Семинар-практикум "Учусь говорить правильно"
консультация по развитию речи (младшая, средняя группа)

Колпакова Наталья Николаевна

      Данный материал будет интересен учителям-логопедам, воспитателям для проведения консультационно-просветительской работы с родителями с целью обучения приемам раб профилактики нарушений звукопроизношения у детей. В процессе мероприятия решаются следующие задачи: повышение компетентности и знаний родителей о профилактике нарушений звукопроизношения; формирование навыков и умений проведения упражнений и специальных игр с детьми по профилактике и формированию правильного произношения в домашних условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_uchus_govorit_pravilno.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1

Семинар-практикум для родителей

по профилактике нарушений звукопроизношения

«Учимся говорить правильно»

старший воспитатель:

Колпакова Н.Н.

Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по профилактике нарушений звукопроизношения.

Задачи:

  • повышать компетентность и знания родителей о профилактике нарушений звукопроизношения;
  • формировать навыки и умения проведения упражнений и специальных игр с детьми по профилактике и формированию правильного произношения в домашних условиях.

Материалы и оборудование: средства ТСО: мультимедийная установка, компьютер; презентация «Артикуляционная гимнастика»; настольные зеркала; раздаточный материал для работы над дыханием; карточки со стихами на разную интонационную выразительность; памятки.

Ход семинара:

       Добрый вечер, уважаемые родители и гости!

Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей и научимся некоторым правилам профилактики нарушений звукопроизношения.

Правильное звукопроизношение не является врождённой способностью, оно формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. К тому же, правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

В семье должны знать требования, предъявляемые к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно речевой норме.

Что должен уметь ребенок к поступлению в школу?

         Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.  Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. Добиться четкой координированной работы органов речевого аппарата возможно, выполняя специальную артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.  

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т. д.). необходимых для правильного произношения звуков.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться систематично (ежедневно), в противном случае полученный навык не закрепится.
  • В процессе проведения артикуляционной гимнастики необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления. Лучше этого не допускать.
  • Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

Сейчас мы с вами вместе выполним некоторые упражнения артикуляционной гимнастики («Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка»,  «Качели», «Киска сердится», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Остановим лошадку».

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Полезно ежедневно выполнять с ребенком дыхательные упражнения и игры:

  • дуть на теннисные шарики, бумажные полоски;
  • играть на детских музыкальных духовых инструментах;
  • дуть на привязанные к ниточки ватные шарики, разноцветные картонные, бумажные фигурки;
  • надувать воздушные шарики;
  • пускать мыльные пузыри;
  • сдувать со стола пушинки, перышки, ватные шарики в определенном направлении (игра «Футбол»);
  • дуть вверх, не давая упасть пушинке, перышку, воздушному шарику и т. п.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Уважаемые родители, вы обращали внимание, что на утренниках одни дети выразительно читают стихи, другие не очень? А все дело в интонации. Интонация – это выразительность нашего голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит и вскрикивает. Грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.

Я предлагаю вам произнести стихотворения с заданной интонацией. Начнем с синего конверта. Достаньте из конверта карточку и прочитайте стихотворение как робот.

Открываем желтый конверт, прочитайте стихотворение как диктор телевидения.

Стихотворение из зеленого конверта нужно прочитать как ученик, не выучивший урок.

И последнее стихотворение в красном конверте прочитайте, как дошкольник.

Уважаемые родители, вы поняли, что над интонационной выразительностью нужно работать. Дома попробуйте с детьми разучивать стихи с разной интонацией. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.

Ученые установили, что речевое развитие ребенка и моторика кисти тесно связаны между собой. Поэтому игры с пальчиками не только приносят веселье всем участникам, но и имеют большое значение для языковых и физических способностей ребенка. В этих играх перебираются все пальчики одной руки, и родители показывают, у какого пальца какая задача. Ребенок под стихотворение взрослого повторяет за ним движения:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Приведу некоторые упражнения для развития мелкой моторики рук:

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • Самомассаж кистей рук шестигранным карандашом.
  • Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
  • Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов,  угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
  • Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

  • Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Таким образом, последовательная систематическая работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания и интонационной выразительности речи создает благоприятные условия для полноценного формирования произношения детей.

- Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, проглатывать» окончания слов.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Уважаемые родители, наш семинар подошел к концу, надеемся, мы смогли ответить на многие ваши вопросы.

Спасибо большое за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"

 Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....