассказываю небылиц, притч, потешек, пословиц, сказок. Мы заучиваем стихи, песни…

Дети. Басни.

Педагог. Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции.

Что такое басни, вы уже знаете. Это…

Дети. Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.

Дети. Стихотворение.

Дети. Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди.

Дети. И ещё басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.

Педагог. Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?

Дети. Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.

Дети. В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.

Дети. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.

Педагог. На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.

А какие вы знаете басни?

Дети. “Сорочий язык”, “Ворона и Рак”, “Два товарища”, “Слон и Моська”, “Стрекоза и Муравей”, “Муравей и Голубка”, “Лев и Мышонок”, “Ворона и Лисица”, “Мартышка и Очки”.

Педагог. Молодцы! Со многими баснями вы познакомились. Я вам их читала, сама инсценировала для вас, чтобы было интересно.

Педагог. А как писал басни Лев Толстой?

Дети. Как рассказы.

Педагог. И только И.А. Крылов превзошёл всех – он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем.

Вы сейчас назвали много басен, с которыми познакомились. Вот басня “Два товарища”. Кто написал эту басню?

Дети. Её написал Лев Толстой.

Педагог. О чём говорится в этой басне?

Дети. О двух товарищах, которые шли по лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а товарища оставил. Второму мальчику делать было нечего – упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь подумал, что мальчик мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, первый мальчик слез с дерева и смеётся: “Ну что тебе медведь на ухо сказал?” - “А он сказал мне, что плохие люди те, которые в беде от товарищей убегают”.

Педагог. Это поучение, вывод. Подумайте, какую пословицу сюда можно подобрать.

Дети.

- Друг познаётся в беде.

- Сам погибай, а друга выручай.

- Товарищу всегда помогай – в беде его выручай.

Басня «Лебедь, рак и щука»

Педагог. Какие отрицательные черты высмеиваются в басне “Лебедь, Щука и Рак”?

Дети. Басня показывает, как плохо работать недружно.

Она учит согласной и дружной работе.

Педагог. А теперь давайте поиграем в театр. Инсценируем

Басни «Ворона и лисица» и «Стрекоза и муравей»

Что нам понадобится? (Билеты, атрибуты костюмов)

Педагог. Давайте разделимся на группы: кто-то будет вырежет билеты и раздаст их гостям, кто-то изготовит атрибуты костюмов Стрекозы, Муравья, Лисицы и Вороны.

Педагог. Настя Мыслева и Соня У. подготовили сценку из басни “Ворона и Лисица”.

Педагог. Андрей Г. и Лиза Д.  подготовили басню «Стрекоза и Муравей»

(Дети изготавливают все необходимое, раздают билеты гостям)

Сценка. Чтение басен. Все сценки обыгрываются в костюмах с использованием атрибутов.

Звучит басня “Кукушка и Петух” в исполнении артиста А. Груздева.

Педагог. Дети, на следующем занятии мы разберём эту басню и прочитаем её по ролям и поучаствуем в викторине по басням.

Педагог. Дети, вам понравилась наша игра  в «Театр»?

Дети. Да!

Педагог. Как видите, со многими баснями мы уже познакомились и будем ещё знакомиться и не расстанемся с ними всю жизнь.

Дети сидят полукругом на ковре

Слайды с иллюстрациями к басням

Слайд «Два товарища»

Вероника и Инна выходят на середину

Дети по подгруппам изготавливают атрибуты у столов

Инсценировка

Сопровождение Вивальди «Зима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия со старшими дошкольниками с использованием ИКТ «Как прекрасен мир вокруг»

Цель: формирование нравственных и эстетических чувств дошкольника Задачи: 1. Создать атмосферу доброжелательного отношения к окружающему миру, друг другу. 2. Обогатить словарь детей формулам...

Конспект открытого занятия со старшими дошкольниками с использованием ИКТ «Как прекрасен мир вокруг»

Цель: формирование нравственных и эстетических чувств дошкольника Задачи: 1. Создать атмосферу доброжелательного отношения к окружающему миру, друг другу. 2. Обогатить словарь дете...

Конспект открытого занятия « Красота вокруг нас»

Занятие «Красота вокруг нас» включает в себя ещё один интересный компонент - экспрессивные этюды. Они используются для развития экспрессивной грамотности дошкольников - умения понимать эмоции других л...

Конспект открытого занятия «Мир вокруг нас»

Конспект  открытого занятия«Мир вокруг нас»...

Конспект открытого занятия на тему: «Математика вокруг нас»

Конспект открытого занятияПо формированию у детей интереса к усвоению и развитию первичных математических представлений и образов используемые в жизни.На тему: «Математика вокруг нас»...

Конспект открытого занятия "Воздух вокруг нас"- компенсирующая группа

Организация непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи.Тема: «Воздух вокруг нас»Автор конспекта НОД Рязанова В.В. воспитатель выс...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе "Такие разные мячи" или "Вокруг света"

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, массаж, упражнения на фитболах.  Знакомство с картой мира....