Дидактическая игра "Синквейн"
материал по развитию речи (старшая группа)

Лебедева Ольга Васильевна

Метод дидактического синквейна. Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать . Учу составлять детей дидактические синквейны в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_sinkveyn_dlya_starshih_doshkolnikov.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дидактический синквейн , как инновационная игровая технология в работе с дошкольниками по развитию речи». МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

Слайд 2

Актуальность . Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, детям трудно выучить наизусть стихотворение. Одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. Метод дидактического синквейна . Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать . Я учу составлять детей дидактические синквейны в форме игры .

Слайд 3

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси благодаря японской поэзии. Существуют два основных правила составления синквейнов , первое правило составления классических (традиционных) синквейнов , заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. А второе правило, оно же и более современное и более распространенное дидактическое , которое и стали так широко применять в учебных заведениях многих стран, в образовательных целях. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте.

Слайд 4

Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна , краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте.

Слайд 5

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях и в режимных моментах, синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Слайд 6

При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие : В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна , обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или, существительное и отвечает на вопросы : Кто? Что? Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные , отвечающие на вопросы : Какой? Какая?

Слайд 7

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия , отвечающие на вопрос : Что делает? В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме . Иногда это может быть просто известный афоризм , фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов . Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения , отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне , и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос : Кто? Что ?

Слайд 8

Слово " синквейн " происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: • 1 строчка - одно существительное; • 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное; • 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного; • 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное; • 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному. Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Слайд 9

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников. В чем же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои как творческие, речевые, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна может использоваться как заключительное задание по пройденному материалу (лексической теме). Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки. Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации .

Слайд 10

К основным правилам составления синквейна относятся следующие: строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ; строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами. строка – три слова (глаголы) . Действия предмета, относящиеся к теме. строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Слайд 11

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений: Словесные игры и упражнения ( «Кто это? Что это?» , «Отгадай загадки» , «Узнай по описанию» , «Скажи, какой? какая? какое? какие?» , «Подбери признаки» , «Кто что делает?» и другие). Дидактические игры ( «Найди пару» , «Кто что делает?» , «Слова с противоположным значением» и др.), Настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи» . Речевые тренинги (картотека материала для речевых тренингов) . Игры малой подвижности ( «У Маланьи, у старушки» , «Что мы делаем – не скажем» , «Живые слова» и другие).

Слайд 12

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется , расширяется и совершенствуется словарь дошкольников . Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета» , тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» , я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. 1-ая строчка «Кто? Что?» - существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя) ; 2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку; 3-я строчка «Что делает?» - три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;

Слайд 13

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы. 4-ая строчка синквейна - четыре слова , ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть 5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Слайд 14

Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо : • иметь достаточный словарный запас в рамках темы, • понятиями : слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак, • научиться правильно, понимать и задавать вопросы, • владеть навыком обобщения, • согласовывать слова в предложении, • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Слайд 15

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить !!! • что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец, • если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами, • работа над синквейном начинается в конце лексической недели, • на первых порах при составлении синквейна работу с детьми следует проводить в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.

Слайд 16

Способы работы с дошкольниками с синквейнами . 1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего). 2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки. 3. Коррекция и совершенствование готового синквейна . (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить). 4. Можно использовать синквейн : на занятиях для закрепления изученной лексической темы; 5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов». 6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Слайд 17

Рассмотрим один из способов работы с дошкольниками с синквейнами : • составление синквейна может использоваться как заключительное задание по пройденному материалу (лексической теме).

Слайд 18

Например, « АРБУЗ» : Имя существительное, выраженное одним словом: Арбуз Описание темы двумя именами прилагательными: Круглый, вкусный Описание действия тремя глаголами: З реет, растёт резюме сказанному : Арбуз- большая ягода Слово-синоним: Лето

Слайд 19

1. Арбуз 2.Круглый,вкусный 3.Зреет, растёт 4.Арбуз- большая ягода 5.Лето. Лексическая тема: «ЯГОДЫ»

Слайд 20

Например, «ДОМ»: Имя существительное, выраженное одним словом: Дом Описание темы двумя именами прилагательными: большой, крепкий Описание действия тремя глаголами: защищает, греет резюме сказанному : Дом- нужен всем людям Слово-синоним: Убежище

Слайд 21

Лексическая тема: «Мой дом» 1. Дом 2.Большой, крепкий 3.Защищает, греет 4.Нужен всем людям 5. Убежище

Слайд 22

1 . ЯБЛОКО 2. Зелёное, сладкое. 3. Растёт, спеет, наливается. 4. Я ем яблоко. 5. Фрукт. Лексическая тема: «ФРУКТЫ»

Слайд 23

Лексическая тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» 1. СНЕГИРЬ 2. Красногрудый, черноголовый. 3. Сидит, клюёт, пугается. 4. Снегирь прилетает зимой. 5. Холод.

Слайд 24

Лексическая тема: «Новый год» 1. Новый год. 2. Радостный, долгожданный. 3. Приходит, веселит, радует. 4. Я люблю этот праздник. 5. Подарки.

Слайд 25

Лексическая тема: «Время года» 1. Зима. 2. Снежная, холодная. 3. Морозит, заметает, восхищает. 4. Серебристым снегом укрывает землю. 5. Волшебница.

Слайд 26

Лексическая тема: «8-е Марта» 1. Мама. 2. Умная, красивая, добрая. 3. Читает, вяжет, готовит, убирает. 4. Любит меня и папу. 5. Семья.

Слайд 27

Лексическая тема: «Домашние животные» 1. Котёнок 2.Чёрненький, пушистенький 3.Играет, спит, ест 4.Он мой друг 5.Домашнее животное

Слайд 28

Лексическая тема: «Скоро в школу» 1. ШКОЛА 2.Светлая, большая 3. Учит, воспитывает, развивает 4. В школе учатся дети. 5. Здание.

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....